Иосиф Гальперин: О, спорт, ты — миф!

“Если на нас нападают извне, то не только ты, мы все можем так прыгнуть, что мало не покажется. Но лучше до этого не доводить”
В.В. Путин на встрече с Хабибом

В свой день рождения Путин смотрел трансляцию боя без правил, в котором россиянин Хабиб Нурмагомедов в Лас-Вегасе бил и душил ирландца Конора Макгрегора.

После боя, в котором победил Хабиб, он перелез через ограждения и полез драться за пределы спортплощадки, восьмиугольной клетки — октагона.

Сыновнюю прыть издалека осудил даже суровый отец Хабиба, которому из опасения экстремизма не выдают визу в Штаты. Организаторы боя, так называемая лига UFC долго сомневалась, выдавать ли победителю чемпионский пояс, атлетическая комиссия штата Невада рассматривает вопрос о его дисквалификации и т. д. Но довольный Путин тут же позвонил, поздравил.

В Махачкале героя встречали 15 тысяч любителей спорта на стадионе, они тоже прорвали ограждение и высыпали на поле, Хабиб, довольный, сказал: «орла в клетке не удержать». А пожилой болельщик заявил репортерам:

“Дагестанское хладнокровие”
(© Тины Канделаки)

«Хабиб это достояние республики Дагестан и всей России! Если кто-то болел за Конора, то это делали невежественные люди, люди без культуры! У них отсутствует толерантность. А люди чести, люди совести и разума, кто разделяет единство всех народов России, они всегда будут за Хабиба и таких патриотов, как он. Эта победа делает Россию сильной и неделимой и это ответ всем нашим западным недругам!»

Сразу хочется пояснений.

Почему же тогда на Западе не было народных гуляний, когда их боксер отправил в нокаут нашего Поветкина? Почему клоунские и дикарские бои без правил приобретают у нас значение, несоизмеримое с их весом в мировом спорте? Почему даже в футбольный репортаж явно наскипидаренные подопечные Тины Канделаки (начальника канала “Матч”) и Алины Кабаевой (начальника всего медиа-холдинга) вставляли реляции о великой бойцовой победе?

Почему в эти же дни скромно прошло сообщение, что любимый Путиным бобслеист с символической фамилией Воевода (он не управлял, а только разгонял снаряд) изобличен окончательно в допинговых махинациях и сочинская олимпийская медаль у него отнята правильно?

Что такое «культура» и «толерантность» в понимании солидного человека в папахе?

Произвольное употребление цивилизованных понятий вообще свойственно тем, кто хотел бы использовать “слабости” цивилизации в борьбе за место под ее солнцем, но здесь возникает вопрос не только к кавказской части российского общества. Оно и в целом не брезгует подобным приемом двоемыслия, а уж тем более — государственная обслуга.

Хабиб Нурмагомедов, перед боем

Махачкалинец явно намекал на русских националистов, которые призывали болеть против дагестанца. Заметит ли антикавказская братия двойной подход госпропаганды: Хабиб, избивающий публику в Лас-Вегасе — герой, а русские футболисты Кокорин и Мамаев, в этот же день избивающие в московском кафе чиновника, — подонки, которых надо посадить?

Еще стоит учесть заявление адвоката потерпевшего, что футболисты прошлись по поводу азиатской внешности его подопечного…

Единая и сильная Россия — это когда рядом с Дагестаном Рамзан Кадыров (тоже смотревший трансляцию) пытается присоединить Ингушетию, а ингуши неделю стоят в многотысячном митинге? Кадыров — это какие недруги, западные? За азартным спором между двумя кавказскими народами о небольших кусочках предгорной территории маячит не только криминально-близкий Путину стиль любителя борьбы Кадырова, но и проверка на крепость государственных российских “скреп”. А еще — открытое внедрение в госпрактику разрешения конфликтов права сильного. Ну, по крайней мере наглого. Закон гопника?

И чтобы еще раз обсудить спортивные пристрастия воспитанника питерских подворотен, вспомним, что постоянными и доверенными друзьями Путина до сих пор были дзюдоисты и самбисты. Борцы стилей, используемых в тренировках “вооруженных отрядов партии”. Так сказать, элитарные кимоно. Подогревание интереса к боям без правил — это только заигрывание с наиболее дикими слоями населения? Или поиск новой “электоральной опоры” сопровождается снижением этических и эстетических критериев бывшего самбиста-дзюдоиста? Здесь ведь есть одна общая закономерность, которую давно как-то поведал мне академик-системолог Геннадий Розенберг: “Уровень воды в дуршлаге определяется нижней дырочкой”. То есть при поддержке самых разных страт и слоев предсказать поведение политика можно по интересам самых нерефлексирующих его сторонников.

Хабиб Нурмагомедов, чемпион

Есть и более общие вопросы. Почему мы начинаем усиленно гордиться спортом, когда ясно становится видно, что ничего употребимого в жизни создать сами не можем и вместо этого можем воровать у своих и пытаться украсть у чужих? Когда наглый напор нашего государства встречает хоть какой-то отпор тех, кого мы по-дружески собирались использовать втемную. Втюхивая им свой газ, чтобы привязать к выполнению своих пародийно-имперских целей. Не получилось, санкции бьют по лапам — заговорим о русофобах и “западных недругах”.

Мы выбираем виртуальные площадки соревнований, объявляем их полем жизненно важных сражений именно в те моменты, когда безнадежно ввязываемся в реальное соревнование, которое грозит реальной войной. Мало Сирии, так вот еще и в Центрально-африканской республики создается координирующий орган российского Минобороны.

Ой, напутал этот барон Кубертэн, объявляя олимпийские идеалы средством против войны, сочиняя сто с лишним лет назад гимн “О, спорт, ты — мир!”. В наших подворотнях прекрасно знают, зачем нужно умение вовремя (лучше — неожиданно) сделать подсечку…

Последний вытекающий из сказанного вопрос. Почему агрессия, истерика, несовместимая с раздуваемым понятием «великая», становится фирменным стилем поведения России на мировой — и не только спортивной! — арене?

Может быть, и потому, что Путин искренне болел за Хабиба…

Может, потому и болел, что в стиле “без правил” он видит очередной поворот своей долгой политической линии. И скоро пионеры-путинцы будут на своих линейках кричать: “Будь готов! — Всегда готов! Как Боширов и Петров!”

https://www.youtube.com/watch?v=ngfl_R5lkIE