Манифест 17 октября(30 октября)1905 г. ЦАРЬ ИСПУГАЛСЯ, ИЗДАЛ МАНИФЕСТ: МЁРТВЫМ - СВОБОДУ.
30 октября (по н. ст.) 1905 года в ходе революционных событий 1905–1907 годов в России император Николай II издал так называемый "Манифест 17 октября" ("Об усовершенствовании государственного порядка").

Пик громовых раскатов событий Первой русской революции пришелся на октябрь 1905 года. По стране бастовало более 2 миллионов рабочих. Повсюду горели помещичьи усадьбы. Даже армия, на которую царская влась всегда надеялась как на силу, способную подавить любой бунт, уже не казалась столь надежной как ранее (восстание на броненосце "Потемкин", вколыхнувшее всю Одессу, было только "первой ласточкой").

Причины крылись в серьезных экономических проблемах, вызванных отменой крепостного права в 1861 году, не решившей массу проблем (малоземелье крестьян, их экономическую зависимость и от бывших своих хозяев-помещмков, и от государства) и неумением консервативного монархического строя адекватно реагировать на возникшие сложности. Да и экономический кризис, охвативший всю Европу, и больнее всего ударивший по России, по выражению Ленина, бывшей "самым слабым звеном в цепи империалистических государств", также оказал свое влияние. Как тут не вспомнить хорошо известные всем советским школьникам, сформулированные все тем же Лениным, три признака революционной ситуации (помните: "верхи не могут", а "низы не хотят"?).
Поражение в «маленькой победоносной», по выражению министра внутренних дел В. К. Плеве, Русско-японской войне 1904–1905 годов, а также события "Кровавого воскресенья" (9 января 1905 года) стали последней каплей.

Впрочем, сам Плеве не дожил ни до поражения России в войне против Японии, ни до Манифеста, о котором идет речь, поскольку был убит боевиком партии эсеров Е. Созоновым 15 (28) июля 1904 года (интересно, что главным организатором убийства Плеве был агент охранки и одновременно член ЦК партии социалистов-революционеров Е. Ф. Азеф).
Портрет В. К. Плеве кисти И. Е. Репина (1902 г.):

Революцию было уже не остановить.
Первоначально власть попыталась усмирить народ различными указами и законодательными актами (например, обещанием создания законосовещательного представительного органа,вошедшего в историю под названием "Булыгинская Дума", по фамилии тогдашнего главы МВД), а также силовыми методами.
Разумеется, ситуация, когда правительство то обещало подданным некоторую свободу и гражданские права, то отменяло свои решения, лишь способствовала накалу обстановки. Когда народные выступления достигли своего пика, император был вынужден отдать приказ о немедленной разработке текста манифеста, который бы объявлял о переходе государственного строя с абсолютной на конституционную монархию.
Николай II в 1905 году (портрет работы Г. М. Манизера):

В "Манифесте 17 октября", подготовленном возглавлявшим Совет Министров С.Ю.Витте, который считал конституционные уступки единственным средством сохранения самодержавия, было обещано даровать народу «незыблемые основы гражданской свободы».
С. Ю. Витте на эскизе И. Е. Репина:

Манифест провозгласил некоторые демократические нововведения, такие как неприкосновенность личности, свобода слова, собраний, создания общественных институтов и другие. Кроме того, расширялось действие избирательного права и создавалась первая российская Государственная дума, она признавалась законодательным органом.
Открытие Государственной думы:

Либеральные круги русского общества встретили предполагаемые преобразования с воодушевлением.
Манифест носил характер промежуточного решения. Он сумел несколько погасить пожар революции, но нежелание царя расстаться с властью и его единоличное право роспуска Думы создали противоречивый эффект, не удовлетворивший полностью чаяний населения страны. И вооруженное восстание в Москве в декабре 1905 года, организованное эсерами и эсдеками, прямое тому подтверждение.
"Баррикады на Пресне" (худ. И. А. Владимиров):

