Драма «Социальная сеть» (The Social Network)
На модерации
Отложенный
Режиссер – Дэвид Финчер.
В ролях – Джесси Айзенберг, Эндрю Гарфилд, Джастин Тимберлейк, Арми Хаммер, Макс Мингелла, Руни Мара, Брайан Бартер, Дастин Фицсаймонс, Джозеф Маццелло, Патрик Мепл, Джош Пинс.
США. 2010. 120 мин. Бюджет: $40 млн. Сборы по миру: $197 млн.
Вот так хочешь насолить девушке – и случайно становишься самым молодым миллиардером.
Кот Бублик о странных превратностях судьбы
Завести, что ли, аккаунт в Facebook?
Ну не во «Вконтакте» же его заводить.
Кот Бублик о времени и о себе
Биопики (биографические фильмы, посвященные известным людям) – жанр довольно сложный.
И не особенно благодарный. Реальная жизнь реальных людей подчас некинематографична, а иногда настолько неприглядна, что в нее лучше не лезть. Кроме того, всегда возникает вопрос соответствия экранного персонажа реальному прототипу, ведь кроме самого прототипа или его родственников (если они еще живы) есть армия читателей-поклонников-фанатов, у каждого из которых есть свое представление о том, каков был их кумир как личность. Так что создатель биопика всегда может налететь на массу обвинений в недостоверности, несовпадаемости и даже откровенной клевете.
А уж когда речь идет о такой персоне, как создатель Facebook Марк Закерберг, которому на данный момент всего двадцать шесть лет и который самый молодой новоиспеченный миллиардер в мире, – тут уж становится совсем сложно, ведь претензии к недостоверности будут предъявлять сами объекты биопика.
Впрочем, не Дэвиду Финчеру бояться трудностей.
Режиссер, у которого аж четыре (до выхода «Социальной сети») фильма находятся в Top250 лучших фильмов всех времен и народов, чей «Бойцовский клуб» по роману Чака Паланика взорвал не только кинематографическое сообщество, но и общество в целом, – такой человек может взяться за что угодно. Тем более что, между нами говоря, его последние работы – что «Зодиак», что «Загадочная история Бенджамина Баттона» – были скучноваты и нудноваты. При всем качестве и профессионализме постановки, разумеется. Так что Финчеру явно пора было реабилитироваться.
Вообще, надо сказать, что Финчер взялся за интересный и достаточно знаковый материал для исследования.
Потому что Закерберг, в отличие от всяких цифровых монстров девяностых, именно случайный миллиардер! («Случайные миллиардеры» – так называется книга Бена Мезриха, которая легла в основу сценария Аарона Соркина.) То есть он совершенно спокойно этим миллиардером мог и не стать. Это чистая случайность. Как и с большинством других социальных сетей и всяких сервисов, одни из которых по мало поддающимся анализу законам получили огромную популярность, а их создатели стали очень богатыми людьми, а другие, при всех амбициях и надеждах их создателей, остались в безвестности и принесли одни долги.
Заметьте, монстры девяностых – Билл Гейтс, Стив Балмер, Стивен Возняк, Стив Джобс и другие – практически не могли не стать миллиардерами.
Потому что это они создавали новую цифровую эпоху! Они были ее отцами-основателями! Новые операционные системы, новый прикладной софт, новое железо (в случае Apple)!
А вот с Google все было уже сложнее!
Поисковая система Google создавалась тогда, когда уже были популярные (и ныне практически прекратившие свое существование) поисковые системы. И тут не было на сто процентов понятно, смогут ли Ларри Пейдж и Сергей Брин пробиться на рынок. Но они пробились, и их успех также не был случайным, хотя его нельзя было предсказать на сто процентов.
Закерберг и создатели других популярных социальных сетей – дело несколько иное.
