Печальный день рождения

На модерации Отложенный
 
Печальный день рождения Правда, Медицина, Реформа, Длиннопост

По результатам проверки Счётной палаты РФ в девяти регионах, где созданы перинатальные центры, отмечено увеличение младенческой смертности

 

В декабре 2013 года правительством РФ была принята амбициозная программа по строительству 32 новых перинатальных центров в 30 регионах. Целями программы объявлялось «обеспечение доступности и качества медицинской помощи матерям и детям, снижение материнской и младенческой смертности». Конкретные цифры декларировались в «майском указе» президента Владимира Путина: к 2024 году показатель младенческой смертности в России должен снизиться до 4,5 случая на 1 тысячу родившихся детей.

 

ИТОГИ НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ: введено в строй 27 центров; по стране смертность младенцев в январе—июле 2018 года — 5,2 случая на 1 тысячу родившихся; в девяти регионах, осчастливленных появлением современных ПЦ, смертность новорождённых по сравнению с аналогичным периодом прошлого года даже выросла.

 

Казалось бы: как же так? А между тем специалисты изначально предсказывали печальное развитие событий. И как видим, к сожалению, оказались правы.

 

Строительство перинатальных центров подавалось как очередной мегапроект наряду с возведением мостов, газопроводов, реновацией и пр., о чём можно судить по выделенной на эти цели серьёзной сумме 83,7 млрд рублей. Построили, деньги освоили, отрапортовали...

 

Наиболее показательным можно считать случай с Брянским перинатальным центром, который на второй день после открытия посетили президент России Владимир Путин, вице-премьер Ольга Голодец и министр здравоохранения Вероника Скворцова, о чём взахлёб рассказывало наше телевидение. Не прошло и трёх месяцев, как данный перинатальный центр был срочно закрыт «на профилактику», а Следственный комитет РФ сообщил о возбуждении дела в связи со смертью 11 новорождённых (по словам активистов, они нашли 15 женщин, чьи дети умерли в этом роддоме от внутрибольничной инфекции).

 

Конечно, можно приводить доводы о том, что теперь стали выхаживать недоношенных младенцев с весом от 500 граммов, чего раньше не делали. Но ведь именно для этого и были построены эти суперсовременные перинатальные центры. К тому же мамы погибших брянских младенцев утверждают, что у их новорождённых детей вес был более двух килограммов.

 

Тем временем под бравурные марши строительства перинатальных центров были закрыты сотни роддомов и родильных отделений по всей стране. По подсчётам экспертов Центра экономических и политических реформ (ЦЭПР) на основании данных Росстата, в 1990—2015 годах число коек для беременных женщин в России сократилось почти в два раза — со 122 тысяч до 69,4 тысячи. Для сравнения: в 1940 году в РСФСР было 90,7 тысячи коек для беременных. Кроме того, в Советском Союзе существовала сеть акушерских пунктов, которая охватывала всю страну, включая удалённые регионы и небольшие населённые пункты. Вместо этого женщинам России было предложено консультироваться, обследоваться, лечиться, рожать и реабилитироваться в хорошо оснащённых, но отстоящих порой за сотни километров центрах.

 

И вот случилось предсказуемое: вложили миллиарды в роддома-дворцы, а «неблагодарные» женщины норовят рожать «где ни попадя». Сколько ни измываются над народом, а люди всё ещё живут и в деревнях, и в далёких посёлках, и в глухих районах, до которых и дорог-то нормальных не проложено. Так и возят рожениц по грязи и бездорожью, в мороз и жару в проржавевших «скорых» с отваливающимися колёсами. И сколько родилось деток не в закрытом «для блага счастливого материнства и детства» отделеньице райбольнички и не в роскошном перинатальном центре в столице области или края, а прямо по дороге в машине! Хорошо ещё, если женщина и ребёнок здоровы и роды прошли нормально. А если это экстренные, с патологией роды, когда важна каждая минута?

 

Несмотря ни на что, власть не собирается признавать свои ошибки. Всю ответственность за жизнь младенцев и их матерей возлагают на врачей. Уже заведены десятки дел на работников роддомов. Как, например, в Калужской области, где, по данным госстатистики, показатель младенческой смертности за последний год увеличился на 23,1%, заведующую отделением акушерства и гинекологии Жуковской ЦРБ Шелабию Халилову, врача-педиатра Татьяну Васильеву и экс-заместителя главврача Калужской областной больницы Александра Ругина обвиняют ни много ни мало — в убийстве новорождённого! Конечно, именно врачи «виноваты» в том, что в районном отделении больницы отсутствует аппаратура для выхаживания недоношенных новорождённых со сверхнизким весом (ребёнок родился весом 640 граммов и без дыхания), потому что кто-то «сверху» посчитал достаточным одного такого оснащённого роддома под названием «перинатальный центр» на весь регион.

 

Именно врачи «виноваты» в том, что не решились везти роженицу за много километров по чёрт знает какой дороге, не без причины опасаясь за её жизнь и жизнь ребёнка. Теперь область, и без того страдающая от дефицита врачей, лишилась ещё трёх акушеров-гинекологов. Какой выход будет у калужских матерей: рожать с помощью повитух?

Вообще не рожать? Не этого ли и добиваются сегодняшние власти?

