Битва за Украину: почему не будет примирения в войне патриархов
На модерации
Отложенный
Это уже третья моя заметка, в которой я рассказываю о самой грандиозной религиозной войне внутри православия не только последней осени, но и, возможно, последних десятилетий: войне Константинопольского и Московского патриархов за Украину.
Месяц назад я писал о разворачивающейся войне компроматов между двумя Поместными Церквями, о взаимных обвинениях и огромном количестве неадекватных высказываний со стороны спикеров РПЦ и УПЦ МП в адрес патриарха Варфоломея.
Но уже 15 октября произошло вполне ожидаемое событие, которое перевело все из положения дальних артобстрелов в состояние полномасштабной войны: Синод РПЦ на своем заседании в Минске принял решение разорвать евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом.
Для тех, кто не в курсе, поясню глобальную значимость этого события. Все православные, находящиеся в разных Поместных Церквях по всему миру, считают себя единой Церковью. Это единство основывается на общей вере и на возможности совместного причащения. То есть русский православный может свободно причащаться хоть в храмах греческих, хоть румынских, хоть в Иерусалиме, хоть где-то еще на территории других канонических Церквей.
РПЦ обвиняет патриарха Варфоломея и его Синод в антиканонических действиях: претензиях на влияние в Украине, снятие анафемы с патриарха УПЦ КП Филарета (Денисенко), но наказывает в итоге не столько самого Константинопольского патриарха, сколько всех верующих РПЦ и УПЦ МП. Это у них теперь возникнут (и уже возникли) проблемы: они не могут причащаться в храмах Афона, в тех храмах Европы, Америки и других континентов, которые находятся под юрисдикцией Константинополя.
Со своей стороны, самые разные «подразделения» Константинопольского патриархата (например,Русский Экзархат в Европе, Финляндская Автономная Церковь) выступают с сожалением о таком поступке Синода РПЦ и уверяют, что с их стороны ничего не изменилось, русские по-прежнему для них братья и могут, как и раньше, приходить и причащаться в храмах Вселенского патриархата.
Но в Московской патриархии отказываются верить в такую «любовь» константинопольцев — и начинают беспрецедентную кампанию по распределению ответственности за разрыв евхаристического общения на всех верующих РПЦ.
Сначала патриарх Кирилл и его правая рука, глава Отдела внешних церковных связей, митрополит Иларион (Алфеев) начинают публично заявлять, что «РПЦ принадлежат» (да, не «к РПЦ», а вот именно так, как крепостные) «150 миллионов» православных всего мира, и это, мол, «больше половины» от общего количества, поэтому де патриарх Варфоломей потерял роль арбитра в мировом православии, да по сути — теперь он никто и звать его никак. Как изволил изящно выразиться известный проповедник протоиерей Дмитрий Смирнов: «Стамбульская патриархия вся уместится на площадке для бадминтона», — поэтому, мол, чего их слушать.
И, чтобы это доказать, РПЦ поступила по старой советской привычке — спустила по нисходящей методичку по всеобщему «одобрямсу». Так, епархии УПЦ МП регулярно отчитываются о своей «единогласной» поддержке главы УПЦ, митрополита Онуфрия, и о желании оставаться в единстве с РПЦ. Правда, как написал нам в «Ахиллу» клирик Днепропетровской епархии, у них, несмотря на официальную новость о всеобщем одобрении курса партии, на самом деле никакого голосования не было, а некоторые из священников потенциально вообще были против и готовы были это высказать — но им не дали.
В России формулировки методички чуть иные — все должны выразить одобрение действиям патриарха Кирилла и Синода РПЦ о разрыве евхаристического общения, и заклеймить вероломного патриарха Варфоломея, который тянет свои коварные щупальца на «каноническую территорию РПЦ», то есть в Украину. Этот одобрямс выглядит шаржировано: практически ежедневно главный сайт РПЦ — Патриархия.ру — сообщает о том, как в митрополиях собираются на заседания, чтобы по накатанному шаблону все нужное одобрить, а все зловредное — осудить. Разница лишь в том, что где-то одобрямс обходится архиереями и их приближенными из епархиальных советов; где-то, как, например, в Златоустовской епархии (Челябинской области) на такой расширенный совет пригласили даже чиновников (видимо, чтобы те понесли свет истины на предприятия и в госучреждения); где-то на епархиальные собрания собирают всех священнослужителей, чтобы те проголосовали «да, да, нет, да».
