Гитлер против «большой тройки»: правда и мифы о Тегеранской конференции

На модерации Отложенный
Гитлер против «большой тройки»: правда и мифы о Тегеранской конференции
Фото: из личного архива историка Александра Оришева
На Тегеранской конференции 1943 года Иосиф Сталин, Франклин Рузвельт и Уинстон Черчилль (слева направо) договорились об открытии Второго фронта в Европе
Фото: из личного архива историка Александра Оришева
Переосмысление истории неизбежно. Вот и события вокруг Тегеранской конференции, которая 75 лет назад, 28 ноября 1943 года, прошла в столице Ирана Тегеране, московскому историку-востоковеду Александру Оришеву уже не кажутся настолько безоговорочными. Изучив архивы внешней разведки, историк сделал интересные выводы. «Вечерняя Москва» стала первой газетой, с которой он ими поделился.

Говорят, исторические заблуждения долговечнее исторических фактов. Востоковед Александр Оришев готов подписаться под каждым словом: 25 лет он по крупицам собирает информацию, способную закрыть белые пятна в картине событий, связанных с Тегеранской конференцией 1943 года, но мифы, кажется, слишком крепко проросли корнями в массовое сознание.

В сущности, что мы знаем про нее — первую встречу лидеров стран антигитлеровской коалиции? Тезисно — что это судьбоносное мероприятие, на котором Иосиф Сталин, Уинстон Черчилль и Франклин Рузвельт договорились об открытии Второго фронта в Европе; что советский вождь проявил великую хитрость и политическую прозорливость, сумев расположить к себе — а  значит, к своим идеям — американского коллегу; что во время конференции и подготовки к ней советские спецслужбы и английская разведка приняли беспрецедентные меры безопасности и что Гитлер планировал ликвидировать лидеров «большой тройки», пока те находятся в столице Ирана. — Готовящееся покушение на Сталина, Рузвельта и Черчилля — один из самых ярких фрагментов конференции, описанных в источниках, — рассказывает кандидат исторических наук, заместитель главного редактора журнала «Бизнес и дизайн ревю» Александр Оришев. Еще студентом он начал заниматься изучением политики нацистов на Востоке и с тех пор сумел добраться до редких архивных источников, которые до него надежно скрывала служба внешней разведки СССР.

Премьер-министр Великобритании в 1940–1945 и 1951–1955 годах Уинстон ЧерчилльФото: из личного архива историка Александра Оришева

— Готовящийся Берлином теракт лег в основу известного детективного фильма 1981 года «Тегеран-43», в котором снималось целое актерское созвездие — Игорь Костолевский, Армен Джигарханян, Наталия Белохвостикова, Ален Делон и другие кумиры публики. Известно, что поначалу французской звезде предложили незначительную роль, но менеджер Делона возмутился: «Для актера такого уровня роль должна быть соответствующая». И специально под Алена Делона был переписан сценарий, в итоге звездный француз сыграл одну из ведущих ролей — инспектора Фоша, сотрудника Интерпола. Картина вошла в список 50 лучших фильмов за всю историю советского кино.

Безусловно, в фильме — хоть его сюжет и крутится вокруг исторического факта, полно домыслов. Когда «Тегеран-43» только вышел на экраны, казалось, что подробности нацистского заговора в нем показаны предельно достоверно. Фильм стал откровением. Благодаря ему даже те, кто не интересовался историей, узнали про дерзкую операцию гитлеровцев «Вайтшпрунг» («Дальний прыжок»), в результате которой немецкие агенты, внедренные в Тегеран, должны были «обезглавить» «большую тройку». Но со временем выяснилось, что лента перенасыщена шпионскими страстями и вообще далека от реальности. Что ж, кино есть кино. Другое дело, что и вне художественного вымысла планы фашистской Германии ликвидировать Сталина и его союзников, считает Оришев, интерпретируются и общественностью, и профессиональным сообществом слишком вольно. Самое важное заблуждение, по мнению востоковеда, касается предполагаемых исполнителей покушения века. Принято считать, что, прознав от своей разведки о готовящейся встрече в верхах, немецкое командование высадило в иранской столице несколько групп диверсантов. Именно они, пользуясь поддержкой агентуры, орудующей в Иране, и должны были уничтожить Сталина, Черчилля и Рузвельта. Либо похитить, чтобы потом фашистская Германия, образно говоря, могла выставлять их в клетках миру напоказ. Желание вполне в духе Адольфа Гитлера, который в успехе «убийственного» плана не сомневался. Чего стоит его претендующая на пророчество фраза, сказанная в 1943-м: «Звезды говорят мне, что враги сгинут в конце года на Востоке! Я верю в свои предчувствия, они просто не могут обмануть меня!»

Откуда такая уверенность? Александр Оришев убежден: немецкое командование поручило покушение самому «крепкому орешку» фашистской разведки, настоящему арийскому Джеймсу Бонду, сотруднику СД, мастеру маскировки Францу Майеру, который долгие годы работал в Тегеране и сумел объединить недовольных политикой СССР и Великобритании на Востоке в организацию «Миллиюн-Иран». Ему одному предстояло обойти все меры безопасности и уничтожить врагов фашистской Германии, а вовсе не группе «антитоварищей». У внедренных на территорию Тегерана разведгрупп была другая задача. — Диверсантов фашисты действительно высаживали, — объясняет Александр Оришев.