 

Впрочем, если женщине повезёт добраться до заветного ПЦ, в положительном исходе всё равно нет никакой уверенности. Ведь успешность любого ЛПУ заключена не в красивых стенах и во многом даже не только в современной аппаратуре, но прежде всего — в современных высококвалифицированных кадрах. А с этим сейчас в нашей стране настоящая катастрофа. Оставшиеся после «оптимизации», после массового ухода из госмедицины и даже из профессии медики, согласные на унизительные условия работы, вкалывающие на 1,5—2 ставки, заняты сегодня больше собственным выживанием, нежели интересами пациентов.

 

Неудивительно, что роженицы, которым посчастливилось рожать в самых новомодных перинатальных центрах, всё чаще жалуются на непрофессионализм, хамство и корыстолюбие работающих там врачей и медсестёр. Когда читаешь в интернете отзывы о деятельности этих оснащённых по последнему слову техники и хорошо отремонтированных центров, волосы встают дыбом.

 

«По чистоте — нареканий нет, что касается медсестёр и врачей, то отношение хамское, всем на тебя наплевать, с тобой как с человеком вообще не считаются. Сама медик, и смотреть на такое просто отвратительно».

 

«Я уже начала рожать и в течение долгого времени не могла докричаться никого. Потом пришли с вопросом: типа, чего кричишь, все на нервах».

 

«Положили на сохранение, 23 недели… На меня кричали, что мест нет, поместили на кушетку. Лечения не было вообще, только три укола, оставалась там три дня, больше ничего мне не делали. Лежала на шестом этаже, когда выписывалась, попросила спустить меня с пакетами на лифте, на что мне сказали: «Иди по лестнице».

 

«Жена рожала, обращались с ней как со скотиной. Долго мучилась, не клали на кесарево, с жуткими схватками промучилась, пока врач придёт. В итоге при родах вывернули ребёнку правую ножку».

 

«Это областной перинатальный центр, который по определению должен быть лучшим! А выходит так, что женщины пугаются и, попав сюда, поскорее хотят уйти. Полный бардак, режима никакого, врачей не дозовёшься, а если приходят, то каждой уделяют по одной минуте. Еда ужасная, как баланда… Если бы не передачки, совсем бы туго пришлось… Персонал разный, на кого нарвёшься. Из плюсов — только внешний и внутренний ремонт здания, ну и красивые виды из окна... Очень не хочется сюда попадать вновь».

 

И это отзывы тех мамочек, у которых роды окончились более или менее благополучно.

 

К сожалению, судя по статистике, нашим новорождённым всё чаще не удаётся пережить свой день рождения. За последний год младенческая смертность выросла: в Республике Хакасия — на 31%, в Нижегородской области — на 37,2%, в Челябинской — на 26%, в Тамбовской — на 14,3%, в Самарской — на 4,8%,. Уголовные дела о гибели трёх младенцев в перинатальном центре расследуют в Белгороде. Из-за смерти детей в ПЦ возбуждены уголовные дела в Хакасии, Ростове-на-Дону, в роддомах Красноярского края и Томской области (томские СМИ бьют тревогу: по итогам года число умерших в этой области новорождённых перевалило уже за 40…). Сообщается о десяти случаях смерти новорождённых в перинатальном центре Оренбурга с 2014 по 2017 год, о смерти ребёнка в Калининграде из-за отказа ввести дорогостоящее лекарство...

 

Конечно, хотелось бы услышать мнение и самих медиков. Однако люди в белых халатах предпочитают голосовать молча «ногами», а те, кто остаются работать, не выступают против системы, чтобы не быть тут же из неё изгнанными. В редких случаях свой голос возвышают лишь те, кто или оказался уже «оптимизированным» из госмедицины, или на грани увольнения.

 

Так случилось с главным акушером-гинекологом Ростовской области профессором Ириной Буштырёвой, открыто обвинившей минздрав Ростовской области в сокрытии истинной ситуации по младенческой смертности в регионе. В частности, она рассказала местным СМИ о том, как врачи под давлением областных медицинских чиновников, по всей видимости, вынуждены, по сути, убивать недоношенных детей (занижать вес младенца, чтобы не оказывать дальнейшую помощь, запрещать районам присылать в областной перинатальный центр пациенток на 22—26-й неделях беременности, у которых возникала угроза преждевременных родов, и т.д.), дабы не портить отчётность. Кроме того, было поведано о 12 аппаратах искусственной вентиляции лёгких, которые находятся в нерабочем состоянии, и о том, что в 44 инкубаторах для новорождённых не проводятся периодические чистки и замены воздушных фильтров, что может способствовать развитию внутрибольничной инфекции…

 

Примечательно, что младенческая смертность — лишь фрагмент в большой картине резкого сокращения населения России, наметившегося в последние годы. По свежим данным Росстата, за девять месяцев этого года в стране родилось 1210023 человека — на 61595 меньше, чем год назад. За тот же период умерло на 5584 человека больше, чем за аналогичный период прошлого года. Естественная убыль населения за девять месяцев составляет 173355 (по сравнению с прошлым годом — более чем на 67 тысяч!). То есть население России сокращается со скоростью 19262 человека в месяц!

 

Эти цифры — всё, что можно сказать о социальной политике нынешней власти.

 

Автор: Мария ПАНОВА.