Письмо с фронта. Контрнаступление под Москвой.

Для дивизии Белобородова наступление под Москвой началось ранним утром 8 декабря. Этот день поминутно расписан в документальной повести Александра Бека, которая первоначально так и называлась «8 декабря». Позже писатель заменил название на «Один день командира дивизии» (опубликовано в сборнике «Истра 1941»). Незадолго до наступления, дивизии были приданы две стрелковые и танковая бригады, пушечный артполк  и минометный дивизион «Катюш». Дивизия была превращена в ударную группу войск. Впервые все орудия были полностью укомплектованы боезапасом.

В задачу ударной группы Белобородова входило взятие опорных пунктов противника в селе Рождествено и поселке Снегири, перехват отступающего врага на Волоколамском шоссе и его уничтожение. Взятие опорных пунктов противника заняло весь световой день. К концу штурма Белобородов отдал приказ Суханову, находящемуся со своим полком в резерве и хорошо отдохнувшим, обойти врага лесом и перерезать Волоколамское шоссе на случай его отступления. С полком Суханова, считавшимся лучшим полком дивизии, пошел и Александр Бек. Вот как он пишет о комбате Романове, недавнем командире Георгия, которого он встретил в штабе полка: «Я сразу узнал капитана Романова, комбата-один, героя дивизии, неизменного участника самых опасных и славных ее дел. Среди всех одетых в шинели он один был в ватной телогрейке, туго стянутой ремнем».

Во время обходного рейда по лесу к Волоколамскому шоссе произошел инцидент. Оказалось, что у приданного полку сапера, прокладывавшему путь по заминированному немцами лесу, был неисправен миноискатель. Это привело к гибели на минах нескольких человек. Если посылать за новым миноискателем – два батальона полка на полтора-два часа опоздают к прибытию в намеченную точку Волоколамского шоссе и отступающий из Рождествено и Снегири враг уйдет безнаказанно. Ситуацию спас комиссар полка Кондратенко. «Зачем-то туже обернув шарф вокруг охрипшего горла, он пошел, не оборачиваясь, вперед. За ним пошли другие, стараясь наступать след в след». Два батальона полка  прибыли в намеченную точку за 10 минут до срока. Что двигало комиссаром в этой смертельной ситуации? Его никто бы не наказал при опоздании. У него над головой не махали пистолетом. Ветераны говорят – ненависть.

 

11 декабря 1941 года полк Суханова первым ворвался в город Истра в районе знаменитого Ново-Иерусалимского монастыря. Другие два полка дивизии овладели Южной окраиной города и железнодорожной станцией Истра. Противников разделяла только река под тем же названием. Передовые подразделения полка Суханова уже перебегали по льду на западный берег реки, когда немцы взорвали плотину водохранилища. Водяной вал промчался вдоль реки. Уровень воды поднялся на три метра. Быстрое течение сносило самодельные плавсредства «охотников» Романова, пытавшихся переправиться на тот берег. Наступление остановилось. Сообща решали, как преодолеть бурный поток. Понтонов не оказалось не только в дивизии, но и в армии. Свайный мост не выдержит потока. Решение подсказали саперы: вязать мост из плотов. Для усиления моста, чтобы он выдержал технику, было предложено поверх плотов укладывать пучки соломы и намораживать в соломе лед. Эдакий композиционный материал получался. Но для строительства моста на том берегу необходимо иметь свой плацдарм. Как его создать, если поток нельзя форсировать? Опять вызвался Романов. В ночь на 13 декабря, когда вода немного спала, он со своим батальоном вброд форсировал реку по ледяной воде. К рассвету уже два батальона полка Суханова дрались на том берегу. Саперная рота дотянула мост из плотов до западного берега и увеличивала его прочность и грузоподъемность, намораживая на плоты связки соломы. 14 декабря бывшая 78 стрелковая, теперь уже 9 гвардейская дивизия полностью переправилась на западный берег реки Истра, отбивая у врага позиции, оставленные месяц назад. 

 

19 декабря дивизия с боями вышла к реке Руза, обнаружив здесь заранее подготовленную оборону противника. Сходу прорвать оборону не удалось. В строю во всех стрелковых подразделениях дивизии оставалось 650 человек. Это неполный батальон. Столь же ослабленными подошли к Рузе соседние соединения. Командующий 16 армией Рокоссовский приказал прекратить атаки и усиленно заниматься разведкой. В тыл врага ушли несколько поисковых групп. Утром в дивизию прибыл Рокоссовский и заставил Белобородова проводить его к подразделениям, находящимся на линии обороны. Открытые простреливаемые пространства его не остановили. После рейда Белобородов спросил, нужно ли командарму так рисковать? В ответ состоялся такой диалог:

-- Сам-то, ходишь на передний край?

-- Разумеется.

-- Зачем?