Тегеран второй половины 1930-х гг.Фото: из личного архива историка Александра Оришева

— В документальных фильмах часто показывают, как над столицей Ирана летит немецкий самолет, а из него дождем сыплются парашютисты-разведчики. Этими кадрами лишний раз подчеркивается, какой был накал, что фашисты не шутили, что ситуация была очень серьезная и что наши спецслужбы совершили практически невозможное, не допустив теракта. Но целью агентуры не была «тройка» — это миф. Мне удалось выяснить, что их забрасывали для организации терактов на Трансиранской железной дороге и установления связей с неким Насыр-хаом — лидером восставших кашкайцев, воинственного племени, выступавшего против англичан, а никак не для покушения на глав трех государств. Во-первых, бросается в глаза нестыковка во времени. Диверсантов внедряли летом 1943 года, а впервые вопрос о возможной конференции стал обсуждаться в переписке между Сталиным, Черчиллем и Рузвельтом только осенью, то есть в то время, когда германские террористы уже находились в Иране. Союзники договорились провести встречу между 15 ноября и 15 декабря, однако место ее проведения вызвало серьезные разногласия. Предположим, что, узнав точное место и дату конференции, берлинское руководство по радио отдало приказ ликвидировать «большую тройку». Но в этом случае у немцев оставалось совсем мало времени, что изначально делало призрачными шансы на успех операции. Более того, в руки историка Оришева попали документы, которые он назвал «Дневник германского парашютиста». В подробных записях одного из немецких террористов, высаженных в Иран якобы для уничтожения «большой тройки», нет ни слова об операции «Вайтшпрунг», ни единого намека.

Почему же Франц Майер, а не кто-нибудь другой? Этот сотрудник СД прекрасно знал Иран, поскольку работал там с 1940 года, у него были отличные связи в правящих кругах страны, а описание агента, которое Александр Оришев нашел в немецких архивах, вообще говорит само за себя: «По жизненным взглядам Ф. Майер представлял собой типичного фанатика национал-социализма, изображавшего из себя сверхчеловека».

— Майер был страшно амбициозным, — делится соображениями историк, последний десяток лет положивший на поиски немецкого суперагента, надеясь, что тот, как и некоторые другие нацисты, доживает век где-нибудь в Аргентине. — Он, не боясь быть рассекреченным, вел очень подробный дневник, куда записывал все свои подвиги, ожидая, что после войны фюрер зачтет его заслуги перед Рейхом, а дневник будет опубликован.

 

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотраИз дневника Ф.
Майера

 

Оришев — «первый гражданский», увидевший откровения Франца Майера, которые долгие годы хранились в архиве службы внешней разведки. Востоковед заполучил закодированную копию дневника, несколько месяцев расшифровывал его, а позже опубликовал в журнале «Отечественные архивы», получив, кстати, за проделанную работу награду на конкурсе научных материалов в 2003 году. — Коллеги иногда спрашивают, почему мне так важно, чтобы люди узнали настоящего предполагаемого исполнителя покушения на лидеров «большой тройки», — рассуждает Александр Оришев. — Я не хочу, чтобы молодое поколение заблуждалось, думая, что мы выиграли войну у каких-то дурачков и слабачков. Нашей стране противостоял очень умный противник и профессиональный, победить такого — особая заслуга. Патриотизм в том и заключается, чтобы не смеяться над врагом, а гордиться тем, что мы победили сильного врага.

Сколько бы Берлин ни внедрил диверсантов в Тегеран, покушению 1943 года не суждено было осуществиться, уверен востоковед. Накануне конференции советская и английская разведки точно багром прошли по немецкой агентуре, засевшей в столице Ирана, арестовывая всех и вся. А за Францем Майером была устроена настоящая охота.

— Мы узнали о готовящемся покушении и приняли такие меры безопасности, что мышь не проскочит. Другое дело, что опасность, грозящая Сталину, Рузвельту и Черчиллю, была сильно преувеличена. Но сама идея Гитлера сыграла нашей стороне на руку, — говорит Александр Оришев. — Благодаря ей Сталин смог завести приятельские отношения с американским коллегой.

Красноармейцы и английские солдаты обсуждают детали иранской операцииФото: из личного архива историка Александра Оришева

Между прочим, вокруг тандема Сталин — Рузвельт тоже крутится много мифов, уверен востоковед. Самое главное его открытие в том, что американский президент, явно симпатизируя молодой советской стране больше, чем дряхлым колонизаторам-англичанам, сам попросил генералиссимуса СССР пригласить его остановиться на время конференции в советском посольстве. Хотя по официальной версии это была сталинская уловка. Считается, что он, воспользовавшись информацией  про готовящееся покушение, заманил американца к себе, потому что посольство США располагалось в отдалении.

