Серьезные люди
20.01.2011
Американские хасиды вызволяют из России религиозную библиотеку
"Библиотека Шнеерсона" представляет собой коллекцию древнееврейской религиозной литературы, состоящую из 12 тысяч книг и 50 тысяч документов, в том числе 381 манускрипта. Начало этой библиотеке в XVIII веке положил глава общины хасидов из деревни Любавичи Ицхак Шнеерсон, духовные наследники которого теперь живут в США и представляют религиозное движение "Хабад". Они считают это собрание святыней, вот только хранится "Библиотека Шнеерсона" в России, и отдавать ее хасидам никто не собирается.
В августе 2010 года Федеральный окружной суд Вашингтона постановил, что Россия должна вернуть "Хабаду" часть собрания Шнеерсона, а именно 25 тысяч страниц рукописей. Тогда российская реакция была очень жесткой: в официальном заявлении МИД назвал решение суда "ничтожным с правовой точки зрения" и "грубейшим нарушением общепринятых норм и принципов международного права".
В России библиотека хранится с момента своего создания, то есть с 1772 года. В 1915 году, в разгар Первой мировой, когда Любавичи оказались в опасной близости от линии фронта, потомок основателя библиотеки Йосеф Ицхак Шнеерсон покинул деревню и отправился в Ростов-на-Дону. Часть своей библиотеки - около 12 тысяч книг - он сдал на хранение в Москву. Через три года это собрание было национализировано и вскоре отошло Румянцевской библиотеке (впоследствии Российская государственная библиотека), где хранится и сейчас.
В 1927 году Шнеерсон покинул Советский Союз, забрав с собой другую часть библиотеки, в общей сложности насчитывавшую около 25 тысяч страниц рукописей. В самом начале Второй мировой войны Шнеерсон спешно уехал из Польши, где он тогда находился, в США, оставив библиотеку, которая в итоге попала в руки нацистов. После войны эти документы были возвращены в СССР и сданы в архив Красной армии (сейчас Российский государственный военный архив). В 1950 году Йосеф Шнеерсон умер, и дело продолжил его зять, возглавивший движение "Хабад" Менахем Мендл Шнеерсон.
За последующий после этого период, вплоть до решения американского судьи по делу о "библиотеке Шнеерсона", ситуация обросла таким количеством подробностей, что целиком пересказать их можно, только не имея чувства жалости к читателю. Достаточно отметить, что спор за библиотеку начался очень давно и активизировался в начале 1990-х годов. Тогда, после развала СССР, любавичские хасиды устраивали у Российской государственной библиотеки многочисленные пикеты и голодовки, и им почти удалось добиться своего.
 |
|
Менахем Мендл Шнеерсон. Изображение с сайта soc.qc.cuny.edu
|
В октябре 1991 года Высший арбитражный суд РСФСР признал требования хасидов законными и постановил отдать им библиотеку. Однако на защиту собрания встали тогдашний директор РГБ Виктор Дерягин, отказавшийся следовать решению суда, и министр культуры Николай Губенко.
В результате, несмотря на вмешательство Сената США, в феврале 1992 года все решения о передаче библиотеки "Хабаду" были отменены, и она осталась в России. Продолжением этой истории стал иск любавичских хасидов в суд Вашингтона, поданный в 2006 году.
Вновь вспомнить о ситуации вокруг "библиотеки Шнеерсона" заставило недавнее выступление министра культуры России Александра Авдеева. В эфире радиостанции "Эхо Москвы" он заявил, что эта библиотека - законная собственность России, и добавил, что американский суд вынес решение против российского государства, хотя "по международному праву государство неподсудно". Более того, Авдеев развил тему в неожиданном ключе, заявив, что из-за этого скандала с августа 2010 года российские художественные выставки перестали возить в США.
По словам министра, такое решение было принято, так как существует юридическая опасность их ареста. Однако, вопреки заявлению Авдеева, 23 октября 2010 года в Музее русских икон в Массачусетсе открылась выставка икон из собрания Музея имени Андрея Рублева, которая продлится до 25 июля 2011 года. Судя по афише на сайте американского музея, иконы пока никто не арестовал.
