Анализ одного проекта

Проанализируем проект «Общественная палата Республики Татарстан (ОПРТ)». Декларируемая миссия ОПРТ заключается в том, чтобы, действуя в соответствие с Законом, обеспечивать согласование интересов граждан, проживающих в Татарии, с органами государственной власти и местного самоуправления (№24-ЗРТ от 27 апреля 2017 года).

Реализация этой миссии достигается путём

привлечения граждан к формированию государственной политики;

обеспечения их взаимодействия с органами госвласти и МСУ;

поддержки гражданских инициатив;

выработки соответствующих рекомендаций;

взаимодействия с Общественными палатами и советами.

О привлечении граждан

Сказать что-либо определённое о привлечении ОПРТ граждан не могу: мне факты такого привлечения не известны. Меня же, своего эксперта, ОПРТ никогда ни к чему не привлекала и, по-видимому, привлекать не собирается. О мотивации ОПРТ могу только догадываться…

О поддержке гражданских инициатив

Быть может, кому-то с такой поддержкой и повезло. А мне нет, не повезло: никакие мои инициативы ОПРТ не поддерживает.

Об идее Экспертного Совета

Как я думаю, Экспертный Совет мог бы стать «мозговым центром» ОПРТ. С идеей такого Центра я обращался и к прежнему председателю ОПРТ – Ильгизу Хайруллину, и к нынешнему – Анатолию Фомину. Но ни тот, ни другой интереса к моей инициативе не проявили. Тем не менее, ответ на предложение – создать Экспертный Совет я получил: исх. №1221 от 7.11.2018 г. подписала руководитель унитарной НКО и в то же время государственного казённого учреждения по имени «Аппарат ОПРТ» Зульфия Сафина.

Правда, сообщение г-жи Сафиной о том, что «работа экспертного совета ОПРТ осуществляется при ОПРТ», действительности ни в малейшей степени не соответствует, да и не может соответствовать, потому что Закон N24-ЗРТ никакого Экспертного Совета в составе ОПРТ не предусматривает. Просто совет в составе ОПРТ имеется, но экспертным он всё же не является (ст. 17).

Создать Экспертный Совет ОПРТ можно, конечно. Если ОПРТ этого пожелает, что не пока факт. Но, если она вдруг пожелает, то сначала следует объявить конкурс на лучшее Положение об Экспертном Совете. Затем кому-то это Положение придётся внести на рассмотрение ОПРТ (п. 5 ст. 16).

Несколько слов о функциях Экспертного Совета

Обладая относительной свободой и, прежде всего, от председателя ОПРТ, наделённого поистине необъятными полномочиями, Экспертный Совет сможет осуществлять независимую экспертизу инициатив, которые граждане и организации вносят на рассмотрение ОПРТ.

Он же по заказу Государственного Совета РТ мог бы предпринять подготовку изменений критикуемого проекта, обеспечивающих реальное взаимодействие ОПРТ с прочими Общественными палатами и Общественными советами органов исполнительной власти и МСУ, чего пока не наблюдается.

В 2007 году я провёл круглый стол, на котором обсуждалась моя идея Общественного Совета муниципального образования города Казани, казалось бы, имевшего шансы стать городской Общественной палатой.

В 2008 году руководитель исполнительного комитета муниципального образования города Казани (ИКМО) издал постановление, которым при ИКМО в статусе его нештатного подразделения был создан Общественный совет. Я – инициатор этого проекта был избран заместителем, а затем и председателем этого Общественного Совета, который, однако, с ОПРТ никогда не взаимодействовал. В 2016 году Общественный совет был ликвидирован (по моей инициативе) в виду его бесполезности…

Об общественном контроле

Закон N24-ЗРТ наделил ОПРТ возможностью осуществлять общественный контроль над органами власти (п. 1 ст. 1). Но, как сообщает г-жа Сафина, при ОПРТ действует Центр общественного контроля в сфере государственного и муниципального управления РТ. Мне, например, о достижениях этого Центра ничего не известно. И так ли уж он актуален – общественный контроль в названной сфере? Не лучше ли позаботиться об общественном контроле над судебной системой, инструментом которого могла бы послужить общественная Судебная палата (ОСП). Закон N24-ЗРТ, казалось бы, обязывает ОПРТ поддерживать гражданские инициативы. Но согласится ли она организовать публичное обсуждение ОСП?

О взаимоотношениях властей и ОПРТ

Похоже на то, что смысл своего существования ОПРТ усматривает в защите органов государственной власти и МСУ от общественности, что противоречит Закону N24-ЗРТ, в соответствии с которым основная миссия ОПРТ сводится к согласованию интересов граждан, проживающих в Татарии, с республиканскими органами государственной власти и местного самоуправления. А ещё – к продвижению наиболее актуальных инициатив.

Об одной инициативе

Так вот у меня есть инициатива, направленная на пересмотр существующего проекта «ОПРТ». Быть может, эта инициатива председателю ОПРТ г-ну Фомину и не придётся по вкусу. Но отреагировать на мою инициативу он обязан. Думаю, что реакция, скорее всего, окажется отрицательной. Впрочем, поживём – увидим.

На основе авторской публикации.