Гражданское оружие в России: каждому по стволу или отобрать у всех?

В России есть охотничье оружие, газовое и травматическое, их продажа, хранение и оборот регулируются Законом об оружии. В общем, любой гражданин России, достигший возраста 18 лет, без судимости, может довольно легко и просто приобрести охотничье ружьё, в том числе то, которым «керченский стрелок» убил и ранил несколько десятков подростков.

 

 

 

Кстати, местные власти вправе снизить этот возраст ещё на 2 года; нарезной «ствол» можно приобрести спустя 5 лет владения гладкоствольным; прочие нюансы – которых много – лучше изучать непосредственно в самом Законе – статья 3 (что относится к понятию «гражданское оружие»), статья 13 (кто вправе приобретать и пользоваться «гражданским оружием»).

Оружие ограниченного действия – травматическое, граждане вправе приобретать только с 21 года. Это обуславливается, как я понимаю, тем, что это оружие уже скрытого ношения – пистолеты, тогда как охотничьи ружья – это оружие с длиной более 80 см. Общие условия для гражданского оружия – магазин не более 10 патронов и отсутствие автоматического режима огня.

На самом деле, как мы видим, нет никаких особых проблем для приобретения любым желающим в России полноценного смертоносного огнестрельного оружия, но, тем не менее, в стране есть группы лиц, которые пропагандируют расширение прав на приобретение оружия, ратуют за упрощение разрешительных и контрольных процедур, за расширение номенклатуры гражданского оружия (ссылаясь на опыт некоторых западных стран, как правило), и в том числе борются за право на приобретение и использование обычных боевых пистолетов с целью, якобы, самозащиты населения. Уместны ли подобные инициативы? Не пора ли наоборот – ужесточить текущие законы в отношении гражданского оружия? Сейчас попробуем разобраться.

Итак, наиболее горячо «энтузиасты» переживают за ущемление своего «права на короткоствол». Раз так, давайте, сразу и начнём с имеющегося в настоящий момент его аналога – травматического пистолета

Травматическое оружие ограниченного действия создавалось именно как «оружие самообороны».

Для начала, хотелось бы узнать, какова реальная эффективность его использования? Сколько было предотвращено преступлений при помощи травматического оружия? А сколько было совершено преступлений с использованием травматического оружия? Что говорит статистика?

И тут сразу нужно учесть пару нюансов.

Во-первых, надо понимать, что травматическое оружие имеет очень специфический узкий реальный сектор адекватного применения. Если нападающий находится относительно далеко от стреляющего, то такой выстрел скорее разозлит преступника, чем остановит. Если же преступник подошёл близко, но не вооружён, то выстрелом из травматического пистолета можно и убить его, что будет означать, вернее всего, превышение пределов необходимой обороны. Тут же сразу отмечу, что неподготовленному человеку вообще трудно адекватно оценивать степень опасности и, как правило, люди это делают неверно – преувеличивая или преуменьшая. В большинстве случаев это выливается в неадекватное применение оружия и соответствующие последствия.

С другой стороны, сразу замечу, что если травматический пистолет заменить на боевой, я не уверен, что что-то здесь существенно изменится. При этом, именно наличие у обыватели оружия провоцирует в нём частично необоснованную самоуверенность и даже внутреннюю агрессию, которые иногда приводят к печальным последствиям, в том числе и для самого такого обывателя.

Во-вторых, статистика применения травматического оружия нельзя расценивать, как полную, так как много случаев такого применения просто не фиксируется, если трагических последствий нет. Если нет точных данных, то, обычно, проще следовать логике, которая редко подводит.

 

Гражданское оружие в России: каждому по стволу или отобрать у всех?