Помимо объекта притязаний "Хабада" в России хранится еще одно собрание древнееврейской литературы, проблема возвращения которого рассматривается на самом высоком уровне. Речь идет о библиотеке барона Гинцбурга, видного представителя династии Гинцбургов, одной из самых влиятельных еврейских семей в Санкт-Петербурге XIX века. Гинцбург умер в 1910 году и, в отличие от Шнеерсона, который не оставил завещания, свое собрание книг и документов распорядился передать Еврейской публичной библиотеке в Иерусалиме. Но последнюю волю барона помешала исполнить сначала Первая мировая война, а потом революция.
В итоге в 1918 году собрание барона Гинцбурга также было национализировано и передано Румянцевской библиотеке. На тот момент оно насчитывало около 35 тысяч сочинений и считалось вторым по величине собранием древнееврейских рукописей в мире, но в XX веке поуменьшилось. Впрочем, большая его часть до сих пор хранится в РГБ. Вопрос о передаче библиотеки Гинцбурга Израилю поднимался в ходе визита Биньямина Нетаниягу в Москву в сентябре 2009 года. Ожидалось, что он будет затронут и во время поездки Дмитрия Медведева в Израиль в январе 2011 года, однако этот визит был отменен. По слухам, публиковавшимся в израильских СМИ, как раз из-за библиотеки Гинцбурга.
Итого в России находятся сразу два важнейших для иудеев собрания книг и рукописей, которые, по мнению многих, нужно вернуть хотя бы ради восстановления исторической справедливости. Сложно оценить, впрочем, где она, эта историческая справедливость. Еще сложнее представить себе, что этот вопрос разрешится сейчас, когда "перезагрузка" отношений с США выражается в боязни отправлять туда художественные выставки.
Доступ к древнееврейским книгам, к получению которых "Хабад" прилагает столько усилий, можно получить в специально отведенной для этого комнате в Центре восточной литературы РГБ. Читательский билет библиотеки обойдется всего в 100 рублей.
Комментарии
http://gidepark.ru/user/790877778/article/248769
http://hodos.kharkov.ua/sindrom/02.html
7 сентября 1991 года московское, а затем и всесоюзное телевидение сообщило, что здание библиотеки им. Ленина захвачено группой лиц, называющих себя хасидами и требующих выдачи им так называемой «коллекции Любавичского Ребе», обвиняя библиотеку в «воровстве». Был избит милиционер, которого увезла «скорая», десятки других хабадников в это время громили мебель и оборудование.
Подобные действия дали возможность ряду средств массовой информации выступить со следующими утверждениями: «Хасиды — это религиозная секта внутри иудаизма. Важнейшим в идеологии хасидизма является принцип террора — физического уничтожения отступников иудаизма и наиболее опасных, по их оценкам, иноверцев» («Русский вестник», статья «Хасиды — меч над еврейством»).
К слову, через несколько лет на обложке хабадского журнала «Лехаим» появится знаковая фотография: министр культуры России Е. Сидоров передает книгу из библиотеки им. Ленина вице-президенту США А. Гору, о котором в 1991 году в Нью-Йорке в резиденции Любавичского Ребе мне не без гордости сообщили как о человеке Хабада.
Погром в библиотеке вполне себя оправдал.
В начале октября 1991 года делегация, возглавляемая Берлом Лазаром, в составе шести глав крупнейших общин СССР (я в том числе) вылетела в Нью-Йорк. Мое месячное пребывание в Бруклине — отдельная тема для большого серьезного исследования, так как много вопросов — без ответов по сей день — породила эта поездка. В частности, она оказалась первой и последней подобного рода, когда главы крупнейших «советских» общин посещали штаб-квартиру Хабада.
Видимо, тогда это было связано с прогнозируемым распадом СССР. Учитывая состояние громадной страны накануне готовившегося развала, возникла крайняя необходимость целенаправленного инструктажа и дозированной информации. Кроме того, надо было убедить американскую общественность в том, что Хабад уже захватил крупнейшие города СССР.