Сколько СССР вбухал в прибалтийские республики

 

Одна из козырных прибалтийских тем, регулярно возникающая при каждом удобном случае – попытки трех прибалтийских государств выставить России счет за время «советской оккупации». При этом тихо умалчивается тот момент, что жутко независимые и гордые республики до момента вхождения в СССР были нищими задворками Европы, а у Литвы значительная часть территории была просто захвачена Польшей. Причем это были не просто какие-то пограничные территории. Даже столица Литвы – Вильнюс, называвшаяся по-польски Вильно, до 1939 года к независимой Литве имела отношение только чисто теоретическое.

Если же пойти дальше, то стоит вспомнить, что Россия не только правопреемница СССР, но и Российской империи. А Россия две из трех прибалтийских стран просто купила. Петр I купил Эстляндию и Лифляндию, ну и заодно Ингрию, часть Карелии за 2 миллиона рублей. И потом прибалтийские земли активно развивались. Рига до начала Первой Мировой войны была восьмым по величине городом Российской империи.

Впрочем, те, кто регулярно вспоминает об компенсации, упирает на пакт о ненападении СССР и Германии, по которому Прибалтика попала в зону влияния СССР и потом была присоединена к Советскому Союзу.

Да, была присоединена. И нищие республики, в которых за все время независимости до 1940 года было открыто совсем немного предприятий, были превращены в фасад социализма. Три прибалтийские республики занимали привилегированное положение, в них развивали самые современные отрасли промышленности, а уровень жизни в целом был намного выше, чем в остальном Союзе. Причем значительно. А вот в валовом национальном продукте прибалтийские республики занимали не очень много места. Латвия давала 0,8% от промышленного производства, Эстония – 0,7%, Литва – 1,2%.

Но самое главное, в Прибалтике была создана развитая промышленная инфраструктура, которой в этих задворках Европы в период между двумя мировыми бойнями там просто не существовало.

 

Больше всего во время Великой Отечественной войны пострадала Литва.

Но уже в 1948 году был восстановлен довоенный уровень, для чего была выделена огромная безвозвратная субсидия. В Прибалтику гнали лучшие стройматериалы, прокладывали качественные дороги, строили современные заводы.

Образец такого завода – рижский «ВЭФ», крупнейшее высокотехнологичное предприятие советской электронной промышленности. На заводе работало более 10 тысяч человек, его прибыль была просто огромной. А когда Латвия опять стала независимой, завод, производивший на самом деле качественную и добротную электронику был закрыт, разорен и превращен в рынок. Впрочем, если уже честно, в России такая же судьба тоже ждала многие заводы. Но проблема в том, что ВЭФ был самым сильным советским заводом отрасли и он выпускал реально конкурентоспособную и очень добротную технику.

 

Такая же судьба ждала отличный автомобильный завод РАФ, производивший отличные микроавтобусы, которые одно время активно использовались в России в 90-е в качестве маршруток. И это были на самом деле удобные и добротные микроавтобусы. У РАФа были отличные перспективы вписаться в новые условия. Но завод давно остановлен. Символично, что его последней моделью стал катафалк.

А еще были огромные объемы жилищного и дорожного строительства, причем по качеству проектов и стилю намного лучше и интереснее, чем в остальном Союзе. Были железные дороги и водный транспорт. В конце концов, развитие производства рижских шпрот – деликатеса для всей страны. А теперь в Латвии предприятия, делавшие те самые шпроты, благополучно загибаются. Потому что свободная Прибалтика опять стала тем же, чем и была до Второй Мировой войны – тихими, полупустыми задворками Европы.

Так что еще неизвестно, кто кому больше должен. Не говоря уже о том, что по-хорошему вообще сваливать не стоило. Никому от этого лучше не стало.