Громовский пилотаж

На модерации Отложенный


Московская область: сумрачное время


    Экономисты и политологи, наверное, ещё долго будут обсуждать итоги только что закончившегося десятилетия «нулевых». Конечно, на календаре уже новые цифры, но вот сама эта «нулевая» эпоха – эпоха, когда государством заправляли полные нули, добившиеся нулевых успехов (для страны, не для себя) – продолжается.
     Наша Московская область стала точным слепком всей России. Сейчас уже невозможно поверить, но когда-то здесь бурлила активная политическая жизнь, оппозиционеры проходили в областной парламент, множились независимые от власти СМИ. А действующий губернатор мог проиграть выборы. Именно такая неприятность и случилась в 1999 году с главой области Анатолием Тяжловым, которого граждане досрочно отправили на отдых, несмотря на; его горячее желание поработать ещё.
    И ведь не помогли тогда Тяжлову ни административный ресурс, ни мощная пиар-кампания, ни поддержка федеральных властей. Генерал Борис Громов в тот момент показался избирателям лучшей альтернативой типичному бюрократу Тяжлову.
    В 2000 году Б.Громов вступил в должность губернатора. И он – тоже в итоге стал одним из символов нулевых.
    Громов поднялся на той же волне, что и Путин. Эта парочка – словно сиамские близнецы в политике. Путин и Громов олицетворяли ту самую «сильную руку», по которой 11 лет назад после ельцинских «загогулин» затосковали россияне. Избиратели ждали, что обладатели «сильных рук» наведут в стране порядок. Но вот тут-то у наших доморощенных альфа-самцов возникли проблемы. Порядка не видать. Страна деградирует по всем направлениям. При этом нацлидеры-самозванцы и мини-бонапарты совершенно не собираются расставаться с властью – им, наверное, нужно побольше времени, чтобы всё исправить.
    Уверен, что если бы сейчас в Московской области провели честные губернаторские выборы, да ещё с обнародованием всех любопытных финансовых операций областной администрации за эти 11 лет, да ещё с беспристрастным анализом итогов работы громовской команды, да ещё с публичными дебатами Громова и его оппонентов, то у Бориса Всеволодовича появились бы все шансы отправиться на отдых вслед за Тяжловым. И это в лучшем случае.
    Вот так бы мы, граждане, постепенно шаг за шагом, сменяя на выборах начальников, глядишь, и построили бы свободную демократическую страну, где чиновники находятся под присмотром общества, а не наоборот. Ну, это всё мечты. 

