ТОЛСТОВСКИЙ ТЕЗИС

На модерации Отложенный

Первая формула проблемы отталкивалась от знаменитого выражения Толстого «Патриотизм – последнее прибежище негодяев». Мы её упоминаем для того, чтобы каждый осознал древность и одновременную актуальность проблемы: споры не сегодняшние. Но главное в другом: формула Толстого настолько амбивалентна, что её используют противоположные стороны. Об использовании формулы либералами написано много, их интерпретация понятна, но парадокс в том, что Толстой имел в виду совершенно другое, – то, что не сразу становится понятным.

Лгать так называемым либералам не привыкать. Это провозглашается свободой слова. На этом они строят свои интересы: освободить ложь, чтобы она стала разрушительным смерчем, который даст возможность им побыть мародёрами. Они и не гнушаются уничтожением чужих репутаций, даже Толстого. И не гнушаются использовать кривые интерпретации для политической борьбы. 

Предложение Толстого «Патриотизм – последнее прибежище негодяев»  известно тем, что акцентное ударение меняет его смысл. Если сделать акцент на первом и последнем слове – это будет один смысл, а если на средних двух – прямо противоположный.

Первый вариант связывает патриотизм и негодяйство: мол, патриотизм пропагандируют негодяи. На этом настаивают либералы. Но тогда становятся ненужными два других слова. Однако Толстой не тот человек, чтобы бросаться пустыми словами. Два средних слова полностью меняют смысл. Патриотизм – не то, что негодяй пропагандирует, а то, куда он пытается скрыться, чтобы уйти от ответственности. Если его припирают к стене, он кричит: «Я же с вами, я же патриот, я же за родину!

Я свой!»

Именно поэтому фразу нужно читать с акцентом на слове «последнее» и «прибежище»: это последнее прибежище негодяя, потому что ему больше некуда деваться. Это совершенно очевидно: прибежище – место, куда убегают.

Так рождается профанический «негодяйский» патриотизм – «патриотизм» вора, который ищет последнее убежище, искренне ненавидя это убежище.

Классический вариант «негодяйского патриотизма» – судьба партий «СПС» и «Яблока». Все знают об искренней ненависти к России и Её истории, Её государственности – причём любой! – основателей, спонсоров и лидеров этих организаций. Тем не менее, чтобы не стать окончательно маргиналами, из конъюнктурных соображений они нервно начинают говорить о патриотизме. Может быть, именно поэтому они старательно перевирают Толстого, чтобы никто не догадался, что его реплика напрямую касается их самих?

Так проблема мне виделась ещё в 2006 году. Но эмоции надо поправлять, чтобы усложнить проблему и историю вопроса представить как факт борьбы. В то время мной однозначно неверно, к примеру, было аттестовано СПС (Союз Правых Сил) во главе с Чубайсом. Дело в том, что значительно позже Чубайс разъяснил, насколько он был (и остался!) патриотом – да, патриотом либеральной, евроцентричной России! Россия только в союзе с Европой может быть самостоятельным игроком на мировой арене в контексте растущего Китая и Диктата США. Сохранить Россию можно только в Союзе с Европой – вот реальный патриотизм!