Плюс-минус президент
Уж как хотелось нашим политологам услышать от Владимира Путина что-нибудь определенное насчет выборов 2012 года, но нет – не дождались. Телевизионный диалог премьер-министра с дорогими россиянами обошелся без политических сенсаций. Несмотря даже на то что одна из половинок тандема свою заявку оформила: по словам помощника президента Аркадия Дворковича, Дмитрий Медведев совсем не прочь пойти на новый президентский срок. И ведь явно не по личному почину сделал Аркадий Владимирович такое заявление! Владимир Путин интригу сохранил. Но политологам простои не ведомы, они без разбега взялись интерпретировать другие его высказывания и оценивать общий тон прямого эфира. Вывод сделали однозначный: премьер ведет себя как хозяин положения и уходить на второй план не собирается – а стало быть, вероятность его выдвижения на президентский пост весьма велика. В связи с чем не исключены и трения с ныне действующим главой государства. Да что там трения – конфликт! Такая вот перспектива.
И если верить ей, нас ждет непростое будущее. Потому что схватка первых лиц – перспектива для страны мало что тревожная, но пугающая, чреватая тяжкими последствиями. Не только политическими. Только верить ли политологам? Мне вот кажется, что они переборщили в своих построениях и выводах, что слегка оторвались от реальности. А реальность эта – вот она, как на ладони. И, чтобы разглядеть ее, совсем не обязательно быть доктором политических наук. Посмотрите сами, уважаемый читатель, есть ли сегодня реальные признаки разлада внутри тандема? Только смотрите внимательней, не обращайте внимания на всякие мелочи вроде разных подходов к теоретическим вопросам политики. Теория – она ведь теория и есть, а вот когда дело доходит до практики... Сопоставьте-ка риторику Путина и Медведева после недавних московских волнений и попробуйте отыскать хотя бы пару принципиальных отличий! Путин и Медведев – разные, но таково вполне осмысленное позиционирование двух наших первых лиц (о чем приходилось уже писать).
Владимир Путин олицетворяет стабильность и консерватизм, сохраняя при этом симпатии огромного большинства электората. Дмитрий Медведев играет на более либеральном поле, стремясь привлечь к себе жителей крупных городов. Отбирает, грубо говоря, поклонников у «Яблока» и иных демократических течений, нынче почти не заметных. Подобная двойственность сохраняется и во внешней политике: Путин олицетворяет самостоятельность России, Медведев – ее готовность к тесному партнерству. Одним махом семерых убивахом. Отмечу еще вот что: избранные роли очень подходят обоим игрокам и явно им по душе (хотя в политике такое редкость). Поэтому уверен, что Аркадий Дворкович сказал чистейшую правду, и Дмитрий Анатольевич действительно хотел бы остаться на шесть дополнительных лет лицом российской политики. Оттого и оформил заявку на будущее. Но тут возникает главный вопрос: а хочет ли такого будущего Владимир Путин? Готов ли он продлить срок полномочий своего выдвиженца или по каким-то причинам этого не жаждет? Ни для кого ведь не секрет, что предстоящие выборы президента станут (как были предыдущие) юридическим оформлением воли нашего национального лидера. На ком из политиков он остановит свой взор, тот и станет следующим хозяином самого престижного кремлевского кабинета. Если даже смотреть будет в зеркало.
Попробую ответить на главный вопрос, хотя до 2012 года времени еще достаточно и произойти в стране и мире может что угодно – а стало быть, способен лечь иначе и политический пасьянс. Сегодня, полагаю, Путин далеко не уверен в необходимости выдвигать Дмитрия Медведева на второй срок. Просто потому, что это будет чревато ощутимыми рисками как для действующего премьер-министра, так и для устоявшейся в стране политической стабильности. Дружба дружбой, а служба службой, и, поскольку рейтинги доверия президенту уже сегодня сравнимы с премьерскими, нетрудно понять: останься Дмитрий Анатольевич первым лицом России еще на шесть лет – влияние его может окрепнуть настолько, что Путину навсегда останется номер второй.