В глубокой яме


    Тем временем к руководству области накапливается всё больше вопросов. Назову только самые простые. Наш регион, как известно, весь в долгах, как в шелках. На горизонте забрезжил призрак дефолта Московской области. Можно ли рассматривать плачевное состояние областного бюджета как признак особой эффективности губернаторской команды?  
    В апреле 2010 года Счетная палата опубликовала отчет,  в соответствии с которым выходило, что долги Московской области почти сравнялись с её доходами. На тот момент госдолг области достиг 163,7 млрд. рублей, что превысило 93% всего объема собственных доходов областного бюджета. Причем, уже до этого область давно балансировала на грани дефолта – то есть полного экономического коллапса.
    В декабре 2008 года Агентство Standard & Poor's снизило кредитный рейтинг Московской области с уровня В – до SD, что означало выборочный дефолт: то есть область оказалась не в состоянии оплачивать часть взятых в долг кредитов. В сентябре 2009 года министр финансов Алексей Кудрин говорил, что не видит проблем с долговой нагрузкой ни у одного из российских регионов кроме Московской области.
    Конечно, федеральный центр не допустит банкротства такого огромного и стратегически важного субъекта Федерации и будет подбрасывать области деньги. Так что теперь на нашем областном гербе можно смело рисовать нищенку с пустой котомкой и протянутой рукой. Нужно было приложить очень большие усилия, чтобы затащить такой огромный регион с блестящим экономическим потенциалом в такую глубокую… э-э-э… финансовую яму. 
    Даже назанимав денег, областной бюджет не сводит концы с концами. Судя по официальным данным Росстата, бюджет региона на 2010 год был сверстан с огромным (по сравнению с абсолютным большинством других регионов) дефицитом – более чем в 5,5 млрд. рублей.
    Впрочем, растут у нас не только долги, но и цены, и тарифы, и преступность. В 2009 году (данные за 2010 год Росстат ещё не представил) цены на потребительские товары в Московской области росли быстрее, чем даже в безумно дорогой Москве. В области цены за год выросли на 10,9%, в столице – на 9,8%.     Очень солидно, с опережением среднероссийского уровня, выросли в 2009 году областные тарифы на услуги ЖКХ, транспорт  и т.д. – на 15,6% (по России – на 11,6%<). А вот реальные денежные доходы жителей Подмосковья за 2009 год снизились почти на 6%. Хотя в целом по России реальные доходы за тот же период выросли на 1%. Наша область живёт по своим правилам.     Неслабо растёт преступность. С 2000-го года по 2009 год число зарегистрированных преступлений на 100 тыс. человек населения выросло в регионе примерно на 28%(по России – на 5,6%). Ну и где же вы, «сильные руки», способные навести порядок? По каким карманам шарите?
    Когда-то Московская область обладала мощным аграрным сектором. С 2000-го года по 2009 год поголовье крупного рогатого скота в областных хозяйствах сократилось почти вдвое(на 45%), валовый сбор зерна упал более чем на 30%, производство молока – снизилось примерно на 19%.
    Наверное, сельское хозяйство нашему региону особо-то и не нужно. Продукты можно ввозить и из Китая. А мы будем развивать инновации. Но и здесь неувязочка вышла. По данным всё того же вражески настроенного Росстата, в 2009 году во всей огромной Московской области насчитывалось всего лишь 254 организации, занимавшихся выполнением научных исследований и разработок. А в 2008 году – их было 261, в 2007 году 267. Не идут у нас инновации, все учёные – в эмиграции…

Мультимиллионеры на службе у народа


    Хочется спросить: а вот какова «прозрачность» бюджетных расходов в Московской области? Куда вкладываются огромные взятые в долг деньги?

Областные начальники готовы отчитаться за каждую копейку?
    Не покидает ощущение, что в нашем регионе очень развита коррупция. И я сам не пойму, что меня на эти странные мысли наталкивает. Может, история с бывшим министром финансов областного правительства Алексеем Кузнецовым (в ней ещё фигурировал его зам Валерий Носов), который обвиняется в хищении имущества и средств на сумму более чем в 25 млрд. рублей (это почти один миллиард долларов!). Кстати, товарищ Кузнецов оказался гражданином США и в итоге смылся за границу. Любопытно, а губернатор правда ничего не знал о художествах своего министра? И  как это получилось, что человека с гражданством США, в нарушение закона о госслужбе, взяли на такую высокую должность? А ещё смущают разные клеветнические публикации о доходах наших областных начальников. Вот пишут (например здесь:http://rospres.com/government/6471/, что самой богатой, если судить по обнародованным сведениям о доходах членов правительства области и их родных, оказалась некая дама Людмила Кацыв – директор муниципального лицея № 11 в Химках. В 2009 году заработала 82,87 млн. руб. Хорошо живут наши педагоги! Особенно если в мужьях у них высокие начальники. Зампред регионального правительства, областной министр транспорта Пётр Кацыв зарабатывает по сравнению с женой просто крохи – за 2009 год набралось 2,48 млн. руб. Министром он стал в 2001 году, а до этого несколько лет работал гендиректором госпредприятия «Мострансавто».  Откуда ж деньги у государева человека? Сложно, конечно, ответить на этот вопрос. Зато пишут, что сын министра Денис Кацыв числится учредителем нескольких фирм, зарегистрированных в Москве и области и специализирующихся по большей части в сфере автоперевозок и обслуживания транспорта. Журналисты справедливо отмечают, что в цивилизованной стране ситуация, когда сын ведёт бизнес в той самой отрасли, которую курирует отец, стала бы предметом пристального внимания. Впрочем, правоохранительные органы у нас, как известно, заняты более важными делами – ведь нужно разгонять протестные митинги и «винтить» оппозиционеров. А то, понимаешь, раскачивают лодку, которая тихо себе тонет…
    Кстати, в Мособлдуме три долларовых миллионера: Вадим Андронов, Владимир Аристархов (оба «единороссы), Сергей Жигарев («Справедливая Россия»).

