Предпродажная подготовка «Роснефти»

Обмен акциями с BP работает на капитализацию российской нефтяной компании
 
Правительством, как известно, в прошлом году принято решение о приватизации части государственных пакетов энергетических компаний, в их числе – «Роснефть». Игорь Сечин, вице-премьер и одновременно глава совета директоров государственной нефтяной компании, в этой связи заявил, что «государство может привлечь в качестве стратегического партнера для НК «Роснефть» нефтяную компанию, обладающую нефтеперерабатывающими активами рядом с рынками сбыта».

Предполагалось, что до 2015 года будет продано порядка 25% акций «Роснефти» (15% акций – на свободном рынке, а 10% минус 1 акция – для обмена активами с инвесторами). Эксперты тогда гадали на кофейной гуще, за глаза прицениваясь к потенциальным сделкам.

И Китай нравился, которому «Роснефть», кстати, много должна и который продолжает наращивать спрос на нефть. И ваш покорный слуга сватал «Роснефти» искусственно укрепляемую государством и АФК «Система» НК «Башнефть». Ставили и такую заезженную пластинку, как «свадьбу с приданым» «Сургутнефтегаза»…

Владимир Путин, однако, предпочел не дожидаться все еще далекого 2015 года и остановился на едва ли не самом рациональном для России варианте, санкционировав обмен активами: ВР получит 9,5% акций «Роснефти» в обмен на 5%-ный пакет своих акций, который с финансовой точки зрения равноценен $7,8 млрд.



Больше того, компании совместными усилиями (33% и 67% соответственно) будут разрабатывать российский арктический шельф с началом добычи углеводородов через 5–10 лет… А это ныне куда серьезнее той же «Башнефти», хотя на вырученные от продажи оставшихся плановых 15% «Роснефть» вполне способна освободить «Систему» от несистемных обязанностей.

Брак по расчету, похоже, полностью удовлетворяет стороны – и политически, и экономически. Обе с подмоченной репутацией: британцы напугали мир экологическими катастрофами, россияне – «экспроприацией» «Юкоса». Ох, к месту Владимир Владимирович вспомнил о том, что за «битого двух небитых дают», явно подразумевая, что за двух битых можно выгадать куда больше.

И грязное белье в одной стиральной машине обновить, и капитализацию «Роснефти» накануне распродажи увеличить, и Арктику за британские фунты разведать, и кое-каким технологиям научиться… Да и лишний раз показать миру, что глобальная энергетика и в Москве куется, а не только в МЭА или ОПЕК, нашему премьеру тоже не вредно.

Но ведь последствия сделки далеко не однозначны, твердят мировые скептики. Не все, мол, так просто, сопутствующие риски еще о себе напомнят. Тогда позволю и себе припомнить другую проверенную временем мудрость: «собака лает, караван идет»…