«Эти консервы собакам берут, но я не брезгую»: как выживают в Крыму на пенсию
Число организаций, готовых бесплатно кормить нуждающихся, в Крыму растет. Но нищета не отступает. Если раньше на точки раздачи приходили в основном бомжи и зависимые, то теперь идут пенсионеры. «Примечания» выяснили, что заставляет тех, кому до сих пор хватало на еду, стоять с протянутой миской.
Мода кормить бесплатно нуждающихся пришла в Крым с материка.
Все больше волонтеров и владельцев заведений размещают в сети объявления о предоставлении бесплатных обедов. Горячую пищу для стариков готовят не каждый день, а лишь пару раз в неделю. Но и эта помощь неоценима, ведь число нищих на полуострове растет. Люди больше не могут выжить на свои пенсии и пособия, и готовы на все, чтобы не умереть от голода.
Вот лишь несколько примеров в Симферополе. Фастфуд греческой кухни «Эллада» в Симферополе бесплатно раздает горячий чай и бульон по субботам с 12 до 15 часов. В кафе напротив рынка «Привоз» можно бесплатно поесть каждый день кроме воскресенья и понедельника. Еду раздают каждый четверг в 11.00 у здания ДОСААФ – правда, продлится акция только до 1 декабря, говорят волонтеры. В субботу и среду в 11.00 можно бесплатно поесть у здания Ж/Д вокзала, каждую субботу в 11.00 нуждающихся кормят и в парке Шевченко.
Чаще всего инициаторами подобных акций выступают благотворительные организации, а владельцы кафе идут им навстречу.
Пенсионеры обращаются к волонтерам часто. Пожилые люди признаются, что готовы есть просроченные продукты, лишь бы дотянуть до следующей пенсии, рассказала «Примечаниям» председатель региональной общественной организации «Жизнь в твоих руках» Екатерина Горелкина.
Общественница не скрывает: если бы она не помогала материально своим родителям, у которых только на оплату коммунальных платежей зимой уходит около 7 тысяч рублей, то их тоже ждала бы незавидная участь. «Сейчас тяжело всем пенсионерам, — говорит «Примечаниям» Екатерина. — Эти кормежки — очень плохой показатель, потому что люди должны жить с достоинством».
«Примечания» попытались выяснить у пенсионеров, как они выживают на положенные им пенсионные выплаты без помощи обеспеченных родственников.
Татьяна Николаева, 70 лет (фамилия изменена)
У пенсионерки есть дети, но, как и сама Татьяна, они тоже нуждаются в помощи. Две ее дочки живут в Нижнегорском районе, у них по несколько детей, а работы там нет, поясняет пенсионерка. Поэтому ей приходится экономить на всем, чтобы выкроить копеечку для внуков. Пенсия у Татьяны 8,5 тыс рублей. Говорит, родные не в курсе, что мать живет впроголодь.
Недавно она обратилась за помощью в КРОО «Жизнь в твоих руках» с просьбой дать ей немного просроченных продуктов. Общественники подключили предпринимателей и пенсионерку обеспечили нормальной едой. «Владелица пиццерии отвезла ей продукты, — рассказала Екатерина. — Запасов должно хватить на месяц, может чуть больше».
Сама Татьяна призналась, что берет займы. «Если совсем не хватает, то беру в долг в микрофинансовых организациях, — говорит пенсионерка. — Беру по тысяче. Каждый день набегает по 20 рублей, получаю пенсию, отдаю долг с процентами. Плачу коммунальные платежи. Помогаю детям, а на остаток пытаюсь выжить».
Татьяна считает, что лучше заплатить по многократно завышенным процентным ставкам, чем у знакомых просить денег в долг. «Это не так унизительно», — говорит Татьяна.
Хотя на первый взгляд 20 рублей в день — это небольшая сумма, но что будет, если пенсионерка просрочит платеж? В месяц с одной тысячи рублей набегает солидная для пенсионера пеня — 600 рублей, а в год — грабительские 7 300. Но другого выхода Татьяна для себя не видит.
Иван Коваленко, 73 года
Иван Петрович — слесарь-наладчик, работал на заводах более 30 лет. Потом мужчину сократили, да и здоровье испортилось: после стрессовой ситуации появился сахарный диабет и подагра. Пока силы еще были, он подрабатывал – то дворником, то ремонт кому-нибудь сделает. Но с годами состояние здоровья ухудшалось, на голени открылась трофическая язва.
