Чиновники – или зачем изобретать велосипед? [часть 2]
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ [стандартной] ГОССТРУКТУРЫ
Эти принципы довольно просты, обычная комбинация кнута и пряника.
Пряник
1. Оклад действительного чиновника должен быть выше среднего, однако в разумных пределах.
2. Дополнительным стимулом являются взносы от его имени - в ведомственный пенсионный фонд, для второй пенсии.
3. Квартира, дача и авто – обязательно хорошие, но служебные. Предоставляются из мобильного фонда, или приобретаются по выбору чиновника за счет бюджета, но в собственность не передаются до выхода на пенсию.
4. Соцпакет для всей семьи (иждивенцы). Бесплатный проезд раз в год «вон туда вон» для семьи. Санаторно-курортное обслуживание. Лечение. Повышение квалификации. Качество и насыщенность соцпакета – в прямой зависимости от уровня в служебной иерархии.
5. Выход на пенсию – срок получения наибольшего бонуса. Все, чем пользовался чиновник в момент выхода на пенсию – квартира, авто, дача – оформляется в собственность. Накопленная вторая пенсия перечисляется с бюджетного счета на его личный счет. И с почетом – отдыхать, без единой лишней минуты после наступления срока.
Кнут
1. Начнем с малого – естественный отбор. Серьезный испытательный срок со скромной совершенно зарплатой и тучей обязанностей. Вспомните, как государство «огородило» нотариат от случайных людей – 5 лет помощником нотариуса, как раб на галерах - и только потом подавай заявление в Палату, может и примут. Высшее образование – само собой. Причем профильное или смежное. Кто вытерпит «учебку» - достоин присяги.
2. Тотальная проверка при приеме на службу и постоянный мониторинг всю жизнь. Что отслеживаем? Семейное положение, широко, до племянников и двоюродных теть. Особое внимание – кто чем занимается, какие сферы бизнеса, какие госдолжности у родственников, декларации со всех, кто в поле зрения. Встречные проверки. Любое изменение – отметка в деле. Задачи – избежание конфликта интересов, семейственности и теневых династий. Кощунственно звучит, но - презумпция виновности при трактовке случайных совпадений. Восстановить попранные права чиновника – вот тут пусть работает «независимый» суд. Тут чиновник будет против государства. Посмотрим, как получится.
3. Требования непрерывного роста квалификации. Курсы, курсы, курсы – и аттестации. Ежегодные и внеплановые. Не прошел – профнепригоден. Понижение или отметка в деле, исключение из резерва на повышение. Отметка в деле – и в делах у родственников, состоящих на госслужбе.
4. Рассмотрение жалоб только службами внутренних расследований. «Чиновничья инквизиция» - зеленые береты на госслужбе. Подчиняются исключительно президенту, спектр полномочий широчайший. Проверки только случайным способом, перекрестные – сегодня Калининградские береты проверяют Чукотку, завтра Алтайские – Нижний Новгород. Подозрения в коррупции – наивысший контроль, особая группа контролеров, которым «никого не жалко, никого».
Для усиления и качества проверок – эксперты из счетной палаты, независимые, для разработки – ФСБ и МВД.
5. Последствия при негативном результате. Незначительные нарушения – понижение, «стоп-лист» на время или навсегда. Серьезные – «увольнение с позором». Суть – лишение всех благ, которыми чиновник пользовался, но не имел в собственности. Квартира, машина, дача – вернуть, или, если были куплены в ипотеку под гарантии бюджета – отзыв гарантии, разбирайся далее сам. «Сгорает» вторая пенсия. Можешь рассчитывать только на социальную, как обычный гражданин. На госслужбу после такого увольнения человек не принимается категорически. Как с судимостью. Родственники, также состоящие на госслужбе, получают «черную метку» и попадают в «стоп-лист» на пять лет [мне тут советуют насовсем- но мы же не звери]. Если есть преступление – ну, что ж, тогда применяем УК. Независимо от этого, предыдущие последствия наступают автоматически.
Разумеется, все это спонтанно и сыро. Музыка навеяла. Однако, думаю, система должна работать. Пряник вкусен, кнут страшен. Неотвратимость применения кнута при нарушениях обеспечивается наличием жаждущих занять место и поесть пряник. Человеческую натуру – желание жить лучше, зависть и подлость - можно эксплуатировать и тут. Стучать станут – будь здоров. Только успевай расследовать. Думаю, при жесткой единовременной реформе даже на момент составления реестра чиновников возможно отсеять до половины существующей армии «народных слуг».
Перестанут ли брать взятки или крышевать и лоббировать предприятия? Нет, конечно, не сразу и не все. Но, видите ли, какая штука. Придется брать сразу и очень много.
Во-первых, мало кто сразу столько даст, особенно зная описанную выше систему.
[Один мой товарищ – оценщик, рассказывал такую историю. Его попросили оценить некий предмет залога под кредит вместо 30 млн. в 50. Он подумал и попросил 12 млн. за услугу. Одуревший заказчик спросил, почему так много. Он ответил, что посчитал все свои доходы по минимуму с момента выдачи заключения до самой смерти. Поскольку он планирует потерять лицензию и работу до конца своих дней, а также тот момент, что пенсия у него в результате будет ниже низшего, то он должен позаботиться о себе, или нет? Люди плюнули, развернулись и ушли искать другого кандидата.]
