Власть, бабки и пафос. Краткая история церковных расколов

История первая: как появились католики.

XIII век. Спор католического и православного священников

Известно ли вам что-нибудь о битве под Чивитате, имевшей место в 1053 г? Если вы не специалист по средневековой Италии — вряд ли. Но вы наверняка знаете о расколе между латинской и греческой церковью, имевшем место год спустя — в 1054 г. — и продолжающемся до сих пор.

Так вот — битва при Чивитате и раскол находятся в прямой причинно-следственной связи.

Дело в том, что в битве под Чивитате папские войска, точнее швабы, пришедшие на помощь римскому папе, сражались с новыми завоевателями Италии — норманнами. Вообще-то, вместе с ними должны были сражаться войска византийского императора Константина IX, которому норманнское завоевание угрожало куда больше, чем папам. Норманны претендовали на юг Италии, который тогда был византийской территорией и говорил по-гречески. В войне против норманнов папа римский Лев IX и византийский император были союзниками.

Однако, когда дело дошло до жареного, византийцы передумали. Ведь у папской коалиции (без византийцев) было 6 тысяч войска, а у норманнов — вдвое меньше. К тому же норманны страдали от голода.

Византийцы решили, что они очень хитрые и подождут в сторонке, пока германцы с их тотальным преимуществом разобьют оборванных норманнов. Они надеялись, что германцы при этом понесут огромные потери, и византийское войско, нетронутое и целое, станет главной военной силой в Италии.

К сожалению, византийцы не учли, что норманны были рыцарями и сражались на конях. А германцы (швабы) сражались пешком. Норманны раздолбали германцев, папа римский попал в плен — не прошло и года, как папский легат предал анафеме константинопольского патриарха. И понеслось.

…Организация, именующая себя христианскою церковью, — исключительно древнее и почтенное учреждение, существующее по крайней мере две тысячи лет. На фоне такой древности даже коммунистическая партия — мелкая ересь, обещающая рай прямо здесь и сейчас.

Однако у христианской церкви и коммунистической партии есть несколько общих черт.

В каждой из этих почтенных организаций, претендующих на то, чтобы быть воплощением Воли Божией/Исторической Неизбежности, самые возвышенные идеологические расколы неизбежно происходили по самым шкурным причинам.

Каждый раз, когда в этих двух организациях начинали бить горшки — из-за правого уклона, из-за левого уклона, из-за гностиков, из-за донатистов, — дело было не в правом уклоне и не в гностиках, а в борьбе за власть и за право собирать бабки с верующих.

......

…В этом смысле нынешний церковный раскол — между РПЦ и Киевским патриархатом — находится в русле традиций.

За все века существования церковь как институт покоилась на триедином культе -статуса, беспрекословного подчинения и бабла. И всегда ссоры были облечены в сверкающую теологическую мишуру. Она никогда не называла тех, кто претендует на причитающееся ей бабло, конкурентами. Она называла их еретиками, схизматиками и сынами Сатаны.

Все последние годы Русская православная церковь на Украине действовала как подразделение Кремля. Она проповедовала о сатанинском вреде сланцевого газа; ее священники отказывались отпевать двухлетних младенцев, крещеных в Киевском патриархате, и украинских участников АТО (якобы за участие в братоубийственной войне), что не мешало им, впрочем, отпевать донбасских сепаратистов.

Ее церкви были разве что не складами оружия и гнездами боевиков. Не кто иной , как Стрелков-Гиркин, впервые появился на территории Украины в группе, сопровождавшей Дары Волхвов в Киево-Печерскую лавру в разгар Майдана.

Все это было — беззастенчивое использование церкви в сугубо мирских и шкурных целях. Все это было — новая Никея, новая Сердика, новое Чивитате, новый Эфесский собор.

Проблема церкви заключается в том, что в ней все эти мелкие, шкурные соображения имеют вековые последствия.

Наступит время, и забудут имя патриарха Кирилла, а Украинская и Русская православная церковь уже не соединятся.

 

Прочитать статью полностью можно по ссылке наверху.