На крыльях пассажа...

На модерации Отложенный

"Как же сыграть этот быстрый участок произведения?". Каждый музыкант задавал себе этот вопрос, с "ужасом" всматриваясь в "черный" нотостан...

     Впервые с проблемой технической подготовки автор этих строк столкнулся разучивая первую часть "Патетической" сонаты №8 Бетховена. Я, без хвастовства, прилично играл и вступление, и немного дальше, до тех пор, пока мой правый мизинец не "приземлялся" на ре-диез третьей октавы, готовя большой, указательный и средний пальцы к пассажу в 25 нот.

     До разучивания, я знал каждый звук этой прекрасной сонаты наизусть, слушал по сто раз записи Бетховена в исполнении Владимира Горовица. Это намного проще - учить знакомое на слух произведение, да еще в исполнении такого виртуоза как Горовиц. Но как бы я не хотел "пролететь" по клавишам, все выходило наперекосяк - не хватало скорости, вечные лажи, сбои...

     На очередном уроке в музыкальной школе, а я учился на классе гитары, а на пианино играл, как говорится, самоучкой, мой покойный учитель Дмитрий Александрович Михайлов, рассказал секрет этих самых пассажей.

"Главное - ритмическая организованность", - говорил мне учитель. Поначалу я не понимал о чем речь, но потом понял более глубокий смысл его слов... 

     Попробуйте полностью отрешиться непосредственно от осознания отдельного звукоизвлечения в пассаже. Превратите эти 20, 30, 50 нот - в три - первую, среднюю, и последнюю. Сделайте выдох, и на вдохе, стартуйте, не смотря на инструмент, когда "добежите" до середины пассажа, начните выдыхать, стремясь только к ноте, завершающей пассаж.

     Вообще, ноты, составляющие тот или иной пассаж, в принципе не имеют смысловой нагрузки, а звучат в гармонии с другими, для передачи того или иного ощущения композитора. Таким образом, пассаж из нескольких десятков нот - есть ничто иное, как один, два, или три звука, превращенных в красивейшее скоростное исполнение.