Украина страна развитой трайбализации? Мнения экспертов

 Украинский публицист Михаил Дубинянский в своей статье «Страна развитого трайбализма. Украинский вариант» утверждает, что на сегодняшний день украинцев как единой общности от Тернополя до Симферополя не существует. По его мнению, на Украине «проживают два многочисленных "племени" с разной культурой, историей и пантеоном священных идолов. Социологические исследования подтверждают раскол украинского общества. Весной 2009 г. группой исследователей под руководством доктора наук государственного управления А. В. Радченко было проведено экспертно-социологическое исследование общественно-политических ценностей на Западе, Юге, Востоке и в Центре государственных служащих Украины. Исследователи выяснили, что большая часть опрошенных чиновников не разделяла ценностей действовавшего в то время Президента В. Ющенко (русофобия, голодомор, пропаганда деятельности ОУН-УПА и так далее). При этом отмечены явные региональные отличия в оценках респондентов относительно деятельности в украинской истории личностей Бандеры и Шухевича, отношений с Россией, статуса русского языка.

Сегодняшний раскол общественного сознания в отношении исторических событий заметен и продолжает углубляться дальше. Это подтверждают и новогодний взрыв украинскими националистами памятника Сталину в Запорожье и решения областных советов Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской областей по поводу признания донецкими судами незаконным указа Виктора Ющенко про присвоение звания Героя Украины Степану Бандере.

Координатор международной экспертной группы ИА REX Сергей Сибиряков задал вопрос коллегам-экспертам из Украины.

ИА REX:   Что Вы можете рассказать о трайбализации Украины?

Директор Центра исследований южно-украинского пограничья, кандидат социологических наук Владимир Коробов из Херсона не согласен с термином «трайбализация» для описания ситуации в украинском общественном сознании. Он рекомендует «более осторожно использовать термин «трайбализация», который хорошо объясняет ситуацию в среднеазиатских республиках, но не так полезен для объяснения ситуации, сложившейся на Украине. Общее между Украиной и, например, Таджикистаном то, что оба новых независимых государства движутся в сторону дезинтеграции и распада, с разной скоростью, оба государства сконструированы из частей, имеющих несовместимые исторические, социокультурные, экономические, политические особенности. Но на этом общие черты заканчиваются. И если для Таджикистана термин трайбализация объясняет ситуацию, для Украины это не так. В нашем случае я бы говорил о межрегиональном конфликте, о пространственно-временной несовместимости частей Украины. Скорее ситуация на Украине напоминает в чем-то бельгийскую или канадскую.

На Украине нет трайбализма, население легко смешивается, русские интегрируются в общество на западе, галичане прекрасно выживают на востоке и на юге, относительно легко принимая местную идентичность. Украинская идентичность слабая, многослойная, комбинированная, диффузная, аморфная. Русские сейчас охотно объявляют себя украинцами, а двадцать лет назад все было наоборот – украинцы массово записывались в русские. Между украинскими «тейпами» нет никаких жестких границ и преград, и сейчас, после победы Януковича на президентских выборах, ради должности многие меняют свою «племенную» принадлежность как одежду («брюки легко превращаются…»). Один и тот же мэр Каховки в первый раз избран от «помаранчевого тейпа», а во второй раз, уже в 2010 году – от «донецкого». Это довольно типично для Украины. Причина дезинтеграции Украины, прежде всего в том, что ее огромная и разнообразная лоскутная территория, ее историческое, экономическое и культурное разнообразие не имеет политически адекватного выражения и обеспечения. Федеративное по своей сущности государство пытается выдать себя за унитарное. Если федерализация Украины будет откладываться, ее распад будет неумолимо приближаться. Может произойти восстание «тутешних».

Система управления украинскими провинциями, основанная на феодальных «наместниках», назначаемых из Киева по коррупционным или кумовским соображениям еще более архаична, чем казахстанский трайбализм. Она не может обеспечить потребности развития регионов. И хотя правящая партия называется Партией регионов, судя по всему, эта партия на деле реализует устаревшую модель «партии жесткой вертикали власти», не подкрепленную ресурсами. В последнее время видные украинские интеллектуалы, например, известный писатель Андрухович,  позитивно отзываются о возможной дезинтеграции Украины. А многие лидеры общественного мнения в Крыму, Закарпатье, Галичине, Буковине, Новороссии, Донбассе так просто мечтают об этом. Под официозные призывы к единству страны, представленные на одиозных рекламных щитах, а также - в зависимых от своих спонсоров журналах, в стране идет негласная дискуссия – а зачем нам жить вместе, а не лучше ли раздельно?

