Американские игры на Ближнем и Среднем Востоке

На модерации Отложенный

На рубеже XX и XXI веков американские военно-политические элиты начали сразу две крупномасштабные интервенции на максимальном удалении от США. В октябре 2001 стартовало вторжение в Афганистан, через полтора года – в Ирак.

Обе кампании велись широчайшей коалицией из десятков государств, включая всех участников НАТО.
Обе проходили при подавляющем превосходстве демократических рыцарей в сияющих доспехах.
Обе преподносились как искоренение ужасающих тираний, как необходимая миссия Pax Americana, как последняя надежда страдающих народов Ближнего и Среднего Востока.
Обе обошлись в триллионы долларов и продолжат высасывать из бюджета США сотни миллиардов после эвакуации последнего солдата.
Обе принесли неисчислимые жертвы и результаты, противоположные ожидаемым.

С милитаристской точки зрения Афганистан и Ирак были разгромлены в рекордные сроки, скромными силами и с минимальными потерями.
Жёстко централизованный режим С. Хусейна рухнул и разбился вдребезги – как статуя иракского правителя на центральной площади Багдада и как вся иракская государственность.
Аморфные структуры афганского запрещённого в РФ « Талибана» перешли на подпольное положение, уступив власть без особого сопротивления.

US Army выиграла абсолютно все сражения, столкновения, стычки в Ираке и в Афганистане. Но политически обе войны проиграны. И ещё неизвестно, где бывшего всепланетного гегемона унизили сильнее.

Иракский вакуум государственности заполнила чёрная клякса запрещённого в РФ ИГИЛ. Выжигание метастаз радикального джихадизма силами бомбомётных рыцарей почему-то не задалось, ставка на курдский сепаратизм не сыграла. В Ираке резко усилилось влияние Ирана и России, причём как раз демократическим путём и после решающего вклада в уничтожение ИГИЛ. Иракские власти намерены выдворить заокеанских оккупантов из собственной страны – те самые иракские власти, сменившие режим С. Хусейна!

Из 170-тысячного контингента американских войск осталось всего 5 тысяч – соответственно уменьшилось и влияние Вашингтона на Багдад. Прямое управление оказалось слишком обременительным, а управление опосредованное дискредитировано полумиллионом (!) убитых иракцев в 2003-2017 гг.

В Афганистане ситуация ещё хуже. Талибы в 2001 году контролировали меньше половины страны, в 2018 – около 70 %. Международная коалиция совместно объявила решительную победу и покинула горную страну поодиночке. Пакистан по-прежнему поддерживает талибов, у афганских правительственных сил нет потенциала для борьбы с ними. Впрочем, как и желания.

Контингент американских войск в Афганистане сокращён с 55 до 12 тысяч солдат – занятых охраной собственных баз, кабульского центра, аэропортов и узловых дорог. Более-менее безопасен только периметр баз US Army.

Осенью с.г. многократно сокрушённый «Талибан» перешёл к демонстративным выпадам против высшего командования США, одновременно проводя переговоры с эмиссарами США в Катаре! Взрывы возле западных посольств, штурмы провинциальных центров, теракты против американских генералов – детали повседневной хроники, утратившие сенсационность.

Америке не позволяют уйти из горной страны с сохранением имиджа – вынуждая к бегству по вьетнамскому варианту «Спасайся кто может, вертолёты на крыше!»

Волшебные властелины винтокрылых машин оказались военными преступниками и политическими шарлатанами. Но пока была готовность заливать преступные махинации долларовым потоком – сохранялась иллюзия успешного фокуса. Нынешнее руководство США отказалось платить по гигантским счетам трансплантированной «демократии». Если в Европе, в Латинской Америке, в нефтяных монархиях Персидского Залива это бремя делегируется союзникам, то в разрушенных странах таковых доноров нет.

Поэтому уход US Army из Афганистана и Ирака неизбежен – как ранее из Сомали или Вьетнама, а в Ливию нобелевский главнокомандующий прозорливо решил заходить только бомбардировщиками.

Поэтому создание новых коалиций для уничтожения очередных «строптивых диктатур» совершенно нереально. В эпоху MAGA подобные инициативы превращаются в фарс авианосного похода мимо берегов КНДР или вырождаются в удар сотней крылатых ракет по двум необитаемым сирийским сараям.

Поэтому американские угрозы покарать суверенные государства за помощь в реконструкции Сирии (!) имеют такой же вес, как посулы разгромить «Талибан», принести процветание Сомали, наказать Россию или ограничить Китай.

Американские намерения выдавить Иран из САР декларируют персоны, неспособные изгнать Иран из Ирака, заставить Пакистан отмежеваться от талибов или вынудить Евросоюз разорвать отношения с тем же Ираном. Обладатели рекордного госдолга и бюджетного дефицита, адепты биржевых пузырей и шулерских стартапов. Скупердяи, разрушившие Ракку и Мосул – несчастная Сирия восстановила Алеппо быстрее и эффективнее богатейших США.

Американские игры на Ближнем и Среднем Востоке претерпевают мучительную мутацию по программе «Много вреда при минимальных затратах».
Сохраняя островки военных баз и размахивая финансовой дубиной, бывший гегемон повышает издержки своих многочисленных соперников по всему миру. Соперником же может оказаться любая страна, включая членов североатлантического альянса или регионального покупателя американского оружия с бензопилой под королевской полой.
Европейская фронда вашингтонским санкциям против Ирана – знаковый маркер реформированной западной «солидарности».

Американские элитарные геймеры миновали стадию «Мы принесли вам дивный новый мир», провалили этап «Управляемый хаос тоже неплох!» и заняты откровенно-эгоистичной дестабилизацией взрывоопасного региона планеты.
Мутация международной стратегии США опасна хаотичными метаниями самих стратегов – из внутриполитических соображений и материальной выгоды, без оглядки на мучения прочих народов и пока что целых государств.