О телевизионных "убийствах"

На модерации Отложенный

Киношное или телевизионное убийство – особый жанр искусства, которое имеет лишь некоторое отношение к реальной жизни, это – условное событие и подростки, увлекающиеся таким зрелищем, прекрасно понимают это, во всяком случае, психически здоровые подростки.

В волшебных сказках, на которых учились, учатся и будут учиться маленькие дети, полно убийств, расчленений и всякого рода насилия. Смысл этих «ужастиков» состоит в том, чтобы донести мысль о бренности и хрупкости всего живого, уязвимости жизни вообще, необходимости эту жизнь – свою и своих родных – защищать. Сказочный герой защищает жизнь «своих», жертвуя жизнью «чужих» или принося в жертву жизнь собственную.

Современные герои для подражания – в основном убийцы: герои локальных воин, убивавшие врагов и павшие смертью храбрых на полях сражений. Все герои Советского Союза и герои России – люди, убившие много врагов Родины, таких же людей, как они сами, как мы с вами. В этом состоит скрытый воспитательный контекст киноубийства. Однако этот контекст не всегда бывает явным, литературно и драматически проработанным, его надо достраивать вместе с подростком, который смотрит инсценировки убийств людей!

Патология – убийство ради убийства, немотивированное убийство, то, что называют сейчас «маниакальностью» (На самом деле «маниакальность» - это патологически повышенное настроение, необузданный оптимизм, «скачка идей» и т.д.). Смаковать такой тип убийств практически невозможно, поскольку в любом художественном произведении, даже самом примитивном, даже в сериалах, всё таки описываются так или иначе мотивы убийства. Чаще всего таким мотивом является желание быстрее «закрыть вопрос»: финансовый, правовой, морально-этический, общественный и т.д.

В этом, на мой взгляд, и заключается вся порочность такого массового показа быстрых способов «разрешения конфликтов»: нет человека – нет и проблемы!  До сих пор висит над нашей страной, как «домоклов меч», этот жуткий способ «наводить порядок», «решать» сложные споры, устранять противоречия, добиваться благополучия и мира!

Гуманные способы сложны, часто - дорогостоящие и неэффективные, поскольку никаких реальных проблем окончательно не решают, например, проблему неравномерного распределения жизненных благ. Более того, гуманный способ разрешения жизненных проблем часто требует самопожертвования, следовательно – поражения! Одно из определений духовности – жертвенная любовь, самоотдача. Получается, что быть успешным и духовным одновременно, к чему призывает «здоровое воспитание», практически невозможно.

В этой сложной диалектике разобраться молодому человеку бывает очень трудно, поэтому задача родителя – помочь своим детям осмысливать увиденное, учиться давать правильные оценки, учиться переживать смерть другого человека, ведь главная цель всякой культуры и цивилизации – противостоять смерти, передавать культурные ценности от смертного человека другому смертному человеку. Только боги бессмертны, а все люди смертны.

Вопрос воспитания – как ваш воспитанник, сын или дочь, воспримет в соответствующее время вашу смерть, смерть ближнего, смерть дорогого и любимого человека, как приготовится к своей собственной смерти и что сделает со своей жизнью до наступления последнего вздоха!