-- Я это другое дело. Командир дивизии обязан…

-- И командарм обязан, -- сказал он. – Я тоже обязан ясно представлять себе и людей, которые будут выполнять мой приказ, и обстановку, в которой они живут на войне. Если долго не бываешь в окопах переднего края, начинаешь казаться, будто что-то уходит от тебя. Теряешь ощущение конкретности, той связи, которая всегда должна быть между тобой и солдатом…

Если бы все командармы и выше могли так относиться к своим обязанностям, война закончилась бы много раньше. Белобородов такой же. Война для него – это постоянное творчество, разбор возможных вариантов предстоящего боя, забота о материальном обеспечении, чтобы солдат перед боем был накормлен и одет. Это постоянное моральное напряжение. Это бессонница. А комбат из повести Бека «Волоколамское шоссе», а комбат-один Романов? И они из того же теста! Прирожденные военачальники. Хотя не так… Военачальниками они стали по воле случая. Врожденными являются всепоглощающая увлеченность, въедливость (внимание к мелочам, желание сознанием дойти до глубины), ответственность и тяга к творчеству. Сложись их судьба по-другому, они стали бы успешными учеными, изобретателями, художниками.

 

Месяц дивизия и ее соседи находились в «оперативной паузе», закрепившись на восточном берегу Рузы. Другие соединения Западного фронта продолжали наступать. Только 18 января дивизия перешла в наступление, продвинувшись за сутки на 20 километров. 23 января дивизия форсировала реку Москву в районе северной части Можайского водохранилища. Здесь поступил приказ сдать позиции свежим войскам и сосредоточиться в тыловом районе. Дивизия Белобородова вошла в резерв командующего Западным фронтом.

На этом битва под Москвой, по крайней мере, ее самая эффективная часть, закончилась. Накопленные перед контрнаступлением силы иссякли. Советские войска продвинулись на 100 — 250 километров на запад от Москвы. Непосредственная угроза столице была ликвидирована. Были полностью освобождены Московская, Тульская и Рязанская области. Частично были очищены от врага Ленинградская, Калининская, Смоленская, Орловская, Курская, Харьковская и Сталинградская области. Продолжал героически обороняться Севастополь.

 

«Легенда о роли сибиряков в защите Москвы разнеслась по всему фронту. Вот диалог между молодыми солдатами где-то на Южном фронте из повести Булата Окуджавы «Будь здоров, школяр»:

- А под Москвой сибиряки немцев причесали, - говорит Сашка. - Если бы не они, кто знает, как вышло бы.

- Сибиряки все одного роста, - говорю я, - метр восемьдесят. Специально подобраны.

- Дурачки, - говорит старшина, не открывая глаз, -- при чем мамины калоши?

Техника под Москвой все решила, техника...

А какой смысл спорить? Пусть себе говорят. Я знаю хорошо, что там было. Мне очевидцы рассказывали. И когда шли сибиряки, немцы катились на запад без остановки. Я знаю. Потому что сибиряки стояли насмерть. Они все охотники, медвежатники. Они с детства смерти в глаза смотрят. Они привыкли.»

 

Георгия в январе наградили орденом Красной Звезды, а в феврале назначили начальником разведки дивизии. В этот период он снова не пишет семье писем. У разведчиков всегда есть работа, даже когда молчат пушки.

Когда Георгий в составе 78 дивизии участвовал в первом бою с немцами под Истрой, (http://gidepark.ru/community/129/article/236599) Саша с детьми отправлялась в эвакуацию. От дальневосточной границы отселяли семьи командиров Красной Армии. На всякий случай. Писем Саши в первые два года войны не сохранилось по причине запрета хранения подобных писем военнослужащими, находящимися на линии фронта. Поэтому о жизни в эвакуации в первой половине войны можно судить только по дальнейшим письмам Георгия и некоторым случайным документам.

 

Вот справка, выданная ей для следования к месту назначения:

НКО   --    СССР

В/часть п/я 484

«4» XI 41г.

№ 207

Красная речка

С П Р А В К А

Дана гр. Н-вой Ал-дре Львовне

в том, что она действительно является женой в/служащего старшего начсостава и следует к месту постоянного жительства с сыном Рудольфом Георг. 2л и дочь Римма Георг. 5 лет гор Ужур Красноярского края

на проезд по ж.д. выдано требование по форме №1 за №

КОМАНДИР В/Ч п/я 484                                          ВОЕННЫЙ КОМИССАР

Богданов                                                                      Любимов

 

Бланк справки напечатан на печатной машинке, пробелы заполнены от руки. Это говорит о том, что таких справок выписывалось огромное количество.

Прибытие на место временного проживания так же подтверждено соответствующей справкой от местной власти, написанной от руки, с печатью сельсовета:

 

СПРАВКА

Дана гр-ке Н-вой Александре Львовне

В том, что она была эвакуирована в Усов Изыкульский р/ц Красноярского края в 1941 с города Хабаровска  д. Красная Речка

Что и заявляет с/с У.Изыкульского

Председатель сельсовета    ……

Секретарь      …….

 

Из воспоминаний Риммы, дочери Георгия, которой тогда было почти шесть лет:

- Зимой нас отправили в Сибирь в товарняке. В одном вагоне было несколько семей. Когда приехали на станцию, нас встретили люди с подводами. Каждый повез приписанную к ним семью к себе домой. Село было большое. Нас поселили к бабке Флющихе с внучкой. Мы там прожили все лето, а потом переехали к Нефедовым. Их дочка Александра Ивановна была моей первой учительницей. Здесь нам было гораздо лучше. Мама сначала работала в магазине, потом преподавала в школе. Школа была четырехлетка. В классе учились сразу первый и третий классы, второй и четвертый. С едой было очень плохо, поэтому мама рудикино пальто, из которого он вырос, поменяла на две курицы, чтобы несли яйца.

 Начало в       http://gidepark.ru/community/129/article/236599