Про фильм "Праздник"
На модерации
Отложенный
Сразу скажу: начинала смотреть уже с предубеждением. Закончила просмотр--ничего не изменилось. Не нравится и даже отчасти подбешивает.
А теперь о причинах. Главная причина, очевидная для многих,-- абсолютная несовместимость блокадной тематики и праздничной комедии.
Возражение: ну, вот снял же Роберто Бениньи свой оскароносный фильм "Жизнь прекрасна" про настоящий страшный концлагерь, да ещё и комедия оказалась.
Нет, ребятЫ, есть огромная разница.
И вот она в чём.
Начнём издалека, из 1944, кажется, года. Не буду утверждать точно. Но вот затеяли как-то снимать комедийный фильм "Небесный тихоход", да чтоб с песнями-плясками, да чтоб про войну и про любовь и красивых женщин. Говорят, многие редакторы и рецензенты плевались дальше, чем видели, от одной только этой идеи: да разве ж можно про войну--и вдруг комедия!
Съемочная группа всё равно фильм сняла, и мы его все видели, и актёры там хорошие, и если о комедийности ещё можно сегодня спорить, то вот то, что фильм в те годы шёл на ура--это точно. Зритель полюбил его, хотя и про войну, и комедия. И ведь не вызывает отторжения у большинства до сих пор.
А теперь к Леониду Быкову. Снял он замечательные фильмы о войне. " В бой идут одни старики"--шедевральная вещь без оговорок. И да, про войну. И да, там есть забавные персонажи,комедийные моменты и весёлые песни. И есть чудесная цитата : "Кто сказал, что нужно бросить песню на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне!"
Зрители в восторге, госпремия, кажется и прочие вещи.
А между тем--почти комедия --и про войну.
Роберто Бениньи пресловутый. Герой--забавный маленький человечек, который хотел как-то отвлечь ребёнка от ужасов концлагеря и фактически создал для него воображаемую и очень реальную игру, сделал ужасное прекрасным. Местами очень смешно. Местами до слёз.
Сюда же можно отнести и удивительно добрый и смешной фильм про лейтенанта Курочкина-"На войне как на войне".
А теперь, как говорят в известной передаче, внимание--вопрос: почему -четыре названных мною фильма не вызвали отторжения, несмотря на очевидное несоответствие темы( концлагерь, смерть,война) и жанра( комедия)?
Потому что режиссёры, снимавшие эти фильмы, были очень хорошими, фантастическими мастерами каждый в своё время, они сумели пройти по тоненькой грани между кощунством и жизненностью. Эти режиссёры создали трагикомедии, в которых смех сквозь слёзы, и в каждом из них есть патриотизм, героизм и хохма своя,поэтому герои очень живые, и зритель их воспринимает как своих хороших знакомых.Забавность и смех--не всегда кощунство, иногда это высший пилотаж в кинематографе или в литературе.Поэтому, когда смотришь хорошее кино, и насмеёшься вдоволь, и наплачешься , и нагордишься, и насочувствуешься...
Хороший ли режиссер А.Красовский?
Это пока для меня вопрос открытый. Кино "не зашло",а причины--выше.
Комментарии
Дело - в совести. В той загадочной штуке, которая отличает русского человека.
А вот с этим у пана Красовского - "недостача"... И её уже никаким ремеслом, и даже мастерством не возместишь.