История одного переселения. Баллада о российском паспорте.

На модерации Отложенный
Если послушать больших начальников, то Россия сегодня – любящая мать-кормилица для соотечественников, пытающихся выбраться из-под обломков империи СССР и вернуться на Родину. И программы переселения у государства есть, и Госдума принимает законы разные, чтоб население воссоединить и укрепить гордость за паспортину, которую ещё Маяковский величественно доставал из широких штанин, и даже собираются заманить обратно учёных российских, уехавших работать за границу.

Вот только с документальными доказательствами этой любви постоянно выходят конфузы. То ли государство врёт о материнских своих чувствах, то ли служители его культа настолько пропитались коммерческим духом, что само слово «паспорт» вызывает у россиян дрожь и нервное ощупывание карманов.


В июле 1996 года из украинского городка Дружковка Донецкой области в село Рамонье Аннинского района Воронежской области приехала семья Сотниковых: Александр Иванович и Ольга Алексеевна с её детьми от первого брака Сидоровым Владимиром Владимировичем (1980), Сидоровой Алёной Владимировной (1988) и общим ребёнком Сотниковой Юлией Александровной (1991).


Паспорта у мужа и жены – украинские, национальность, ещё со времен СССР, - русские. Так получилось, что в самостийной им предложили стать гражданами Украины, пообещав за это улучшить их жилищные условия. Причём обещание сдержали.


Но их всё равно тянуло «на историческую родину». Приехали они к маме Александра, гражданке России, Сотниковой Валентине Захаровне, и поселились у неё.


Первым делом устроились на работу: Ольга - в контору местного хозяйства уборщицей, Александр - трактористом в тот же колхоз. Святое дело: сёла вымирают, и власти могли бы из каждого такого случая возвращения «своих» делать праздничную рекламную акцию.


В том же июле Сотниковы присмотрели дом неподалёку, на улице Свободы. Купили и зарегистрировались в нём. Старшие дети пошли в Рамоньскую среднюю школу. В 2004-м Алёна её закончила и получила аттестат. В 2006-м ей исполнилось 18 лет, и она со свидетельством о рождении (гражданки СССР) попыталась обратиться в паспортный стол, чтобы стать полноценным гражданином Российской Федерации.


Но оттуда её послали, и она отправилась в Аннинское отделение УФМС России по Воронежской области. Ей опять отказали: нужен документ из Украины. Но у взрослой женщины Алёны Владимировны Сидоровой нет паспорта - ни украинского, ни российского. Она пыталась что-то объяснять и доказывать, но миграционная служба проявила высокую гражданскую стойкость. Пришлось обращаться к юристам.


В УФМС считают, что по отношению к ней нельзя было применять упрощённый порядок принятия в гражданство РФ как к гражданке бывшего СССР, поскольку у неё опять же нет паспорта. Они посылают её в Посольство Украины в Москве, чтобы те запросили сведения о Сидоровой и выдали ей паспорт гражданки Украины, а затем УФМС, быть может, и оформит ей вид на жительство.


Но дело в том, что, во-первых, материальное положение Сидоровой таково, что она не то что в Москву, а даже в райцентр порой съездить не может. Если кто-то думает, что в сёлах воронежских нынче живут, как в фильме «Кубанские казаки» много лет назад, то приезжайте сюда жить и работать; новое знание быстро умножит вашу скорбь.


А во-вторых, Алёна Владимировна уже взрослая женщина, и у неё есть гражданский муж, гражданин России, брак с которым не регистрируют. И скоро у них родится ребёнок. Ей рожать в феврале, какая Москва... Хотя именно в столице так озабочены сегодня увеличением рождаемости в России, так озабочены!


Теперь вот вся её жизнь с 1996 года в российском селе Рамонье, учёба в школе и аттестат, свидетельство о рождении гражданки СССР, программы переселения, привлечения и возвращения – всё это оказалось пустым. Больше того, Алёне Владимировне в УФМС говорят, что она и вовсе преступница: жила незаконно на территории РФ! А то, что когда она уезжала с семьей из Украины, паспорт ей был ещё не положен по возрасту, и для приезда в Россию к бабушке достаточно было свидетельства о рождении, для миграционной службы не аргумент.


18.02.2009 года Аннинский райсуд Воронежской области «установил факт постоянного проживания Сидоровой Алёны Владимировны… на территории РФ в с. Рамонье Аннинского района Воронежской области с 1 июля 1996 года…».