Со всеми вытекающими. Понятно ведь, что для вертикали власти значение имеет только номер первый, а все остальные могут быть перетасованы произвольно. История знает тому примеры. И я не уверен, что этого хочется Владимиру Владимировичу. Теперь взглянем на ситуацию с другой стороны: а сможет ли Медведев побороться за Кремль самостоятельно, без поддержки Путина и подчиненной премьер-министру партии власти? Тут и думать особо не над чем: нет, нет и еще раз нет. И не только потому, что президента и премьера связывают дружеские отношения. Сегодня реальные рычаги влияния находятся в руках Путина, а за Медведевым нет ни могучих финансовых структур, ни «своих» олигархов, готовых вложиться в противостояние.
К тому же перспективы такого бунта продемонстрировал пример некогда влиятельного Михаила Касьянова. А Медведев не похож на человека, готового к политическому самоубийству, он в этом смысле несомненный прагматик. Иначе не стал бы президентом в 2008-м. Озвучить заявку (а вдруг повезет?) – это он может, развязать сражение внутри тандема – нет. Но что ж тогда: получается, Владимир Путин сам будет баллотироваться в президенты в 2012 году? Тут нам опять без слова «если» не обойтись. Если в стране начнет нарастать нестабильность, то возвращение Владимира Владимировича в Кремль станет весьма и весьма вероятным. Просто неизбежным. Ручной режим управления, как сказал недавно сам премьер, при сбоях системы необходим – а в какие еще руки отдать столь важный штурвал? А вот если потрясений не будет... Очевидно, что Владимиру Путину вполне по душе его нынешняя жизнь: разумный минимум протокола, максимум реального влияния – что еще нужно национальному лидеру? Потому и полагаю: в этих условиях Владимир Владимирович, вероятнее всего, повторит политическую комбинацию, которую уже осуществил в 2007 – 2008 годах. Возьмет, да и выберет всем нам нового президента России из числа сотрудников, которым доверяет. Причем некоторые ключевые параметры выдвиженца можно обозначить с ходу: он будет в меру (но не слишком) харизматичен, в меру (но не особенно) либерален, в меру (совсем чуть-чуть) влиятелен и совсем не брутален, – то есть продолжит оттенять премьер-министра в новом тандеме, ничуть не претендуя на то, чтобы занять его место в сердце электората. Кто может стать этим новым президентом?
Думаю, кто-нибудь из сравнительно молодых чиновников, прошедших путинскую школу в правительстве России. Или из губернаторов – особенно тех, кто годами и практикой продемонстрировал свою преданность вертикали власти. Как бы то ни было, конкретная фамилия в этом алгоритме большой роли не играет, важен сам принцип. Система должна работать без сбоев. Такое вот у нас получилось гадание на кофейной гуще. Гарантий, разумеется, не дам, но что-то мне подсказывает, что именно такое развитие событий сегодня наиболее вероятно. Читатель может спросить напоследок: а что же будет в таком случае с Дмитрием Медведевым? Политическая практика современной России позволяет предположить наиболее вероятный ответ и на этот вопрос. Если реализован будет именно такой алгоритм, Дмитрий Анатольевич несомненно огорчится, но выбор Владимира Владимировича обязательно поддержит. А после выборов преемника займет пост, вполне отвечающий статусу экс-президента. Помню, как Владимиру Путину прочили место главы Конституционного суда – так почему бы его не занять Медведеву? А можно еще и Совет Федерации возглавить. Да каких только перспектив не может быть у квалифицированного юриста!
Комментарии
а Патриарх Кирилл достоин в отличие от Михалкова
жители городов, на которых расчет, - выходцы из малых городов и деревень, разорившихся за последние годы. Надеяться на них самомнительно - только как на ТО самое "быдло", коим называет их окружение президента.
Медведев на сегодняшний день олицетворяет русофобов. От такого отношения быстро не избавиться, даже если очень стараться, чего не наблюдается.
Старушки как авангард выборщиков - не его электорат.