про наркоманию

На модерации Отложенный

На протяжении долгого времени работая с проблемой наркомании, я пересекался с обычными представлениями людей о том, что это такое, проблема зависимости, и каким образом её решать. В общем и целом люди, не имеющие достаточного представления о проблеме, предлагают следующие методики:

  • для наркоманов, всех перестрелять или пересадить в резервации.
  • Для наркоторговцев, всех перестрелять или посадить в тюрьму.
  • Для государственных структур, перестать брать взятки и заняться предложенным для наркоманов и наркоторговцев.

Какие то, из этих рекомендаций разные люди исключают, какие то, оставляют в зависимости от вовлеченности в проблему. Данные рекомендации просты и линейны и разумеется они уже реализовывались по раздельности или вместе, и хотя бы в силу того что мы видим вокруг я заявляю, что данные рекомендации не работоспособны и бесполезны в контексте такой проблемы как наркомания и алкоголизм. Для того чтобы понять что же все таки делать есть необходимость взглянуть на проблему не погружаясь в её боль, немножко отстраненно и со стороны. Для этого небольшой экскурс в историю.

 И так;

При советской власти наркомании, как социальной проблемы не было. Наркоманы были, не много, алкоголики были, много. Была государственная монополия на алкоголь и все психоактивные вещества. Нелегальными психоактивными веществами, используемыми в то время были : конопля, в виде травы (особенно ценилась, произраставшая в Чуйской долине Казахстана, т.н. «чуйка»), маковая соломка (наркоманы употреблявшие её делали это только в период созревания мака и заготавливали не очень большие объемы в прок и назывались «сезонники»).

Наиболее часто и широко использовались медикаментозные вещества, либо как непосредственно наркотизирующие, либо как прекурсы.

Наркомания как социальная проблема началась в стране с того момента когда рубль стал официально конвертируем до этого ввоз в страну любых наркотиков упиралось в совершенно не решаемую при советской власти проблему конвертировать рубли в валюту той страны в которой закупался наркотик. Когда рубль стал с начало неофициально, а потом и официально конвертируем, эта проблема исчезла. Имея дело с торговлей наркотиком, мы всегда имеем дело рынком идеального товара. Наркотик идеальный товар, он сам создает себе потребителя и потребляется во все растущих объемах не зависимо от колебаний цены. Поэтому, имеет смысл понимать, что изолируя, либо уничтожая наркоторговцев, мы просто очищаем этот рынок для захвата другим производителем или посредником. Есть один единственный способ прекратить ситуацию нелегальной торговли наркотиком, это сделать данный бизнес бесприбыльным. Формирование данного бизнеса, с помощью госструктур как бизнеса опасного и высоко рискованного приведет только к росту цены на наркотик. Иногда мне даже кажется, что ужесточение законодательства в отношении наркоторговцев предпринимается именно с целью повышения цены на наркотик.

Как сделать этот бизнес бесприбыльным. Я пока что вижу только два пути:

  • как при советском союзе отменить конвертируемость рубля, это маловероятно;
  • легализовать наркотики и установить на них минимальновозможные, и даже демпинговые цены (возможно только в случае глобального изменения систем образования, здравоохранения, социальной политики и т.д. иначе будет очень разрушительно и приведет к моральному и нравственному коллапсу, по сравнению с которым нынешний покажется раем).

Теперь что касается наркоманов.

Действующий наркоман, это существо, безусловно больное (язык не поворачивается назвать его человеком). Все его действия подчинены строго заданной программе: добыть наркотик, употребить наркотик, испытать состояние, и по новой. Эта программа исполняется им и имеет приоритетное значение по сравнению с любыми другими. Если наркоман «перекумаривает», то это просто затянувшаяся фаза испытать состояние или добыть наркотик, но он счастливей многих людей независимых. В его жизни есть безусловная ценность и всегда есть цель, многие ли, из читающих эти строки, могут этим похвастаться. Поэтому так трудно убедить наркомана лечиться. Страх перед «кумаром», который чаще всего декларируется, присутствует на самом деле у немногих. Самый большой страх, который есть у наркомана, «а что делать, если не колоться?». Глядя на большинство предлагаемых ему образцов, которые основаны на утверждении «жизнь прожить – не поле перейти», и «все в жизни должно быть тяжело и трудно», он приходит в ужас, потому что в его жизни есть счастливые и добрые моменты (пусть искусственные, пока действует наркотик), а в предлагаемых образцах нету. Обратите внимание, как мало говорится в нашей жизни о том, как хорошо быть взрослым. Больше говорится о том, как это трудно и единственный бонус это возможность гнобить младших. В общем и целом  употребление психоактивных веществ, это способ сохранить бонусы детства. Действующие наркоманы и алкоголики всегда инфантильны. Есть только один способ показать наркоману как губительна его жизнь. Это возможно только в случае, если ваша жизнь будет счастливой не смотря ни на что. Ни на жизнь рядом с наркоманом, ни на несовершенные законы, ни на высокие цены на маршрутку, ни на что, когда ваша жизнь и счастье будут зависеть только от вас. Если вы перестанете зависеть от всего подряд, то наркоман поверит вам, когда вы предложите ему не зависеть от наркотика. До тех пор пока вы предлагаете ему сменить одну зависимость на другую, а то и на ряд других, он будет выбирать самую вкусную для себя, как в прочем сделал бы и я.

Теперь о государственных структурах. Здесь мне придется опираться на более ранние мои работы. Если я буду использовать непонятные термины, то заранее отсылаю всех к ним. Государственные структуры находятся в позиции «спасатель». Они спасают ненаркоманов от наркоманов, наркоманов от наркодилеров. Но дело в том, что «спасатель» в интерпретации «жертвы» всегда должен спасать плохо, потому что иначе у «жертвы» не останется обоснований почему же она продолжает оставаться «жертвой». И поэтому, любая работа, направленная на спасение от кого или чего либо, всегда будет оцениваться как плохая.  Причина этого в том, что «жертва» очень легко становится «насильником», а «насильник»- «жертвой». Более того «жертвы» обязательно будут мешать «спасателям» их спасать, обосновывая это множеством причин. За более подробным  разбором данного механизма отсылаю все к той же работе «докладец». И теперь возникает вопрос; так кому же дать денег чтобы наркомания, как социальное явление прекратилось? какой проект профинансировать?. Наверно мой ответ будет неожиданным:

  • проект прекращения продажи сырья за рубеж  
  • а так же проект введения государственной монополии на производство алкоголя.

Я не буду здесь подробно разбирать, каким образом это поможет, но расчеты показывают, что даже если ничего больше не делать, то количество действующих наркоманов за десять лет снизится на семьдесят процентов.