Эпоха великого перелома


    Но на самом деле проблемы Московской области гораздо глубже, фундаментальнее и фатальнее, чем падение производства молока и рост коррупции.Экономические трудности поправимы, с мздоимством, если есть желание, можно успешно бороться. Плохо другое. За последние годы в общественной, деловой и политической атмосфере региона произошел губительный перелом – от свободы к несвободе, от развития к гниению. И теперь его уже легко не исправишь. Такой же фатальный перелом пережила вся Россия. Циничные дельцы, называющиеся себя «политической элитой России», в ускоренным темпе ведут страну к катастрофе. У Путина и его соратников много достижений: небывалый расцвет коррупции, чиновничьего и ментовского произвола, удушение всех гражданских прав и свобод, ликвидация независимой судебной системы и способных оппонировать власти СМИ. Ну, а ситуация в Московской области выглядит отвратительно даже на фоне того беспредела, который творится в целом по стране.
    Символом, уменьшенной моделью путинской России считается станица Кущёвская, где власть, менты и суды напрочь срослись с бандитами в одну шайку. У Московской области есть свой собственный символ – это Химки. «Царство бейсбольной биты и беззакония». Город, где людей, не боящихся говорить правду о власти, жестоко калечат, избивают, бросают по тюрьмам.
    Территория Химкинского леса стала тем Куликовым полем, на котором сошлось в поединке гражданское общество и бюрократия. И пока что бюрократия уверенно побеждает. Надо ли напоминать о том, что одним из наиболее активных лоббистов строительства трассы через этот лес является губернатор Борис Громов.     Неэффективность федеральной и областной чиновничьей вертикали особенно зримо проявилась прошедшим летом во время лесных пожаров. Московская область тогда чуть не задохнулась в дыму и гари. Очень хочется спросить губернатора: неужели никто из областного начальства не знал, что в регионе регулярно горят торфяники? Может, надо было все последние годы активно заниматься их обводнением? Денег на это не было? Но нашёл же областной экс-министр финансов, где можно стырить 25 миллиардов рублей. Значит, как воровать – так деньги находятся, а на полезное дело отыскать деньги ну никак невозможно. Может, попросить областных министров из личных доходов скинуться?
    А вообще живём мы в Подмосковье очень весело. Летом у нас происходят экологические катастрофы, зимой – технологические. В декабре минувшего года из-за разрывов обледенелых проводов в Московской области без электричества остались десятки тысяч человек. Множество деревень и посёлков погрузились в сумрак. Замечательные получились у людей новогодние праздники. Эти граждане могут сказать нашим правителям много тёплых слов, пожелать им что-нибудь доброе в наступившем году…
    А вот интересно, почему у нас в регионе такое допотопное сетевое хозяйство? Почему энергоснабжение огромного числа населенных пунктов Московской области оказалось в полной зависимости от состояния этих прогнивших, проржавевших, непригодных проводов? Почему эти провода нельзя было давным-давно убрать в виде кабелей под землю? Выяснилось, что многие провода оборвались из-за того, что на них упали заледенелые деревья. А как же так получилось, что деревья падали прямо на провода? Где полосы отвода? Почему эти полосы не расчищали, не обновляли, не расширяли? Нашим начальникам такие сложные задачи не по силам?     Понятно, что путинская вертикаль власти для того и создавалась, чтобы чиновники могли не отвечать на неудобные вопросы, не обращать внимание на мнение граждан. Зато наши вожди могут иногда давать нам мудрые советы. «Я летаю на вертолете, вам тоже надо покупать вертолеты вместо машин – дороги не нужны», - заявил тут недавно Б.Громов, обсуждая с журналистами проблемы пробок на дорогах в Подмосковье. Ну чем не Мария-Антуанетта, которая советовала нищим французам, не имевшим возможности купить хлеба, есть пирожные?
   
 Летели бы вы,  дорогие начальники, на своих вертолётах куда подальше.

Дмитрий Владимиров
кандидат экономических наук (Московская область)