Несколько слов о двух мэтрах фотографии

На модерации Отложенный

Часто в сети, на фото-форумах, при сравнении  возможностей фотоаппаратуры обсуждении результатов каких-либо из фотоконкурсов (типа никоновского "Я в сердце изображения") приходится слышать от некоторых участников обсуждения снисходительно-покровительственные реплики относительно того, что главное для получения общепризнанного результата , мол, вовсе и не качество техники, а "рукастость" ее обладателя. Без сомнения, в таких суждениях есть доля правды. Но какова эта доля? Что вообще является главным, определяющим, в фотоискусстве?  

Фотографирование ныне, учитывая популярность и массовость этого занятия, в своих лучших образцах, все больше и больше становится искусством, при чем, искусством весьма демократичным, доступным многим даже далеко нетворческим людям. 

Скажу сразу, в споре о том, что главнее техника или сноровистость фотографа я занимаю усредненную позицию. И этой своей позиции я нашел подкрепление в результате последней своей поездки в Питер. Там мне удалось побывать на двух фотовыставках: Анни Лейбовиц в Эрмитаже и Жан-Мари Перье в Музее современного искусства "Эрарта". Это два ныне здравствующих всемирно известных, можно сказать, входящих в мировую элиту, мэтра фотографии. Уже сам тот факт, что Эрмитаж, сокровищница мирового искусства, не только принял в дар 10 фотографий Анни Лейбовиц, но, и, как ценность, равную другим его экспонатам, демонстрирует их в виде отдельной экспозиции в специально выделенном для этого зале корпуса Главного штаба, говорит сам за себя…  

Вот несколько снимков из этой экспозиции, которая является отголоском большой выставки А.Лейбовиц, проходившей в Эрмитаже в 2013 году (после которой и состоялся, собственно, акт дарения этих десяти снимков)

У всех этих снимков имеется своя предыстория. Но дело не в ней.  Эта небольшая выставка пробудила мой интерес к биографии А.Лейбовиц. Оказалось, что ее прадеды по линии матери были еврейскими эмигрантами из России, а по линии отца – румынами… Анни была третьим из шести ребенком в семье военнослужащего, летчика ВВС США.

После обучения в Сан-Францисском институте искусств и его окончания 13 лет работала фотографом в известном журнале "Rolling Stone", после чего перешла в не менее, а, даже, более известный в США журнал "Vanity Fair". О моменте попадания в штат известного издания начинающего фотографа практически ничего не известно. Однако, согласитесь, выглядит не очень убедительно: начинающий фотограф не только сразу после института оказывается в штате солидного издания, но и еще получает самостоятельный (не в качестве ассистента более опытного фотографа) доступ к всемирно известным персонам типа Дж. Леннона. Много ли вы сможете назвать таких удачливых фотографов?...

Кстати, одна из первых фотографий А.Лейбовиц, принесшая ей признание – это фото Дж.Леннона и Йоко Оно, попавшая на обложку очередного номера журнала "Rolling Stone". Вот это фото (выбранное из серии снимков редактором журнала) -

Можно по разному относиться к этому фото в плане оценки ее художественной ценности. Но нельзя не отметить, что на этой оценке не мог не сказаться тот факт, что буквально через 5 часов после того как был произведен этот снимок, Леннон был убит… Это буквально один снимок из его САМОЙ ПОСЛЕДНЕЙ фотосессии. Причем проведена эта фотосессия была именно А.Лейбовиц…

Я долго рылся в сети пытаясь определить, чем же, по большей части, из фотоаппаратуры пользовалась в своей профессиональной практике А.Лейбовиц. По большей части сеть пестрит ее фотографиями с довольно скромными малогабаритными дальномерными камерами. Читал даже, в одном из интервью, ее восторженный отзыв о фотографических возможностях iPhone 4… Ну, что тут скажешь. Подозреваю, что это - преднамеренное заявление, связанное с какими-то ее обязательствами перед производителями техники. Ведь не секрет, что А.Лейбовиц почти постоянно испытывала в процессе своей работы серьезные финансовые трудности. И это несмотря на свои многомиллионные заказы. На самом-то деле в профессиональной своей деятельности она использовала среднеформатные камеры, что широкопленочные, что современные цифровые с просто огромными сенсорами. Ну, и соответствующие объективы, конечно… Можно найти не так уж много фотографий самой А.Лейбовиц, где она держит в руках такого рода камеру. Из-за низкого разрешения снимков прочитать марку камеры мне не удалось… Но это камеры со стоимостью начинающейся где-то от 2,5 миллионов рублей за штуку…

Теперь несколько слов о Жан Мари Перье.