Разумеется, мало найдется самоубийц среди священников, которые рискнут проголосовать не так, как велит ЦК РПЦ.
Но даже и тут нашлись епархии, которые копнули глубже. Так, в Глазовской епархии Удмуртской митрополии на электронный почтовый ящик каждому священнослужителю прислали письмо, в котором «срочно» потребовали высказать «свое мнение» «в части поддержки действиям патриарха Кирилла, … в связи с посягательством Константинопольского патриархата…». В общем, странно, что еще не догадались привести всех, включая приходских котов, к публичной присяге и выжечь имя патриарха Кирилла у себя на груди в качестве знака «абсолютного» одобрения.
Впрочем, нельзя сказать, что в противостоянии Константинополя и Москвы только Московская патриархия ведет себя неадекватно. Не так давно представитель Константинопольского патриархата архиепископ Иов (Геча), украинец по национальности, родом из Канады, заявил в интервью, что, согласно ви́дению Константинополя, в Украине на данный момент, после снятия анафем с глав неканонических УПЦ КП и УАПЦ, нет вообще никаких канонических церквей с их предстоятелями — теперь все епископы в стране находятся под омофором (то есть под руководством) Вселенского патриарха. И когда соберется в Украине объединительный собор (а поговаривают, что будет это уже скоро) и там будет избран предстоятель единой Церкви в Украине, то «канонически», по словам архиепископа Иова, все прочие юрисдикции, включая УПЦ МП, должны будут перестать существовать, потому что в одной стране должна быть только одна автокефальная Церковь.
Это мнение представителя Константинополя было поднято на смех в РПЦ — пресс-секретарь патриарха Кирилла священник Александр Волков на своей странице в фейсбуке не удержался в рамках дипломатии и посоветовал архиепископу Иову «подлечиться и подучиться» в одной из российских семинарий. Также в УПЦ МП напомнили, что «Константинополя самого не существует».
Перечисленные события — лишь малая часть происходящего вокруг автокефалии Украинской Церкви, но и по этим фактам можно судить, что ситуация перешла в фазу жесткого противостояния. Стороны больше не готовы и не желают слушать друг друга: и Фанар, и Москва будут гнуть свою линию. Фанар будет и дальше вести дело к собору и выдаче томоса об автокефалии, собирая под свои знамена как поддержку украинской власти, так и всех противостоящих Москве и Московской патриархии. Каксказал патриарх Варфоломей: «Нравится или нет нашим русским братьям, рано или поздно они должны будут последовать решениями, которых принял Вселенский патриарх, потому что у них нет другого выбора».
Москва, со своей стороны, будет продолжать запугивать «кровью», обвинять всех несогласных в расколе, в антиправославности, будет возбуждать народ «вставать на защиту», радуясь каждойпровокации вокруг храмов или монастырей в Украине, что позволит кричать о «захватах националистами-раскольниками святынь».
В общем, представление будет длительным и громким. Как обычно, главными пострадавшими в этой войне будут простые верующие Украины — «пушечное мясо», — которых будут терзать требованиями или вставать за «патриотизм и свободу» Украины от москалей, или наоборот — сплотиться вокруг «русского мира» против «проплаченных Госдепом агентов Стамбульского папы», как часто звучит в нынешней риторике промосковских иерархов и священнослужителей УПЦ МП.
Будет ли что доброе от всего этого? Кое-что есть — может, не слишком доброе, но полезное. И Константинополь, и Москва показали, что их война за «каноническую территорию» для них важнее всего. И тут пропаганда, компромат, ложь, хамство, обструкция и раздирания рубах на горячих грудях вполне годятся — лишь бы достичь своего. Слова о мире, любви, Христе и прочих подобных риторических вещах им нужны только для создания своего образа — белого и пушистого — на фоне грязного и вонючего соперника-негодяя.
Но если чуть отступить от обоих рестлеров и посмотреть на них трезво, принюхаться, то вдруг можно будет увидеть и понять, что разницы между ними практически не видно. Они бьются за чемпионский пояс и денежную премию. А вы? — вы просто зрители, которые оплачивают турнир.
АЛЕКСЕЙ ПЛУЖНИКОВ
Комментарии