Человеку Вселенная может показаться очень неприветливым местом. В вакууме космоса вы быстро задохнетесь, а на поверхности звезды вас изжарит дотла. Насколько мы знаем, вся жизнь прикована к узкой полоске атмосферы, окружающей скалистую планету, которую мы населяем.
Почему наша Вселенная устроена таким образом?
Так где же внеземная жизнь? С 60-х годов советские ученые, NASA и другие занимались поисками признаков разумной жизни. Ученые подсчитали, что Вселенная содержит более 100 миллиардов галактик (и только в нашем Млечном Пути более 300 миллиардов звезд, порядка 400 миллиардов). По мнению Карла Сагана, должен быть септиллион (единица с 24 нулями) планет, способных поддерживать жизнь. Конечно, разумная жизнь вполне могла бы развиваться даже вследствие случайных событий и обретать сознание. Но, несмотря на полувековое сканирование неба, астрономы не могут найти ни одного признака жизни, которые наши радиотелескопы должны бы фиксировать с легкостью.
Ученые отмечают, что инопланетяне должны были иметь достаточно времени, чтобы колонизировать всю галактику. Что, они взорвали себя, или проблема более фундаментальна? В недавнем выпуске Wall Street Journal Эрик Метаксас писал: «Что случилось? По мере того как растет наше знание о Вселенной, становится очевидно, что есть гораздо больше факторов, необходимых для жизни, чем предположил Саган. Два его параметра выросли до десяти, двадцати, а затем и до пятидесяти, а число способных поддерживать жизнь планет уменьшилось соответственно. Число сократилось до нескольких тысяч и продолжает падать. По мере обнаружения новых факторов, число планет, способных поддерживать жизнь, дошло до нуля и продолжает падать. Другими словами, статистика показывает, что и нас тут быть не должно. Вообще, во Вселенной не должно быть планет
Научная теория биоцентризма предлагает объяснение — и предсказывает, что мы одни. Хотя эволюция проделала потрясающую работу, помогая нам понять прошлое, она не может охватить движущую силу. Необходимо добавить в уравнение наблюдателя. Воистину, «когда мы измеряем что-то, мы заставляем неопределенный и недетерминированный мир принимать экспериментальную величину», сказал нобелевский лауреат по физике Нильс Бор. Мы не «измеряем» мир, мы создаем его.
Космологи предполагают, что до недавнего времени Вселенная была безжизненной коллекцией частиц, сталкивающихся друг с другом. Она представлена часами, которые каким-то образом завелись и будут отсчитывать время самым непредсказуемым образом. Но они проигнорировали критический компонент космоса, потому что не знают, что с ним делать. Этот компонент, сознание, остается совершенно загадочным.
В соответствии с нынешней парадигмой, Вселенная и законы природы просто появились на свет из небытия. От Большого Взрыва до настоящего времени нам невероятно везло. Наше везение началось с момента создания; если бы Большой Взрыв был на одну миллионную часть сильнее, Вселенная разрослась бы слишком быстро, чтобы образовались галактики. Есть более 200 физических параметров, в результате изменения которых все могло пойти не так, но все пошло именно так, как надо, и мы оказались здесь. Измените один — и жизни никогда не бывало бы.
На этом наша удачливость не заканчивается. Без массивной планеты, как Юпитер поблизости (который засасывает астероиды), Землю атаковало бы в тысячу раз больше астероидов, каждый из которых вызывал бы тепловой взрыв с выбросом пыли, которая привела бы к обледенению и голоду всего живого на планете. Ближайшая звезда могла бы стать сверхновой, и ее энергия стерилизовала бы Землю за счет радиации. И это всего несколько вещей из миллионов, которые могли пойти не так.
Есть, впрочем, и другое возможное решение, которое находится в темном и запутанном уголке науки. Теория суперструн, или М-теория, предполагает, что фундаментальные свойства Вселенной не уникальны, а каким-то образом выбраны вследствие космического броска костей во время ее рождения.
Это дает нам возможное объяснение особых, на первый взгляд, свойств Вселенной, в которой мы живем.
Возможно, наша вселенная — одна из полубесконечного моря вселенных, каждой со своим собственным набором физических свойств, законов и частиц, математических структур и хронологий. Как мы уже увидели, подавляющее большинство этих других вселенных — мертвы и стерильны.
Единственный способ существовать так, чтобы задаваться вопросом «почему мы здесь?» — найти себя во вселенной, способствующей самому нашему существованию. В любой другой вселенной нас просто не было бы, никто не задавался бы вопросами и не удивлялся своему существованию.
Если такая картина множественный вселенных верна, мы должны признать, что фундаментальные свойства нашей вселенной выпали на гигантской космической рулетке, и нам достался победный, счастливый билет. Мы, получается, живем в удачливой вселенной.
Комментарии
А жаль ;)
Малыш подходит:
- Папа, надуй шарик.
- Ага, щас всё брошу и буду тебе шарик надувать!