Пенсия у Ивана чуть больше минимальной — 9 200 рублей. Часть уходит на оплату коммунальных платежей за двухкомнатную квартиру, часть – на лекарства. Упаковка инсулина стоит больше тысячи. Его должны выдавать бесплатно, по льготе, но рецепт не всегда удается выбить и обналичить вовремя – приходится покупать препарат. Еще нужны мази, перевязочный материал, обеззараживающие антисептики для раны, которые никто бесплатно не выдает. На еду остается 3-4 тысячи рублей.
У Ивана Петровича нет детей. Жена умерла два года назад. Мужчина мог бы продать свою двухкомнатную квартиру и поменять ее на более дешевую однушку, но боится нарваться на аферистов и остаться на улице.
Квартира — это память о покойной жене, говорит Иван, ласково называя ее Сонечкой. Признается, что вдвоем жить было не так тяжело.
«Вместе мы могли еще жить, - рассказывает пенсионер. - Иногда колбасу покупали не очень дорогую, на ярмарке кусочек мяса, яблоки. Сейчас я себе этого позволить не могу. Основная еда — каши, уху варю из просроченной консервы, которую покупаю на базе на Кубанской. Многие ее собакам берут, а я не брезгую. Когда получаю пенсию, то покупаю овощи на «Привозе»: здесь картошку можно купить по 18 рублей, а в магазине она по 30. Так и экономлю. А если тратить бездумно, то не хватит либо на коммуналку, либо на лекарства».
Чтобы улучшить свое положение, мужчина пытался сдавать пустующую комнату. Клиента нашли соседи. «Пришел молодой человек, с виду приличный, договорись за 8 тысяч в месяц, но он оказался любителем выпить и меня припугнуть пытался, чтобы я помалкивал, замечания не делал. Так еле-еле до конца месяца смог дотерпеть, после мы с ним распрощались», — поделился Иван Петрович и добавил, что лучше недоедать, чем жить с кем попало.
Несмотря на тяжелое положение, идти к благотворителям за бесплатной кормежкой Иван Петрович не собирается. «Это унизительно, - говорит он. – Хотя может кто-то сочтет помоями мою уху, но я знаю, что никому не должен, ничего ни у кого не прошу».
Людмила Александровна Городная, 63 года
В трудном положении оказываются и те, у кого пенсия по нынешним временам «приличная» - на несколько тысяч больше минимальной. Разницу съедают расходы, которых нет у других пенсионеров, например, ремонт частного дома.
Людмила Александровна проработала школьной учительницей русского языка и литературы 29 лет. Получает 14 тыс рублей с учетом монетизации положенных ей льгот — бесплатных лекарств и санаторно-курортного лечения.
Детей и мужа у Людмилы нет. Сейчас она живет в Симферопольском районе в Новоандреевке в старом переселенческом домике, который достался ей по наследству от матери. Крыша прохудилась и стала течь, а недавно в кухне и спальне обвалился потолок. Женщина перебралась во времянку своей крестницы, которая сейчас в отъезде, но когда она вернется, ей придется возвращаться в аварийный дом.
«На веранде и во второй спальне потолки все в трещинах и могут обвалиться в любую минуту», — рассказала «Примечаниям» Людмила Александровна. Женщина обратилась за помощью к главе села, но в помощи ей отказали: в местном бюджете нет такой статьи расходов.
Пенсионерка несколько раз обращалась в банк РНКБ за кредитом, но ей отказали буз объяснения причин. «Строители просчитали: с материалами и работой на крышу с потолками уйдет минимум 150 тысяч рублей. Где взять эти деньги, я даже не знаю», — жалуется Людмила Александровна.
Кто-то посоветовал женщине обратиться в пенсионный фонд с заявлением о выдачи части пенсии вперед. «Но и там отказали, — негодует женщина. — Мотивируют тем, что пенсия выплачивает помесячно, а человек может умереть. Я ведь не просила, чтобы мне дали чужие деньги, а только, то, что я заслужила честным трудом».
Людмила Александровна записалась на прием к главе администрации Симферопольского района Сергею Донцу. Но попасть в кабинет к чиновнику она сможет только в начале декабря. «Огромная очередь, сказали мне в приемной главы, ждите две недели», — пояснила женщина.
Этой зимой пенсионерка рискует остаться в буквальном смысле без крыши над головой, если ее остатки рухнут ей на голову.
Комментарии
...Прямо кушать не могут!...
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Крыма вам больше не видать!
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Но это не так. автор точно был в Крыму и увидел, что Россия для Крыма за четыре года сделала больше, чем Украина за 25 лет.
Поэтому в статье и сквозит бессильная злоба.