Да и избирательный закон, по которому избирался первый в России парламент был далеко не демократическим (а после роспуска II Государственной думы 3 июня 1907 года, после которого последовал совершенно нелегитимный новый ("столыпинский") избирательный закон, ни о каких всеобщих и равных выборах не приходится и говорить).
Картина, написанная Ильей Ефимовичем Репиным в 1907 году, явилась откликом на манифест Николая II от 17 октября 1905 года «Об усовершенствовании государственного порядка», опубликованный в дни революционного подъема в стране.
И. Е. Репин писал: «Картина изображает процессию освободительного движения русского прогрессивного общества… главным образом студенты, курсистки, профессора и рабочие с красными флагами, восторженные; с пением революционных песен…подняли на плечи амнистированного и многотысячной толпы движутся по площади большого города в экстазе общего ликования».
Репин И.Е. "17 октября 1905 года" (1907, 1911):

Среди изображенных на картине – демократически настроенные филолог М.Прахов (слева), актриса Л.Яворская (с букетом), критик В.В.Стасов (в центре).
В России, в силу цензурного запрета, картина впервые появилась перед зрителем только в 1912 году на 41-й Передвижной выставке.
Сергей Воробьев.
Использованы материалы паблика Любители истории.
Комментарии
П. Арский
Царь-самодержец на троне сидел,
Он на Россию в окошко глядел.
Плачет Россия!
Все люди простые
Стонут от горя, — тюрьма да расстрел.
Эх ты, Россия, Россия моя!
Где же свобода и воля твоя?
Надо подняться,
С царем рассчитаться,
Надо скорее по шапке царя!
Красное знамя взвилось над землей,
Вышли на Пресне дружинники в бой:
Встанем все люди,
Рабами не будем,
Встань на борьбу, весь народ трудовой!
Царь испугался, издал манифест:
«Мертвым свобода! Живых под арест!»
Тюрьмы и пули
Народу вернули...
Так над свободой поставили крест!
1905
Неизвестный автор
Задумал наш Трепов царя удивить —
Пулей, нагайкой народ усмирить.
Послал он казаков по всем городам:
«Бейте, стреляйте, награду вам дам!»
Царь испугался, издал манифест:
Мертвым — свободу, живых — под арест,
Свобода царя — на солдатских штыках,
Русские трупы на русских полях.
Народ поднялся на такой произвол —
В прах мы повергнем царский престол.
1905
Дмитрий Трепов – петербургский генерал-губернатор, назначенный на этот пост после кровавого воскресенья 9 января 1905 г. для подавления революции. Стихотворение имело широкое изустное бытование, особенно строки о манифесте (эти две строки иногда приписываются П. Арскому - см. его стихотворение "Красное знамя"):
Царь испугался, издал манифест:
Мертвым — свободу, живых — под арест.
(Задумал наш царь мир удивить…)
Неизвестный автор
Задумал наш царь мир удивить:
Пулей, нагайкой народ усмирить.
Припев:
Россия, Россия, жаль мне тебя,
Бедная, горькая участь твоя.
Россия, Россия, голодный народ!
Всех стран пролетарии, идите вперед!
Послал царь казаков по всем городам:
«Бейте, рубите, награду вам дам!»
Вот едет казак на сером коне –
Ружье за плечом, нагайка в руке.
Старых и малых пугает ружьем:
«Бегите, спасайтесь, а нет, так убьем!»
Старый и малый бегут от него.
Борцы за свободу, убейте его!
Увидел народ такой произвол –
Решил посадить царску свору на кол.
Царь испугался, издал манифест:
Мертвым – свобода, живых – под арест.
Свободу собраний – солдатских штыков,
Свободу расстрелов – русских сынов.
Свободу союзов – пулеметных полков,
Свободу изданий – бараньих голов.
1905 (?)
Пук манифестов вез с собой,
Но подвернувшись под нагайку,
Лечим был преданной женой.
Читатель мой, откинув манифесты,
Здесь приведенные не к месту,
Ты только это соблюди:
Чтобы не пробовать нагайки,
Не езди ты на таратайке.
Да и пешком не выходи!-----------------------(Петр Потемкин, пародия на Козьму Пруткова)