Почему США не извиняются за атомные бомбардировки Японии

      

           Президент США Дональд Трамп ясно дал понять, что он не намерен приносить извинений за атомную бомбардировку Хиросимы и Нагасаки его страной в августе 1945 года.

          Японцы, в свою очередь, понимают, что извинений не будет, и не очень их и ждут. Мэр Хиросимы Томихиса Тауэ, когда передавал Дональду Трампу приглашение посетить Мемориал, заявил: мол, важен сам факт того, что американский лидер посетит город, пострадавший от американской атомной бомбардировки. Японцы уже которое десятилетие пытаются добиться от американских президентов, чтобы кто-нибудь из них, пока находится у власти, приехал и посмотрел на ужас ядерного оружия.

         При этом не стоит говорить, конечно, что японцы забыли о Хиросиме и Нагасаки. Но у них есть и комплекс исторической вины, поскольку войну начала именно Япония. При этом периодически в Японии всплывают напоминания, что при нападении на Перл-Харбор на Гавайях 7 декабря 1941 года, где стоял Тихоокеанский флот США, погибли 2,4 тысячи человек, большая часть из них - военные. Тогда как при бомбардировках Хиросимы и Нагасаки, по разным оценкам, были убиты на месте или скончались от последствий облучения от 150 до 350 тысяч человек. Причем большинство из них - мирное население. В этих городах практически не было размещено военных частей. Не надо забывать и о массированных американских авианалетах с использованием обычных, не ядерных бомб. На Токио весной 1945 года несколько раз скидывали зажигательные бомбы, так что город, а в то время большая его часть была деревянной, выгорел дотла, жители пытались спрятаться от пламени в каналах, но там вода испарялась от жары. В ходе бомбардировки японской столицы 10 марта 1945 года погибли более 80 тысяч человек. Недаром же уже после войны американский генерал Кертис Лемэй, придумавший налеты с зажигательными бомбами, говорил, что "если бы мы проиграли войну, меня судили бы как военного преступника". А ведь был разбомблен не только Токио, а практически все крупные города Японии - Осаку, Кобе, Нагоя и другие.

При этом Япония начала налаживать отношения с окружающими азиатскими странами еще в 1950-1960-х годах, как только встала на ноги. Она выплачивала репарации, компенсации, извинялась, заключала мирные договоры. И тогда, собственно, особого ажиотажа вокруг Японии как агрессора во Второй мировой войне не было. Извинялись, правда, не всегда. Японцы привыкли думать, что они сделали все необходимое, чтобы искупить принесенное ими зло. Однако в 1980-1990-е обвинения в адрес Японии зазвучали с новой силой. Обычно японцы стараются не привлекать к этой теме внимания. А молодым, кажется, до этого уже и дела нет, это все было как бы совсем в другую эпоху.

       Вряд ли в постепенном забвении истории виноваты какие-то репрессии против японской элиты времен войны. Американцы сознательно уничтожали всех, кто занимал во время Второй мировой высокие посты, и японскую знать, чтобы больше не возникло мысли начать войну. Но на самом деле вряд ли подобное имело место быть. Киси Нобусукэ, дедушка нынешнего японского премьер-министра Синдзо Абэ, был в кабинете правительства Тодзио во время войны, после нее находился под домашним арестом. И это не помешало ему в 1957-1960 годах занимать пост премьер-министра Японии. Если же говорить о том, почему сейчас Япония не возмущается тем, что США отказываются приносить извинения за Хиросиму и Нагасаки, то тут несколько факторов. Первый, как я уже сказал - они помнят, что войну начал Токио, и помнят о тех зверствах, которые творили японские войска, будь то Нанкинская резня, "отряд 731", занимавшийся медицинскими экспериментами над живыми людьми, Батаанский марш смерти на Филиппинах и многое-многое другое.

       Кроме того, Япония связана с США Договором о безопасности, согласно которому Америка обязывается защищать Японию от внешней агрессии. И хотя премьер-министр Абэ сейчас делает попытки усилить японские силы самообороны, провести реформы, но все же в основном Япония все равно остается под защитой США. Также есть и масса экономических взаимоотношений между двумя странами, в которых Токио очень заинтересован.