Я тут на днях проводила собеседования – набирала в отдел операторов ПК. Должность, надо сказать, мизерабельная, самая низшая в структуре организации, и, как водится, самая интенсивная по загруженности. И вот пришла ко мне девочка.
Высшее образование, один из самых престижных в нашей стране ВУЗов. Бюджетница. Осталось написать и защитить диплом. Специальность – инженер-программист, экономист.
Два иностранных языка, причем учила она их на языковых курсах, по собственной инициативе за собственные деньги. Каждое лето все три летних месяца подрабатывала где только угодно и кем только угодно, и мастером участка, и помощником бухгалтера, и табельщицей, и еще на каких-то непрестижных работах.
Согласна на низкооплачиваемую должность, чтобы хоть где-то закрепиться и хоть с чего-то начать. Готова идти к нам по распределению на два года, и все два года долбить накладные – а как иначе стать настоящим специалистом?
Вызвала девочка противоречивые чувства.
Сначала, конечно,
материнское умиление и взрослое уважение. Вот какая молодец, самостоятельная, ответственная, не ждет милостей от природы, а берет их сама, идет трудным, но честным путем к будущей профессиональной реализации, к карьере, к достатку.
Не сидит в ожидании лучшей работы в мире, а соглашается на все – надо же с чего-то начинать. Я и сама иду по жизни таким путем – каждую свою новую карьерную веточку я всегда начинаю с «нуля», с маленьких зарплат и низеньких должностей, потому что золотых гор никто не дает, а жизнь проходит – нужно всего добиваться трудом и упорством, а то так и прождешь титула царицы возле разбитого корыта у самого синего моря.
А потом я подумала: а ведь ее более терпеливые и продуманные однокурсницы, которые не будут бросаться сразу в бой, не станут прыгать в омут рынка труда, подождут, годик-другой у мамы с папой на шее посидят, и высидят-таки тепленькое, приятненькое местечко – по специальности, престижное, высоко оплачиваемое, с соцпакетами и прочими благами.
Через десять лет и та, и другие будут вполне успешны в жизни, при деньгах и положении, да только у моей девочки будут руки в мозолях и очки с сильными диоптриями, а у тех – крепкие нервы и ощущение невыносимой легкости бытия.
Так стоит ли брать в пример умницу-отличницу, которая, засучив рукава, берется за самые грязные и тяжелые работы с покорным осознанием того, что «надо же с чего-то начинать», или это просто закомплексованная ботаничка, эдакий симпатичный лох, с которым очень даже приятно работать, но которую не очень-то получается уважать?
Или правы те, с кого при малейшем наклоне падает золотая корона, и поэтому они никогда не нагнут гордой головы и не замарают рук о тяжелую работу?
Комментарии