Инновационная стратегия заграничных отпусков чиновников

На модерации Отложенный

Программы долгосрочного развития страны становятся все более аморфными и безответственными

В 2011 году у российских чиновников может появиться новая льгота – двухлетний заграничный отпуск с сохранением должности и заработка для учебы в иностранных университетах.

Такой оригинальный способ расходования бюджетных средств предусматривает написанная в Минэкономразвития (МЭР) «Стратегия инновационного развития РФ до 2020 года». Конкретные выгоды для экономики или общества от заграничных отпусков чиновников в стратегии не разъясняются. Новые дорогостоящие льготы за счет налогоплательщиков, которые часто не могут позволить себе нормального образования даже на родине, часть экспертов посчитали как минимум «странной мерой». Другие экономисты усмотрели в заграничных отпусках признаки реализации президентского курса на оптимизацию численности госаппарата.

В наступившем году МЭР активно занялось лоббированием следующего после «Концепции долгосрочного социально-экономического развития России» (КДР) стратегического документа общегосударственного масштаба. Не отрицая, что КДР требует существенной доработки и корректировки, чиновники при этом успели набросать новые ориентиры экономического развития страны.

МЭР обнародовало проект «Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года». Основной вопрос, на который отвечает эта стратегия: как создать в стране пока что недостижимую инновационную экономику? МЭР отвечает: необходимо сформировать инновационного человека – гибкого, адаптирующегося к новым вызовам времени и склонного к постоянному самообразованию гражданина. Также нужно создать в стране инновационное качественное образование; инновационную научную и деловую среду, благоприятную для инновационного бизнеса; инновационное государственное управление.

Примечательно, что у независимых экспертов наибольший интерес вызвал последний пункт. Действительно, именно власть – закосневшая, забронзовевшая, больная коррупцией – пока что является главным тормозом на пути диверсификации экономики, модернизации бюрократического государственного аппарата и его адаптации к современным потребностям главного потребителя госуслуг – гражданина России.

По версии ведомства Эльвиры Набиуллиной, помогут оздоровить госуправление в стране следующие меры. Первая – стимулирование сотрудников госорганов к повышению квалификации. В стране, обещает МЭР, за период до 2020 года будут созданы «возможности для получения госслужащими длительных – до двух лет – отпусков с сохранением содержания и должности для прохождения очного обучения в магистратуре, по программам второго высшего и дополнительного профессионального образования, в том числе в зарубежных университетах».

Вторая – обеспечение открытости государственной власти РФ для внешнего мира. Органы власти, ответственные за выработку политики, должны создать к 2012 году полноценные англоязычные версии своих сайтов в сети Интернет. Предполагается перевод на иностранный язык федеральных законов, регулирующих предпринимательскую деятельность в РФ. Наконец, поспособствует открытости российской власти и внедрение такого обязательного требования к чиновникам, которые претендуют занять высокий государственный пост, как свободное владение иностранным языком.

Другими словами, МЭР предлагает превратить российских чиновников в «инновационных людей» за счет бюджетных средств – средств тех налогоплательщиков, которые в подавляющем большинстве не могут позволить себе качественное высшее образование не только за рубежом, но даже и в самой России. Оплачиваемый государством двухлетний учебный заграничный отпуск станет теперь чуть ли не почетной обязанностью каждого чиновника.

МЭР наметило следующие целевые индикаторы реализации новой стратегии. К 2020 году свободно владеть хотя бы одним иностранным языком в России должны 20% чиновников.

Ежегодно получать дополнительное образование за рубежом через 10 лет должны будут 3% чиновников (сегодня таковых насчитывается 0,01%). Доля лиц, занимающих высокие руководящие посты и получивших при этом высшее профессиональное образование за рубежом, должна возрасти с сегодняшних 0,5% до 12% к 2020 году.

И, по сути, кроме этих планов по наращиванию численности образованных чиновников, в стратегии нет никаких четких индикаторов и показателей, доказывающих конкретную пользу от полученного чиновниками зарубежного образования для российского общества и бизнеса. В ней есть лишь абстрактные рассуждения, больше подходящие для философского утопического трактата, об инновационном пути России. Привязок же к реальной российской практике госуправления, к влиянию отпусков чиновников на ВВП, на инвестиционный климат, на темпы сокращения коррупционной нагрузки на бизнес в проекте документа не содержится.

При этом, напомним, КДР, написанная около трех лет назад, несмотря на недочеты, все-таки описывала хоть какие-то конкретные стратегические цели. Среднедушевой ВВП по паритету покупательной способности должен был достичь к 2020 году 20–30 тыс. долл. Доля высокотехнологичного сектора в ВВП должна была составить не менее 17–20% к 2020 году. Вклад инновационных факторов в годовой прирост ВВП ожидался на уровне 2,5–3 процентных пунктов. Среднемесячная заработная плата планировалась в размере более 2000 долл. к 2020 году.

Но теперь, спустя три года, власть отказалась от такой ответственности за свои планы. Получается, что она не хочет больше брать на себя конкретные, выраженные в количественных показателях и легко проверяемые обязательства по улучшению российской экономики.

Независимые эксперты напомнили: в условиях, когда Россия вынуждена бороться с бюджетным дефицитом, обучение чиновников за границей за государственный счет выглядит как минимум странно. «В стране действительно мало управленцев высшего и среднего уровня с зарубежными дипломами. Но предлагаемая мера вряд ли существенно улучшит качество госуправления», – считает эксперт департамента оценки «2К Аудит – Деловые консультации/Morison International» Ирина Воробьева. Чтобы обеспечить страну квалифицированными управленцами, нужно улучшать качество преподавания в российских вузах. «Трудоустройство же на госслужбу должно происходить действительно по конкурсу, а не через связи и знакомства, тогда и качество управления в России заметно повысится».

Однако некоторые эксперты считают, что инициатива МЭРа вовсе не так уж экстравагантна. Она вполне укладывается в провозглашенный президентом Дмитрием Медведевым курс на сокращение численности чиновничьего класса в РФ. «Данная стратегия направлена прежде всего на оптимизацию численности работников госслужбы. Ведь без значительного повышения уровня профессионализма служащих эта оптимизация практически невозможна», – говорит руководитель департамента налогового и финансового консалтинга компании «Интерком-Аудит» Андрей Приходько. Так что, видимо, сэкономленные на уволенных чиновниках деньги пойдут вовсе не на покрытие бюджетной дыры, а на интеллектуальное развитие уцелевших после «чистки» служащих.

В то же время гендиректор компании «ФинЭкспертиза Консалтинг» Дмитрий Шустерняк обращает внимание, что, согласно стратегии, речь все-таки не идет о получении дополнительного высшего образования чиновниками исключительно за рубежом. «Такая возможность предусмотрена проектом, но это не обязательная опция». Шустерняк усмотрел ключевую проблему стратегии в ином – в коррупционной составляющей. «Может оказаться, что дорогое образование начнут за государственный счет получать дети чиновников и их родственники. Поэтому нужна абсолютно открытая процедура конкурсного отбора тех чиновников, которые будут получать дополнительное образование за счет бюджета», – резюмирует эксперт.