Какую цену мы должны заплатить за мифическое «единство», и что нам дает это «единство»? Не является ли сложившаяся ситуация «единством» наездника и лошади, когда регионы находятся в бесправном и униженном положении? Я бы предложил другую дискуссию: а как нам, возможно, жить вместе? Каким должно быть справедливое и адекватное реалиям устройство страны, каковы должны быть правила, законы взаимодействия регионов? Так как мы сейчас живем на Украине - жить нельзя, с этим согласен каждый нормальный украинец. Довольна жизнью только номенклатура, контролирующая коррупционные рынки услуг и небольшая группа крупных собственников, ну еще может быть челядь, обслуживающая эти группы - от гаражей до телевидения и журналов. В стране – настроения массового недовольства».

Политконструктор из Одессы Юрий Юрьев отмечает, что «в Украине есть характерные слова "кум", "магарыч", и даже "пидлеглий". Всё пронизано кумовством и землячеством, и этим даже гордятся.  Правда, роль взяточничества всё равно важнее, а вот суда присяжных, чтобы народ мог судить кого-то по делам их - нет даже в проекте. Неудивительно, что конфликты порой приобретают характер "трайбалистский" и при отсутствии возможностей решать подобные конфликты с помощью государства - роль трайбализма может расти, а государства – падать». 

Одесский кинорежиссер и публицист Юрий Бликов считает, что «трайбализация в Украине, где я проживаю – в отличие, скажем, от Кавказа или Средней Азии, где трайбализация является естественным исторически-сложившимся процессом – носит искусственный характер. Разделение Украины, в течение уже двух веков, имеет не внутренние, а внешние причины.  Если в XIX веке этим активно занималась Австро-Венгерская монархия, то сегодня генератором процессов раскола является так называемая "украинская диаспора", опирающаяся на американские спецслужбы и отдельные европейские политические круги. Совершенно не случайно, американский ставленник Виктор Ющенко, пришедший к власти в результате оранжевого антиконституционного переворота, и его жена, Кэтрин – Клэр Чумаченко, американка по происхождению, представительница той самой диаспоры, активно делили украинских граждан по национальному признаку и пропагандировали фашистских коллаборационистов в стране, где огромная часть граждан пострадала от фашистов.

Нельзя не отметить сходство методов раскола Украины, во времена Австро-Венгерской монархии и сегодня. И тогда, и сейчас, украинскому народу принудительно навязываются слова и языковые конструкции, отсутствовавшие в украинском и русском языках. Главное условие для этих новоделов, максимальное отличие от русских аналогов и созвучных слов. Учитывая, что, по опросу Гэллапа, более 80% населения Украины считают русский язык родным, подобная насильственная  украинизация, насыщенная новоделами,  вопреки главной функции языка – коммуникативности, затрудняющая коммуникацию на всех уровнях общения – это безусловное средство культурного ограничения и культурной деградации народа Украины. Одновременно, атака велась на все направления культуры: уничтожен практически полностью кинематограф, создаются невыносимые условия для русскоязычных певцов, поэтов, писателей, сценаристов. Законодательно разделены творцы на украиноязычных и русскоязычных, где преференции отдаются носителям украинского языка. Парализовано книгоиздание, закрываются библиотеки и русскоязычные школы, официально был введен термин "титульная нация".  Одновременно кумовство, клановость и семейственность достигли своего апогея, за все годы независимости Украины.

Таким образом, можно достоверно утверждать: трайбализация в период правления Ющенко стала государственной политикой, не просто при попустительстве Запада, а при активной поддержке США и Европы, объявлявших подобную политику "развитием демократии" и финансово ее подпитывающих.  Совокупность этих и многих других фактов однозначно указывают на искусственное, зарубежное происхождение трайбализации Украины» - резюмирует Юрий Бликов.

Архитектор, член президентского совета Национального союза архитекторов из Киева Виктор Глеба отмечает, что «в Украине новенького термина, конечно же, не знают. Действительно некоторых наших депутатов можно сравнить с африканскими вождями, но трайбализма нам и не хватает - может немного сменили бы пластинку (тему) борьбы с коррупцией».

 

Справка: Трайбализм (английское слово tribalism, от латинского слова tribus - племя) – это приверженность к культурно-бытовой, культовой и общественно-политической племенной обособленности. Наиболее характерно он проявляется в среде межплеменных различий и выступает главным препятствием для формирования идентичности, например, в современной Африке.

Трайбализм базируется на классических реципрокных (взаимных) связях с основной ролью патронажно-клиентарных отношений. Их особенностью является то, что "одновременно они действовать не могут, работает или то, или другое".