— Я выяснил, что Рузвельт сам обратился к Сталину и попросил: «Сделайте так, будто вы меня приглашаете сами, чтобы не выглядело все так, будто я напрашиваюсь, но я хочу быть с вами», — откровенничает Оришев. — По всей видимости, Рузвельт хотел пойти навстречу советским инициативам. Потом, кстати, после войны, когда была уже холодная война, многие Рузвельта критиковали, что на конференции в Иране он смотрел на Сталина, как мальчишка-фанат на любимого футболиста. Об отношении американского лидера к нам никто не говорит, а между тем он сам хотел быть поближе к СССР. Есть даже мнение, что наши и штатовцы вынашивали идею, что после войны будет за СССР и США, за двумя молодыми странами. Была иллюзия, что наши страны смогут жить дружно. Англичане, к слову, будучи союзниками, даже во время войны пытались нам навредить — забрасывали своих агентов.

В чистке, предшествовавшей Тегеранской конференции, как раз англичане сыграли решающую роль. На Франца Майера охотились сразу две разведки, советская и английская. Он был лакомой добычей.

— Наши спецслужбы загнали его как дикого зверя, — говорит Александр Оришев. — Об этом много в свое время писал и рассказывал Геворк Вартанян — советский разведчик, принимавший личное участие в ликвидации германской агентуры в Иране. Но арестовали суперагента Майера англичане, можно сказать, увели его у наших из-под носа. Когда началась Тегеранская конференция, Франц Майер был уже в кандалах.

Когда началась Тегеранская конференция, Франц Майер был уже в кандалахФото: из личного архива историка Александра Оришева

Что было потом с «арийцем-суперменом», никому не известно. Исторические протоколы заканчиваются на его аресте и отправке в индийскую тюрьму. Дальше след Майера теряется. По всей видимости, в Индии он и закончил свои дни: принятая англичанами практика перевербовки арестованных высококлассных немецких агентов на нем, считает Александр Оришев, не сработала.

— Майер был, что называется, убежденным нацистом, — размышляет историк. — Думаю, что англичане попросту его ликвидировали. К такому выводу Оришев пришел не так давно: еще пару лет назад он искал хоть какие-то следы Майера, его родственников, но теперь сдался. Искать, уверен ученый историк, некого. Разве что фото агента. До сих пор ни в одном архиве не удалось найти ни одной его карточки. Правда, остаются еще закрома английской разведки, пока закрытые для наших исследователей. — Прямого прототипа Франца Майера в фильме «Тегеран-43» нет, — говорит историк. — Близкий к нему образ — это немецкий агент Макс Ришар, роль которого исполнил Армен Джигарханян. Он, конечно, внешне не похож на Майера. Судя по словесному портрету, который имеется в архивах, «человек высокого роста, с круглым лицом, голубыми глазами, с длинными зачесанными назад волосами, слева от глаза до уха тянулся шрам, на груди виднелся шрам от ожога».

Есть и другие мифы, которые развенчивает Оришев. Например, сомнения у него вызывает техническое исполнение покушения. Таких версий как минимум пять: 1) проникнуть в советское посольство через водостоки; 2) подложить 5 тонн взрывчатки в котлован, вырытый под зданием посольства СССР; 3) устроить как минимум три засады на пути кортежа Франклина Рузвельта. Президента похитить, а его охрану перестрелять; 4) войти в британское посольство по водостокам (во дворе британского дипломатического представительства бил родник); 5) арендовать легкий самолет и, нагрузив его до отказа взрывчаткой, направить на советское посольство.

— Все эти версии, одна красивее другой, увы, не подтверждаются архивными документами, — говорит востоковед. — Возможно, ключ ко многим загадкам хранится в английских архивах.

Советские войска в ИранеФото: из личного архива историка Александра Оришева

Недавно Александру Оришеву позвонил неизвестный. Представившись актером Борисом Васильевым, стал расспрашивать про его личные находки. Сослался на то, что готовится сниматься в фильме про Тегеранскую конференцию. Договорились встретиться. Увлеченный ученый с готовностью рассказал незнакомцу обо всех своих открытиях. Спустя какое-то время историк позвонил артисту — справиться о том, как идут съемки. Ответом ему были короткие гудки. Когда Александр Оришев нашел фото Бориса Васильева в интернете, удивлению не было предела: выпытывать про конференцию приходил совсем другой человек. Кто? Загадка

СПРАВКА

Тегеранская конференция — первая за годы Второй мировой войны конференция «большой тройки», состоявшаяся в Тегеране 28 ноября — 1 декабря 1943 года. Конференция была призвана разработать окончательную стратегию борьбы против Германии и ее союзников. Основным вопросом было открытие Второго фронта в Западной Европе. Было принято предложение Уинстона Черчилля о том, что претензии Польши на земли Западной Белоруссии и Западной Украины будут удовлетворены за счет Германии, а в качестве границы на востоке должна быть линия Керзона (условная линия).

Советские войска в ИранеФото: из личного архива историка Александра Оришева

КСТАТИ

Детективный фильм 1981 года «Тегеран-43» совместно произведен киностудиями «Мосфильм», Mediterranee Cinema, Pro Dis Film. Часть съемок фильма проходила в Баку, старинные здания которого внешне схожи с домами в Тегеране, часть сцен снимали в московских павильонах.