В 1956 году, в 16 лет от роду, он стал ассистентом фотографа Даниэла Филипакки, сотрудничавшего с несколькими журналами, такими как Marie ClaireParis Match и Jazz Magazine. Даниэл открыл юноше мир фотографии и именно благодаря ему Жан-Мари удалось создать в период 50-60 годов портреты таких мировых звезд как Майлз Дэвис, Диззи Гиллеспи, Элла Фицджеральд, Каунт Бейси и др. В 60-е годы Перье работал фотографом в Алжире, отбывая там воинскую повинность. Вернувшись получил, от того же Д.Филипакки предложение работать в журнале о музыкальной молодежной культуре "Salutles Copains".

"Я мог делать все, что хотел. Не было никаких посредников и ограничений в бюджетах. Мы были молоды и фотографировали так, как нам хотелось" – вспоминает о том периоде своей жизни Ж.М.Перье.

Вот несколько снимков с его выставки в питерском музее –

В одном из больших интервью, взятом российским журналистом по ходу аналогичной выставки в Москве Ж.М.Перье, кстати, так же как и А.Лейбовиц, нахваливая фото-возможности (правда, с упором на видео) iPhone, на вопрос об используемой им аппаратуре ответил уклончиво типа "…чем я только не снимал…". Полагаю, что как и А.Лейбовец с самого начала он не испытывал проблем с возможностями техники. На текущий период времени они всегда были на максимуме (работа с глянцевыми печатными изданиями и профессиональными фотографами со своей студией давала возможность использовать профессиональную служебную, постоянно обновляемую, технику).

Из всего сказанного делаю такие выводы, что для успеха на поприще фотоискусства нужно несколько составляющих:

1.Иметь достаточно могучую фотоаппаратуру. Имею в виду не только сами фотоаппараты и объективы, но и аксессуары к ним.

2.Иметь серьезную аккредитацию, т.е. работать на серьезную медийную организацию, дающую доступ к медийно знаменитым персонам, эксклюзивным мероприятиям и т.п.. Конечно, медийность организаций и персон, к которым получает доступ фотограф м.б. разного уровня – местного (муниципального), областного (регионального), федерального (государственного), глобального(интернационального). Но факт остается фактом – известность фотографа во многом определяется тем, кого он снимает. Если тот кого он снимает знаменит, то и фото приобретает сразу или несколько спустя статус исторического ( к примеру обложка журнала с фото обнаженного Леннона с одетой Йоко Оно через 25 лет после съемки была признана лучшей обложкой 40-летия).

3. Как этого (пункта 2) добиться – отдельный вопрос. Биографии А.Лейбовиц и Ж.М.Перье, доступные в сети, полностью дать мне ответ на этот вопрос не смогли. В случае с Перье предполагаю счастливое для него стечение обстоятельств – знакомство с профессиональным фотографом Даниэлом Филипакки. Хотя, зачем бы тому принимать такое участие в судьбе молодого, на тот момент, человека, по нынешним временам, не совсем понятно (вопрос нетрадиционной ориентации затрагивать не хотелось бы). В случае же с А.Лейбовиц тоже, полагаю, не обошлось, в начале карьеры как самостоятельного фотографа, без чьей-то протекции. Попасть в журнал "Rolling Stone" у них тогда - это, примерно, как начинающему фотографу у нас сейчас – в журнал "Максим", "замучаетесь пыль глотать" по меткому выражению нашего президента. При несколько более длительном и внимательном изучении ее биографии появляются определенные мысли о не вполне традиционных и чисто дружеских отношениях с известной американской писательницей Сьюзен Зонтаг, в тандеме с которой она выпустила первую свою книгу. То там, то здесь нет-нет, да промелькнет тот или иной тонкий намек на это… Так это или нет, в общем, не важно. Важно то, что дело продвижения как продукта деятельности, так и его производителя часто зависит от наличия или отсутствия той или иной помощи со стороны. Нам в, России, это хорошо известно. И судя по всему, так же в целом обстоит дело везде. Просто не везде это принято обсуждать открыто…

4. Иметь познания во всех сферах фотодела, и чем глубже, тем лучше. Разбираться в тонкостях цветопередачи, света теней, сюжета и …, т.е. всего того, чему учат живописцев.

5. Ну и, конечно, помимо могучей техники, протекции или знакомства, а то и счастливой случайности, могущих открыть доступ к известным личностям, любого вида образования в области изобразительных искусств, фототехники, надо обладать неким даром видения, которое может быть у человека сразу от рождения, может приходить с опытом, а может и вовсе отсутствовать и не вырабатываться в принципе…

Вы со мной согласны?

P.S.: Пересъемка фотографий с выставок произведена фотокамерой Nikon D5300.