Средство от брони

Во всем мире вот уже четыре десятка лет основные боевые потери танкисты несут не от вражеских танков и тем более не от артиллерии, а от мин, фугасов и разнообразных кумулятивных боеприпасов. Противотанковые ракетные комплексы и ручные противотанковые гранатометы с кумулятивными зарядами стали, по сути, “ручной артиллерией”, придав пехоте новые возможности. Кроме того, ПТРК можно устанавливать на самые различные транспортные средства, включая бронетранспортеры и автомобили.

В октябре 1973 года арабские пехотинцы из советских РПГ-7 и ПТРК “Малютка” нанесли Израилю до 90% его потерь в танках. В 1982 году большую часть сирийских танков в Ливане подбили израильские спецназовцы на джипах, оснащенных американскими ПТРК “Тоу”, а вовсе не танкисты и не летчики. Аналогично армия обороны Израиля абсолютное большинство потерь в танках несла и несет от различных советских и российских ПТРК. От них же, а также от “Тоу” гибнут танки сирийской армии и всех ее противников в ходе нынешней гражданской войны.

Новейшие танки имеют активную, разнесенную и многослойную броню, что создает проблемы даже для ПТУР с тандемными боевыми частями. Еще более снижают возможности “ручной артиллерии” разнообразные средства активной защиты танков типа “Шторы” или “Арены”, уничтожающие ракеты и гранаты на подлете к танку. Тем не менее абсолютной панацеей никакое из этих средств не является. До сего дня самые современные танки горят и взрываются от далеко не новых “Корнетов”, “Метисов” и даже “Фаготов”. А уж более легкую бронетехнику и почти любые наземные сооружения ПТРК уничтожают, как правило, вообще без проблем.

Несмотря на столь активное развитие ПТРК, РФ остается практически единственной страной мира, сохраняющей на вооружении противотанковую артиллерию. Ее единственным же представителем является 100-мм противотанковое орудие МТ-12, способное стрелять как обычными снарядами, так и ПТРК “Кастет”. Кроме того, специально для ВДВ создана противотанковая самоходная артустановка 2С25 “Спрут” со 125-мм пушкой, аналогичной пушкам советских танков.

На вооружении сухопутных войск РФ до сих пор остались самоходные ПТРК “Конкурс” на базе БРДМ-2 общим количеством примерно 100 единиц. Они имеются на 102-й военной базе Южного военного округа в Армении и в бригадах Восточного округа. Видимо, считается, что против китайских танков этого будет достаточно, что является глубочайшим заблуждением.

В войсках всех округов и Объединенного стратегического командования “Север” имеется до 350 единиц самоходных ПТРК “Штурм-С”. Примерно 60 ПТРК “Хризантемы-С” состоят на вооружении Таманской дивизии Западного округа, дислоцированного в Крыму 8-го артполка и двух артбригад в Ингушетии и в Кемеровской области. Примерно 25 САУ 2С25 состоит на вооружении 76-й десантно-штурмовой дивизии и 98-й воздушно-десантной дивизии. ПТО МТ-12 в частях имеется примерно 250 единиц. На складах и базах хранения находится предположительно около 100 “Конкурсов”, до 400 “Штурмов-С”, до 150 орудий МТ-12. Количество переносных ПТРК и тем более РПГ неизвестно даже приблизительно.

Насколько достаточным является такое количество противотанковых средств – вопрос риторический, но один “нюанс” отметить необходимо. Единственное место, где армия РФ может встретиться с большими массами современных танков – это “высокие берега Амура” и “дикие степи Забайкалья”. Танки эти будут китайскими, причем Туре 96 и, тем более, Туре 99 ничем не хуже “Абрамсов”, “Челленджеров-2” и “Леопардов-2”. Только их будет в разы больше. И сидеть в них будут не европейские игрушечные “профессионалы” и не украинские “киборги”, а настоящие бойцы. Соответственно, когда новейшие “Хризантемы” едут на запад РФ, а на востоке остаются древние “Конкурсы” – это не просто странно. Это полная неадекватность военного планирования.