Окаянные нулевые господина Циннобера
Приговор Лебедеву и Ходорковскому совпал с предпоследним днем десятилетия - будто итог под чертой поставил. И грустно от этой черты оглядываться назад, на эти окаянные нулевые. Да, именно там их и следует назвать, со всеми их окаянными вехами: войной в Чечне, гибелью "Курска", "Норд-Остом" и Бесланом, экологическими бедствиями, техногенными катастрофами, ментовским беспределом и пресловутой вертикалью власти.
За эти окаянные десять лет мы потеряли убитыми наших друзей и коллег, прекрасных, талантливых и внутренне сильных людей. Имена Виктора Попкова, Анны Политковской, Станислава Маркелова, Анастасии Бабуровой, Натальи Эстемировой будто символизируют те мишени, по которым прицельно била все эти годы власть: миротворчество и милосердие, правдивая журналистика, верховенство права, антифашизм, правозащитная деятельность.
Политические убийства и расправы стали обыденным явлением в нашей стране, политические репрессии - повседневностью. Списки политзаключенных и невинно осужденных по длине сравнялись уже со списками узников совести былых застойно-тоталитарных лет. Политически мотивированные процессы не устают удивлять уровнем беззакония и абсурда. Мы имеем УФСИН, не уступающий жестокостью сталинскому ГУЛАГу, армию, в которой забивают до смерти, милицию, где преступность превысила все мыслимые пределы, органы дознания, где пытают, прокуратуру и суд, где штампуют приговоры невиновным. И вот, наконец, Хамовнический суд, без капли стыда демонстрирующий миру, что судебное решение по резонансному делу может у нас определяться не законом, логикой и здравым смыслом, а властным капризом мстительного и закомплексованного крошки Цахеса.
Неутешительные итоги таковы, что даже если бы ослабила мертвую хватку вцепившаяся в глотку страны верхушка, не скоро сумели бы мы разгрести все авгиевы конюшни, оставленные этим окаянным десятилетием.
По-прежнему продолжается война на Кавказе, ежедневно унося жизни людей. В начале десятилетия ее мог бы остановить живительный миротворческий процесс - сегодня же, после неисчислимо пролитой крови и многолетней эскалации зла, ситуация зашла в непроходимый тупик.
На бомбежках Грозного и чеченских сел, «зачистках» и пытках, бессудных казнях и ответных терактах строилась вертикаль власти - явление убийственное для страны с такой территорией. Внешне погаснув в Чечне, война тихо и плавно расползлась по всей стране, усыпленной кремлевской пропагандой, не способной осознать уровня и стремительности разрушений. Уничтожая свободу на местах, губя любую положительную инициативу, вертикаль явила собой такую систему управления, при которой все в стране приходит в ветхость и запустение, делая неизбежными катастрофы, подобные аварии на Саянской ГЭС и шахте Распадская, полыхающие лесные пожары, которые никто не умеет тушить, кроме стихийно собравшихся добровольцев без шлемов и лопат. Полностью обесточенное к Новому году Подмосковье вместе с душегубкой в Домодедовском аэропорту - тоже символичный итог десятилетия.
Вертикаль власти, не знающая иного способа решения проблем, кроме репрессий и арестов, порождает дичайшие антиномии. Провинция вымирает в запустении и нищете, зарастают бурьяном опустевшие поля, а отряды крепких, трудоспособных мужчин занимаются разгоном пожилых интеллигентов на Триумфальной площади. Военный преступник, виновный в изнасиловании с убийством, получает по приговору суда десять лет и выходит через восемь, а два честных предпринимателя получают 14 лет по обвинению, в логике которого никто не может разобраться.
В новогодний вечер в Улан-Удэ были арестованы и посажены в СИЗО две девушки по делу о распространении листовок, и в том же городе группа лиц, обвиняемых в убийстве, находится под подпиской на свободе. Борис Немцов за участие в согласованном митинге получает 15 суток административного ареста, а погромщики на Манежной 11 декабря не удостаиваются и задержания.
Не легче говорить о социальной сфере, о пожарах в домах престарелых, о бомжах, замерзающих на улице рядом с чиновничьей роскошью, о закрывающихся школах, садиках и больницах на фоне строящихся резиденций. На Олимпиаду в Сочи, на строительство Охта-центра и трассы через Химкинский лес у власти деньги есть, а на обновление прогнившей проводки в Подмосковье - не находится...
Окаянные нулевые дали стране небывалое имущественное расслоение общества, коррупцию такого уровня, какой 10 лет назад невозможно было и вообразить, ложь и страх, жестокость и цинизм, фарисейство и нравственное разложение - куда ни взгляни, грустно и больно подводить итоги этому десятилетию. Как же докатилась до всего этого страна, добившаяся 20 лет назад свободы? Размышляя над этим, можно вспомнить и октябрь 1993-го, и декабрь 1994-го, и прочие предвестники времен недобрых. Но реальный отсчет нулевых начался с приходом к власти бывшего чекиста и его питерской команды - под взрывы жилых домов в Москве, под бомбежки и гибель мирных жителей в Чечне и под новогодние салюты счастливых, ничего не заметивших россиян.
Однако у Путина и его команды ни за что не было бы шансов взять в свои руки столько власти и произвести столько необратимых разрушений, если бы не поддержала его в самом начале существенная часть элитной интеллигенции, если бы не поддалась чувству страха другая, если бы не продали с такой легкостью свою свободу СМИ, если бы не мирилось с войной в Чечне общество.
Когда человек нравственно болен, это проблема его и его близких. Но в России больным оказалось все общество - оно присягнуло человеку, призвавшему «мочить в сортирах».
Нравственное исцеление начинается с покаяния. Если бы те, кто с экранов телевизора поддерживал Путина в начале окаянных нулевых, кто не возражал против бомбежек и «зачисток» в Чечне, фашизма в эфире и сворачивания свобод, сказали бы сегодня во всеуслышание «Мы были неправы», это уже могло бы дать хоть малый импульс к началу исцеления.
Что ждет нас впереди: новые репрессии, аресты, убийства, новые войны и Путин на все следующее десять лет — или же хоть малый проблеск здравого смысла, хотя бы остановка процесса деградации, начало реанимации разрушенной страны?
Что в людях победит: страх за свою шкуру, бизнес, карьеру - или же страх и боль за свою страну? Цинизм и неверие в собственные силы - или же честь и совесть? Боязнь потерять свое теплое местечко - или же страх потерять свое доброе имя? Способность мириться с жестокостью и ложью ради спокойствия и стабильности - или действенное понимание того, что ложь и жестокость с последними несовместимы? Боязнь утратить свою каюту - или боязнь оказаться на затонувшем корабле?
Комментарии
Уважаю человека, который держит свое слово.
Комментарий удален модератором
Точно.. За исключением "отщепенцев". Тех немногих, кто выдержал проверку на вшивость.
От себя добавлю вот что. Ну ладно там сложности теории.. Но - Россию подвело ещё и отсутствие элементарного чувства брезгливости.
За "голубых"...
Флаг трехцветный...