В определенный момент все эти социальные сети стали появляться как грибы после дождя. Одни из них завоевывали популярность, другие – нет. Причем никогда заранее нельзя было сказать, какую из сетей ждет взрывной успех. Часто бывало так, что очень грамотно сделанные и продуманные механизмы так и не развивались, а сделанные тяп-ляп на коленке движки с ужасным интерфейсом вдруг становились дико популярными. (В России нечто подобное произошло с «Одноклассниками»: сворованная с Classmates.com идея, движок, написанный людьми, которые понятия не имели ни о том, как строятся базы данных, ни о том, что такое поиск, ни о том, что вообще такое дружественный интерфейс, – и тем не менее этот сервис на некоторое время стал первым. Хорошо еще, что бездарное управление, жлобство и жадность владельцев довольно быстро привели к тому, что «Одноклассники» стали скатываться туда, где им самое место.)
Однако в случае с Facebook грех предъявлять претензии к разработчикам.
Как раз Facebook – это один из самых качественных и продуманных движков, который к тому же отлично развивается.
Впрочем, я что-то ушел куда-то в сторону, а речь у нас все-таки идет о фильме Дэвида Финчера.
Поставлен он, как я уже упоминал, по сценарию Аарона Соркина, базирующемуся на романе Бена Мезриха.
Ни сам Марк Закерберг, ни какие-либо его партнеры или сотрудники Facebook не принимали никакого участия в создании книги, сценария и фильма. Также они не дают никаких комментариев по поводу фильма. Разве что сам Марк пару раз в интервью заявлял, что картина имеет к нему очень мало отношения, а мотивации, которые Финчер выставляет в фильме, высосаны из пальца.
А что там за мотивации?
Давайте очень кратко о сюжете.
Простой еврейский паренек Марк Закерберг (Джесси Айзенберг) учится в Гарварде и мечтает быть принятым в один из гарвардских элитных клубов, хотя шансов на это у него довольно мало.
Также он долго и достаточно безуспешно клеит эффектную девушку Эрику Олбрайт (Руни Мара), которая в конце концов рвет с ним отношения.
Расстроенный Закерберг напивается, приходит в общежитие и там в своем блоге на LiveJournal пишет всякие гадости про Эрику.
А потом ему приходит в голову мысль сделать сайт, на котором бы студенты могли сравнивать и оценивать фотографии различных студенток. Марк пишет скрипты, которые утягивают изображения из закрытых источников, после чего тут же создает и запускает сайт с голосовалкой.
Реакция на это развлечение превзошла все ожидания Закерберга.
Сарафанное радио мгновенно распространило ссылку по всему университету, после чего компьютерная сеть Гарварда полегла из-за нагрузки. Марка вычислили и подвергли дисциплинарному наказанию, однако он прославился.
После этого к Закербергу обратились братья Уинклвосс (Арми Хаммер, Джош Пинс) – студенты-спортсмены из очень богатой семьи.
У братьев есть идея элитного онлайнового клуба – нечто вроде социальной сети с определенными параметрами. Они хотят нанять Марка в качестве разработчика.
Закерберг соглашается, однако идея братьев послужила толчком к мысли о том, что нужно создать вовсе не элитную, а всеобъемлющую студенческую сеть, в которой участники могли бы заносить самую разнообразную информацию о себе, общаться и так далее.
Называться эта сеть будет The FaceBook. Марк уговаривает своего близкого друга Эдуардо Саверина (Эндрю Гарфилд) вложить в разработку проекта немного денег и стать финансовым директором, после чего бросается в разработку. Братьев Уинклвосс Закерберг при этом водит за нос, кормя их невыполняемыми обещаниями. Так начался Facebook!
***
Для тех, кто интересовался историей Facebook, хорошо известно, что Закерберг прошел через несколько судебных разбирательств.
С ним судились братья Уинклвосс, которые считали, что он не только украл их идею, но и намеренно водил их за нос почти два месяца, чтобы выиграть время и запустить свой собственный проект. С ним судился его бывший друг и бывший финансовый директор Эдуардо Саверин, которого в определенный момент просто выкинули из бизнеса и лишили солидной доли акций.
В фильме Финчер как раз и построил сюжет вокруг судебных разбирательств, которые вызывают к жизни разнообразные флешбэки из жизни главных персонажей.
Вопреки расхожему мнению о том, что Закерберг в картине получился персонажем чуть ли не отрицательным – злобным, мстительным и подловатым, – это вовсе не так.