14.04.2009 Сидорова А.В. обратилась в Аннинское отделение УФМС с заявлением о принятии её в гражданство РФ в упрощённом порядке, приложив к этому заявлению свои документы. Но заявление у неё опять не приняли.


В тот же день она обратилась в Аннинский райсуд с заявлением о признании незаконным отказа отделения УФМС в принятии от неё данного заявления.


23.04.2009 Аннинский райсуд жалобу Сидоровой А.В.
удовлетворил и обязал районное отделение УФМС принять заявление о приёме Сидоровой А.В. в гражданство РФ с приложенными к нему документами.

Областное УФМС обжаловало это решение, указав, что Сидорова А.В. не имеет права на получение гражданства РФ в упрощённом порядке. Хотя речь в решении районного суда шла о незаконном отказе в приёме заявления и документов...


18.08.2009 судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда отменила решение Аннинского районного суда от 23.04.2009 и приняла новое решение об отказе в удовлетворении заявления Сидоровой А.В. о признании незаконными действий сотрудников Аннинского отделения УФМС.


Сидорова А.В. подала надзорную жалобу в президиум областного суда.


21.12.2009 судья Воронежского областного суда Храпин Ю.В. вынес определение об отказе в передаче надзорной жалобы для рассмотрения в президиуме.


Новый, 2011, год… Алена Сидорова ждёт ребёнка, но не может даже зарегистрировать брак с его отцом.


У двух других детей Сотниковых – такой же круговорот проблем с паспортами.


Это не бред. Это жизнь, которая никак не связана с патриотическими декларациями и человеколюбием больших начальников. Абсурдная практика ничуть не мешает им декларировать очевидное- невероятное. Уже после отказа надзорной инстанции Воронежского областного суда Алёне Сидоровой в местных СМИ появилась официальная информация под названием «И нас становится больше!».


О том, как воронежская делегация побывала в Киеве на Всеукраинской конференции организаций российских соотечественников и представила там областную целевую Программу «Оказание содействия добровольному переселению в Воронежскую область соотечественников, проживающих за рубежом», которая «вызвала живой интерес руководителей общественных организаций, объединяющих наших соотечественников во многих городах Украины».


Ох, зря они так живо заинтересовались… Хотя слушать официальных лиц – одно удовольствие!


«Сегодня за пределами России находятся от 20 до 25 миллионов наших соотечественников… Возможность вернуться на свою историческую Родину сопряжена с подбором вакансий, трудоустройством и решением социально-бытовых проблем. Причём программа помогает сделать это в ускоренном порядке…


Средства на реализацию программы, включая профориентацию, профессиональное обучение, повышение квалификации, горячее питание в день приезда, выделяет областной бюджет. А федеральный бюджет компенсирует расходы, связанные с проездом до нового места жительства, провозом багажа и уплатой госпошлины при оформлении необходимых документов.


Одна из привлекательных сторон программы заключается в ускоренной процедуре получения гражданства… Участники программы имеют возможность оформить документы и получить гражданство в течение трёх месяцев.


Помимо трудоустройства соотечественникам помогают решить проблемы организационно-правового характера. Словом, всё делают для того, чтобы человек почувствовал себя уверенно и укоренился на территории Воронежской области. И нас становится больше!»


Заграничные делегации – дело хорошее. По Крещатику погулять. Банкет, опять же прочие приятности. Вот только слово и дело государства нашего в миграционных вопросах, как и во многих иных сферах, давно уже движутся в разные стороны, как вагоны при железнодорожной катастрофе.


Необходимые комментарии

Любовь ШУМСКАЯ, юрист:


По закону, если один из родителей имеет гражданство РФ, и ребёнок рождён на территории России, он автоматически приобретает гражданство РФ. Но на практике уже есть случаи, когда из-за отсутствия у женщины документов о российском гражданстве проблемы и у матери, и у ребёнка начинаются уже в роддоме. У новорождённого младенца практически нет мамы: без паспорта она – никто. А отцу, гражданину России, придётся своего же ребёнка усыновлять…


Александр БЕРДНИКОВ, заместитель директора Воронежского образовательного учреждения «Центр профориентации и трудовой мобильности»:


- Государственная программа играет гуманитарную репатриационную роль и призвана привлечь в экономику области квалифицированные трудовые ресурсы из числа наших соотечественников, что поможет пополнить ряды тружеников различных специальностей и благоприятно отразится на экономике области.