ПУТИНУ ДОЛОЖИЛИ: В «АЭРОФЛОТЕ» НАКАЗАЛИ ВИНОВНЫХ

Согласно пресс-релизу авиакомпании 31 декабря генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев освободил от занимаемой должности своего заместителя по материально-техническому обеспечению (МТО) Владимира Смирнова в связи с ошибками, приведшими к сбоям в работе авиакомпании  с 26 по 29 декабря. Об этом министр транспорта и одновременно председатель советов директоров «Аэрофлота» и аэропорта «Шереметьево» Игорь Левитин поспешил доложить премьеру Владимиру Путину. Такая поспешность наводит на мысль, что Савельев прячет концы в воду.

Ведь, именно Смирнова, когда случился коллапс, попросили помочь компании и заняться знакомым ему делом - наземным обеспечением авиаперевозок, то есть наземным обслуживанием пассажиров и воздушных судов.   Ранее Владимир Смирнов был заместителем генерального директора – директором комплекса наземного обеспечения перевозок.  Новый генеральный директор Виталий Савельев наряду с массовыми увольнениями изменил и структуру компании. Он понизил статус производственных подразделений, и отдал пальму первенства коммерческим структурам, которые возглавили пришедшее с ним люди.

Был уволен и заместитель генерального директора по материально-техническому обеспечению Владимир Герасимов, а на его место Савельев передвинул Смирнова. При прежнем генеральном директоре Валерии Окулове Герасимов справлялся со своими обязанностями и со стороны сложно сказать, насколько эта замена усилила материально-техническое обеспечение компании. А то, что наземное обеспечение перевозок оказалось ослабленным, наглядно доказал предновогодний коллапс «Аэрофлота». Смирнов сумел разрулить ситуацию, достать реагенты, но вместо «спасибо» Савельев решил сделать его вместо себя козлом отпущения в первую очередь перед премьером, а потом уж перед общественностью. Газеты запестрели сообщениями: мол, уволен топ-менеджер «Аэрофлота». Вот кто виновник коллапса.  Да, никуда он не был уволен. Он занялся тем, чем отлично занимался прежде – наземным обеспечением перевозок.  Все вернулось на круги своя.

Кадровые эксперименты Савельева вышли компании боком. А все-таки,

какие конкретные ошибки   Смирнова привели к бунту пассажиров. Из многочисленных выступлений Савельева с экрана ТВ, ясно, что Савельев «повесил» на него ответственность за недостаток противооблединительной жидкости (ПОЖ). Согласно руководящим документам требуемый объем жидкости определяет руководитель инженерно-авиационной службы. Генеральный директор утверждает его, а его заму по МТО остается приобрести его по сходной цене. Так, во всяком случае, было прежде. Ясно и то, что ПОЖ заказали мало. Но  в чем вина Смирнова, если такую цифру утвердил Савельев. Дело в экономии, в сокращении расходов, которым так гордится Савельев. Ему для поддержания ореола «эффективного менеджера»  важны всякие «ебитда» и другие неприлично звучащие для русского уха финансовые показатели. Да, и когда ему думать о всяких ПОЖ, когда приходиться самому решать такие стратегические, но видимо близкие ему по духу задачи, как разместить VIP-гостей на новогоднем корпоративе. Как-никак, собралось около полторы тысячи народу. Он состоялся 17 декабря. А через 9 дней «Аэрофлот» впал в коллапс. Лучше бы вместо виски и конъяка для VIP купили ПОЖ.

После новогодних каникул о противооблединительной жидкости уже забыли, и 13 января Игорь Левитин раскрыл глаза журналистам. «В чем была проблема «Аэрофлота»?  - задал он сам себе вопрос на пресс-конференции. И с прямотой римлянина ответил: «Они, по сути, не сумели составить расписание. Пассажирам не было понятно, каково расписание на ближайшие 12 часов при том, что было достаточное количество самолетов и пилотов. Когда этот сбой пошел, они (менеджмент) не сумели сделать временное расписание до ввода в штатный режим. Мы считаем, что это главная ошибка управленческого характера».

После такого вывода я вспомнил вечерние девятичасовые новости на 1 канале 27 декабря. В пустом центре управления полетами «Аэрофлота», который, собственно говоря, составляет расписание, выступает перед камерой Савельев, а на заднем плане за одним компьютером  сгрудились коммерческий директор турецкоподданный Андрей Калмыков и зам Савельева по работе с клиентами Вадим Зингман. Эти люди к расписанию   

Не имеют отношения, а остальных не видно. Странно, подумал я. Но потом узнал, что директор ЦУПа Константин Плотников послал Савельева по адресу, чтобы не мешался в ЦУПе. Конечно,  был уволен.

Поэтому не удивился, когда прочел  письмо пилота «Аэрофлота»:

«28 декабря, как обычно я приехал на вылет в Ш-3. Зашёл в брифинговую (там пилоты готовятся к рейсу), где творился полный хаос! Такого я еще не видел за 10 лет работы в этой организации! Там находилось около 60 пилотов! Обычно там человек 20. Кто-то ждал рейса уже 6-7 часов! Диспетчеры не могли ответить ни на один вопрос, т.к. не имели никакой информации! На вопрос, почему задерживается наш рейс,  диспетчерский состав разводил руками и говорил звонить в ЦУП. Позвонив в ЦУП и сказав, что пилоты и бортпроводники полностью готовы к вылету мы получили ответ: «нет свободных самолетов». Окна брифинговой выходят на летное поле, где стояли ДЕСЯТКИ готовых к полету самолетов. Никакой противообледенительной обработки не требовалось, т.к. необходимость в ней возникает только во время осадков в виде мокрого снега и образования льда на крыле. Мы вышли на перрон и проконтролировали, что ВСЕ самолёты «чистые» и никакой обработки не требуют. Осадков не было. С недоумением мы снова позвонили в ЦУП, где нам сказали новую версию «необходим самолет с вашим бортовым номером, но мы не знаем где он»… Спустя какое-то время сказали, что самолет улетел в Сочи, потом еще куда-то. Через час и вовсе перестали отвечать на звонки. Весь этот парадокс наш экипаж наблюдал в течении ВОСЬМИ ЧАСОВ! Полный терминал обезумевших от ожидания и голода пассажиров, уставленный перрон десятками готовых к вылету самолетов, готовые лететь в любой момент экипажи и полностью работоспособный сопутствующий персонал аэропорта!».

А вот что говорят думцы.  Единорос, профессор МГИМО  Владимир Мединский: «Год Савельев и его команда рулит… Последние три дня видим редкое сочетание непрофессионализма и презрения к людям». Его коллега по партии и Думе Виктор Звагельский вторит: «Аэрофлот» позиционирует себя как компания премиум-класса. Теперь мы узнали, что это за класс. Компания неоднократно заявляла, что повышение цен на авиаперевозки – это всего лишь следствие повышения класса обслуживания и принципиально нового подхода к качеству услуг. Все это оказалось полным враньем и блефом. Отсутствует даже система оповещения об отмене и переносе рейсов. «Аэрофлот» превратился в неповоротливую глыбу, для которой клиент – ничто».

Один из авторов в интернете  подсказывает министру Левитину, в чем причина коллапса «Аэрофлота»: «Все проблемы в засилье непрофессионалов. Профессионал или команда профессионалов не могла допустить такое по определению». Дойдет ли это до министра? Если нет, то риск новое сбоя остается высоким. Ведь его причина не устранена.