Правда, Финчер, похоже, переборщил с мотивацией – вряд ли в реальности Марк создал Facebook только для того, чтобы обратить на себя внимание подружки. Да и в эти элитные клубы, как утверждает сам Закерберг, он в жизни никогда не стремился. Лично я ему верю: на черта нерду всякие дурацкие гарвардские элитные клубы?
Никакой злобности, мстительности и тем более подлости в экранном Марке замечено не было.
Джесси Айзенберг, на мой взгляд, прекрасно изобразил типичного нерда – упертого компьютерного маньяка, который практически все свободное время тратит на реализацию каких-то своих программных идей и которого происходящее вокруг волнует на порядок меньше, чем происходящее на экране монитора. Какие-либо эмоции у него проявляются крайне редко, а если и проявляются, то результатом могут стать довольно неприятные выходки, вроде того, что он понаписал в блоге. (Это, кстати, реальная история. Однако кто из нас в сердцах не писал глупостей в блоге? Да все писали!)
С чего Закерберг вообще создал Facebook?
Да просто мысль пришла в голову. А до этого были различные знаковые моменты – история с голосовалкой, мысль Уинклвоссов и так далее. У него в конце концов сложилась идея сделать Facebook – он этот сервис сделал. Саверин при этом подогнал стартовый капитал, за что получил большую долю акций в бизнесе, однозначный успех которого не мог предсказать никто.
Кинул ли Закерберг Уинклвоссов?
Украл ли он у них идею? И да, и нет. Кинуть – конечно, кинул, в том смысле, что пообещал что-то сделать, а потом начал водить их за нос. Но это обычное дело для парнишки-студента. А то вы или я в студенчестве не обещали с три короба, а потом выполняли со спичечный коробок? Просто мы с вами не стали миллиардерами и с нас нечего слупить.
Украл ли он у них идею?
Безусловно, мысль Уинклвоссов была одним из толчков, приведших к созданию Facebook. Но вполне вероятно, что Марк и без их мысли пришел бы к Facebook – просто, возможно, позже. Возможно, в несколько ином виде.
А ключевая для фильма история выставления Саверина из бизнеса – тут тоже все вполне закономерно.
Да, Саверин был первым инвестором. Он вкладывал в дело некоторые деньги (замечу, очень небольшие) и должен был стать финансовым директором. Закерберг выбрал его потому, что они вроде как дружили, а кроме того, Саверин был из богатой семьи, ходил в костюме и делал вид, что понимает в бизнесе.
Финансовым директором Саверин так и не стал.
Более того, он совершенно самоустранился от бизнеса, который крайне стремительно развивался, не понимал перспектив, а кроме того, еще и в какой-то момент заморозил счет. В результате всего этого размытие акций и резкое снижение доли Саверина – совершенно закономерный и логичный результат. Закерберг был бы законченным кретином, если бы этого не сделал. А он – вовсе не кретин.
Эндрю Гарфилд (Антон из «Воображариума доктора Парнаса») сыграл Саверина отлично: персонаж получился очень жизненный, искренний и неоднозначный.
Ему, с одной стороны, сочувствуешь, но с другой – хорошо понятно, что Саверин (по крайней мере, в фильме) только делал вид, что понимает в бизнесе. Он не верил в Facebook так фанатично, как в него верил Закерберг, он не вкладывал в него все силы (и даже совсем небольшую их часть), и с чего он считал, что после всего этого по-прежнему может рассчитывать на огромную долю в бизнесе, – непонятно.
Братанов Уинклвоссов – высоких красавцев-спортсменов – Финчер сделал отлично.
Причем с этими персонажами получилась непростая история. Финчер так и не смог подобрать близнецов-актеров, похожих на Уинклвоссов. Поэтому он взял Арми Хаммера, который на них был похож, и Джоша Пинса, который был похож просто по телосложению. В процессе съемок Хаммер по очереди отыгрывал роль за одного и другого брата, и при монтаже лицо Хаммера было наложено на обоих братьев. Таким образом, фактически один Хаммер сыграл обе эти роли, а Джош Пинс выступил только как модель для наложения спецэффектов.