Во-вторых, таких должностей, которые позволяют за раз «скушать» пожизненный оклад, не так уж и много. Следовательно, такие особо крупные «сделки» достаточно легко просчитать, в отличие от мелких подношений сегодня.
На мелких же уровнях чиновники предпочтут «не париться с разводом коммерса», ибо это малобюджетно, зато чревато большими неприятностями по службе, особенно имея в виду «соседей по цеху».
С ЧЕГО НАЧАТЬ?
Начать нужно тихо и мирно.
Первым делом нужна большая группа экспертов, которые должны провести анализ управленческих функций на всех уровнях госуправления. Определиться, какие функции однозначно нужны, а без каких можно обойтись. [Помните, Лужков пытался в Москве навести порядок в БТИ? Определил, какие справки нужны, а какие излишни. Излишние справки разрешил выдавать, но бесплатно. Через месяц их перестали требовать]. Под каждую функцию определить, сколько нужно штатных единиц в расчете на сколько человек населения. Постепенно собрать все штатные расписания по всем функциональным подразделениям. Закрыть тему на уровнях регионов.
Далее, формируется штат внутренней службы. Денег не жалеть, люди, оборудование, связь и транспорт – все отобъется. Разбиваются на бригады – и со списком в зубах по регионам. Тотальная проверка, анкетирование, аттестации, работа с жалобами. Всех выслушивать, все проверять, на карандаш - никому ничего не говорить. Все бумаги по папочкам – и обратно в Москву. Далее готовим списки для «репрессий». Указ Президента, закон – нам же это пять минут проголосовать, и поехали.
Первое время будет тяжело с толпами безработных чиновников на улицах, но можно совместить это мероприятие с жестким ограничением по мигрантам. Все равно народ просит разобраться. Разберемся. Заодно проверим УФСИН, как там условия. А то многие будут чувствовать себя там дискомфортно. Впрочем, в этом смысл подобных заведений.
Нет, ну чем я не Сталин?
P.S. Реформа федеральных министерств – я пока не готов рассуждать. Не хватает понимания. Туповат от природы, но, как пишут в анкетах при приеме на госслужбу – «очень быстро учусь».
Комментарии
Теоретически уже сегодня Медведев может пару указов соответствующих подписать. Первые шаги сделать, аналитический этап и сбор "исходных данных" можно провести без всякого закона. Так, обычная инвентаризация КРС.
рыба гниет с головы и с волками жить по-вольчьи выть, чтобы определить способных к справедливости. А ревизоров поменьше количеством да покрупнее рангом. Да и лес поберечь. Безработным - пособие в размере оптимального прожиточного: на хлеб смаслом, но без икры. А потом по-ленински: проверять людей и проверять фактическое исполнение дела за каждым, кто на зарплате у народа.
Наверное, соглашусь. Зря я все это затеял. Ничего не выйдет. Погибнем все.
Причем тут родственники (п.3)? Сын за отца отвечает? За то, что недосмотрел за папашкой? Какова близость родственных связей должна быть?
Если же человеку есть, что терять, то он чем ближе к пенсии, тем более послушен будет в отношениях с руководством. Что скажут, то и сделает. Только чтобы пряник не потерять. А то, ведь, начальник может и с позором досрочно проводить на пенсию.
Оговорюсь, что я не против всего перечисленного. Но прежде чем все это делать, нужно обеспечить принятие объективных кадровых решений. Не знаю, как Вы это видите, но на мой взгляд, эти решения должны приниматься на обезличенной основе. Все заслуги-достижения позитивные и негативные оцениваются, как и должно быть. Только аттестационная комиссия не должна знать имени того чиновника, которого оценивает. Тогда кадровое решение будет объективным. Технически это возможно организовать.
п. 2. - действительно обезличенные данные, тупо собираются в массив данных и проверяются на перекрестные связи
п.4. - проверки жалоб, я уже акцентировал - проверки силами внутренних служб из других регионов, произвольно и хаотически назначаемых, генерация случайных чисел.
п. 5. - градация нарушений прописывается заранее и предельно конкретно, в стандартах.
п. 3. - чрезвычайно важен. Семья - ячейка общества, но не ячейка внутри госструктуры. Я не предлагаю тотальной люстрации - временное поражение в правах.
В целом ваши вопросы и претензии принимаются, я заранее предупреждал, что программа достаточно сыра. И думаю, что большую часть вопросов можно снимать действительно обезличиванием. Как в отношении чиновника, так и в отношении взаимодействия чиновника и гражданина.
Однако если вы принимаете распространение принципа обезличенности применительно вообще к принятию всевозможных решений в области кадровой политики, тогда и эта тема снимается. Хотел бы также заметить, что схема реализации принципа обезличенности требует своей отдельной проработки и озвучивания - тогда, по крайней мере, становится понятно, почему всю эту схему Вы считаете реальной.
и приводили все формы государств к развалу. Особенно интересна история Российского государства на пороге
февраля; ну полностью чиновная бюрократия сгноила государство изнутри. Может пора с чиновным людом покончить навсегда?
Ветер возникает оттого, что качаются деревья.
Постебаться - дуйте прямо на второй канал к Петросяну. Предварительно научитесь корчить рожи.
Извините за суровый тон, наша беседа не представляется мне конструктивной.