Юрий Баранов, поэт, публицист:

На модерации Отложенный

– Тургенев начался для меня с его знаменитого стихотворения, которое положил на музыку гусар Эраст Абаза, погибший в Крымскую войну под Севастополем. Романс «Утро туманное, утро седое» любила напевать моя бабушка. Я слушаю его с детства. Став постарше, я узнал романтическую историю создания этого стихотворения. Меня (как и многих других) поразило, что написано оно 25-летним человеком, а не ностальгирующим по молодости старцем. Вторым произведением Ивана Сергеевича для меня были «Щи» из «Стихотворений в прозе» – его нам читала учительница в четвёртом, насколько я помню, классе, рассказывая об ужасах жизни в царской России. Капитально читать Тургенева я начал в старших классах школы, читал с огромным удовольствием, и он навсегда стал одной из моих опор в русской классике – рядом с Достоевским, Лесковым и Алексеем Константиновичем Толстым. Был, конечно, в Орловском музее и в Спасском-Лутовинове.

Помню, приятно удивил меня рассказ экскурсовода о том, что автор «Записок охотника» обходился дешёвым ружьишком – ведь не добыча его интересовала и не форс. К тому времени я уже знал, что советские сановники на завидовской охоте стреляют из дорогущих английских ружей без ремня (зачем он – ведь не барин понесёт, а егерь). Говоря о последних десятилетиях, не могу не сказать о раздражении, которое вызвал у меня Набоков, который в своих «Лекциях по русской литературе» снисходительно-презрительно отзывался о Тургеневе. Такие взгляды наряду с грубыми оскорблениями в адрес Чайковского, Шолохова и других русских гениев он вдалбливал в головы американских студентов. Но удивляет, что Министерство образования РФ рекомендовало «Лекции…» в качестве дополнительного учебного пособия для высших учебных заведений.