Братья, кстати, у Хаммера получились превосходные: и красавцы, и спортсмены, и обаяшки, но вместе с тем – пустышки.
Типовые такие гарвардские мальчики из богатой семьи, которые вхожи во все элитные клубы, но Facebook никогда не сделают. Чистые Маниловы. Только не Бэрри Маниловы, а Маниловы из «Мертвых душ».
Хорошо бы, вальяжно сказали братья, сдьяволить что-нибудь эдакое, интернетное.
Ну, чтобы типа элитный клуб и все такое. После чего носились с этой идеей сто лет: до Закерберга их так же кинули еще два программиста – в общем, понятно, что никогда в жизни ничего подобного они бы не реализовали. Потому что вместе с греблей, клубами, студенческими развлечениями и так далее такой проект не поднять. Это надо быть таким долбанутым, как Закерберг. И в фильме, в общем, это достаточно хорошо показано.
Руни Мара в роли Эрики – понравилась, хотя с ней в фильме было буквально две сцены. Зато первая – разговор Эрики с Марком в кабаке – очень впечатлила.
Но оно и неудивительно: Финчер работал над ней с такой тщательностью, что снял аж девяносто девять дублей, пока не поймал нужные ему интонации.
Столько актеров уже перечислил, и все, на мой взгляд, сыграли на уровне или «хорошо», или «отлично».
Теперь поговорим о том, кто здесь сыграл откровенно плохо. Увы (ну, то есть – к счастью) этот номер не пройдет. Потому что из главных ролей остался создатель Napster Шон Паркер, сыгранный Джастином Тимберлейком.
Надо сказать, что Тимберлейк и раньше-то на экране выглядел не ниже, чем на четверку (достаточно вспомнить фильм «Альфа Дог»), а здесь – ну просто поразил!
Потому что у него получился настолько мощный, яркий и эффектный персонаж, что просто диву даешься. Не знаю, насколько это все коррелирует с реальным Шоном Паркером, который тот еще фрукт, но у Тимберлейка в фильме – обаятельнейший авантюрист, который своим проектом прославился на весь мир, заработал миллионы, получил судебное преследование, потерял миллионы, но при этом реально понимает в интернет-бизнесе и твердо уверен в том, что лучше сейчас отказаться от миллиона, чтобы завтра получить миллиард. Закерберг думает точно так же, поэтому вполне логично, что Паркер занял место Саверина, который судорожно сжимал полудохлую синичку в руке, не желая признать, что с их проектом можно словить жирную корову, которая как раз порхает над линиями передачи данных.
Кстати, обе сцены противостояния Саверина и Паркера – что в ресторане, что в офисе Facebook – сделаны просто изумительно.
Что получилось в сухом остатке?
Отличное кино, которое берет не столько резкими поворотами сюжета, коих здесь почти нет, сколько высокопрофессиональным уровнем постановки и отличной актерской игрой. Плюс – мои комплименты кастингу: редко бывает, чтобы все актеры настолько классно подходили своим персонажам. Вроде ничего особенного тут нет – ну да, парнишка в двадцать шесть лет некоторым образом случайно стал самым молодым миллиардером в мире, делов-то, – однако этот фильм берет прежде всего жизненностью изображаемой истории (и тут неважно, насколько она в деталях совпадает с реальностью) и тем, как это поставлено. Я посмотрел картину с большим удовольствием, и Финчер в моих глазах полностью реабилитировался после «Зодиака» и «Загадочной истории Бенджамина Баттона».
На данный момент картина на IMDB по рейтингу находится на 155-м месте в списке Top 250, и получила 13 наград и 19 номинаций (в том числе – 6 номинаций на «Золотой глобус 2011»). Я сам уж настолько высоко (по рейтингу) «Социальную сеть» бы не поставил, но восторги публики понимаю – фильм вполне достойный. Даже можно сказать – в определенной степени знаковый.
P. S. Почему я называю Марка «Закерберг», когда у нас его обычно пишут как «Цукерберг»?
Да потому что он сам себя называет Закерберг, его родители произносят эту фамилию как Закерберг и везде его называют Закерберг.
Комментарии