У НОЧИ НЕТ ГЛАЗ
У НОЧИ НЕТ ГЛАЗ
Чего не увидели убитые в Центральной Африке журналисты
«Фонтанка» рассказывает о поездке в Центральноафриканскую республику. Если после прочтения у вас возникнет ощущение хаоса, значит, мы все сделали правильно.
Мы постараемся показать, почему убийство на Черном континенте - категорически не то же самое, что убийство в Петербурге. Мы покажем то, что успели увидеть и услышать Джемаль, Расторгуев и Радченко, расскажем, что увидели и услышали сами. У всех наших спикеров есть имена, их реальность легко проверяется. Разговоры записаны на аудио и видео.
- Может ли он пройти туда и показать, как именно тела лежали?
- Он не присматривался к двум другим, только заметил, что на лице первого были следы от грязи. Когда человек умирает, у него идёт пена со рта, и, видимо, эта пена смешалась с грязью. Ему стало от этого плохо, и он заметил только, что двое других лежали чуть в глубине. Первый лежал чуть ближе к дороге, лицом в сторону леса.
- Во что он был одет?
- Футболка или майка военная и брюки цвета хаки, как у Кирилла и Дениса, вся одежда была вкрови.
- Футболка военная?
- Майка. В крови была вся.
- А почему он решил, что она военная?
- Шофёр говорил, что майка была похожа на майку, какие носят военные.
Это фрагмент разговора с мэром деревни Кпаку. У него невозможное имя, Авоита Лангизамо Тундужуль Эми, и он с поразительной точностью помнит события той ночи. Мы мучили его вопросами не меньше двух часов. Это человек, с которым выживший водитель Бьенвеню Нвудокама говорил через несколько минут после убийства. Рассказ Эми не во всем совпадает с тем, что транслирует официальное центральноафриканское следствие.
АЛЕКСАНДР РАСТОРГУЕВ, ОРХАН ДЖЕМАЛЬ И КИРИЛЛ РАДЧЕНКО

Александр Расторгуев, Орхан Джемаль и Кирилл Радченко были убиты в ночь на 31 июля. В Центре управления расследованиями (ЦУР), проекте, который финансировал Михаил Ходорковский, заявили, что в Африке журналисты собирались работать над фильмом о деятельности частной военной компании. В подготовке к поездке был задействованчеловек по имени Мартин. Его номер телефона сотрудникам ЦУРа передал корреспондент РИА «ФАН» Кирилл Романовский. После убийства МИД РФ пересказал слова водителя группы Бьенвеню Нвудокама: Мартина не знает, с русскими познакомился в кафе, должен был отвезти их на восток страны в Бамбари, но журналисты изменили маршрут и приказали ехать на север в Декоа, проигнорировав предупреждение об опасности; в 23 километрах от города Сибут машину остановили 10 человек в тюрбанах, которые говорили по-арабски; в драке за имущество все трое были убиты, а водитель сбежал, хоть и был ранен. После того как были обнародованы обстоятельства подготовки к поездке Михаил Ходорковский прекратил финансирование ЦУР. Уволенный главред Андрей Коняхин заявил, что будет самостоятельно искать убийц. Свое расследование ведут также сотрудники еще одного проекта Ходорковского.
Командировка в Центральноафриканскую республику организована Федеральным агентством новостей (РИА «ФАН»). Задача — понять экономическую, социальную и политическую обстановку в стране. Журналистам сторонних изданий предлагалось принять участие в совместном проекте.
В состав группы в рамках проекта Федерального агентства новостей вошли:
Кирилл Романовский
специальный корреспондент Федерального агентства новостей
Денис Тарасов
независимый фотокорреспондент и оператор
Владимир Малянов
независимый журналист
«Это было моим личным желанием и частной инициативой.
Я понимала, что у группы РИА «ФАН» будет максимально возможный для Африки уровень безопасности, поэтому написала им, сразу объяснив, что я корреспондент «Фонтанки». Я была почти уверена, что мне не ответят. Но редакция «ФАН» утвердила мою кандидатуру».
Юлия Никитина
корреспондент интернет-издания «Фонтанка.ру»
Советника президента ЦАР по национальной безопасности Валерия Захарова нельзя назвать фиксером (так называют проводника для журналистов в незнакомой стране), но именно на него была возложена ответственность за сохранность группы, ему же поручили организовать нашу работу. Кто поручил и возложил? Цитируем: «Президент Фостен-Арканж Туадера».
ВАЛЕРИЙ ЗАХАРОВ

В 1990-х годах Захаров работал в самом секретном подразделении ГУВД по Петербургу и Ленобласти - наружном наблюдении. В начале нулевых перешел на аналогичную должность в Северо-Западное управление таможни, а еще через несколько лет поменял офицерские погоны на бизнес, связанный с консультированием. Позднее сотрудничал со службой безопасности структур, работающих в интересах бизнесмена Евгения Пригожина.
Нам был предоставлен микроавтобус, который без учета бензина обошелся в 3 тысячи долларов. По столице мы передвигались в сопровождении двух жандармов. Если ехали в Сибут, возникала дополнительная машина и еще 5-7 жандармов. За Сибутом, где обстановка сложнее, охрана усиливалась парой грузовиков правительственной армии (FACA). И еще с нами всегда были двое русских.
- Валерий, к какой структуре относятся два прекрасных человека Кавказ и Денис, которые нас охраняют?
– Это инструктора, которые въехали сюда.
- На фоне и в контексте того, что говорят о присутствии здесь ЧВК Вагнера, не являются ли эти люди теми самыми...
– Нет, они не являются ЧВК, они являются инструкторами, находящимися тут по ООНовской резолюции. Выдернуты с учебного процесса.
– Я правильно понимаю, что они из тех 170 гражданских специалистов?
– Ну да.
– А оружие у них в руках мы можем фиксировать?
– Оружие у них официально от министерства обороны.
С Центром управления расследованиями Джемаль, Расторгуев и Радченко общались крайне мало. Переписка в рабочем чате дает приблизительное понимание, где находились и что видели журналисты за три дня в ЦАР. Переписку мы получили легально, есть разрешение на публикацию. Мы будем отталкиваться от этих сведений и постараемся заполнить временные пробелы.
Участники переписки:
Александр Расторгуев — режиссер-документалист
Орхан Джемаль — российский военный журналист и общественный деятель
Кирилл Радченко — оператор
Андрей Коняхин — глава Центра управления расследованиями (был уволен после публикации переписки)
Анастасия Горшкова — заместитель главного редактора Центра управления расследованиями
Родион Чепель — бывший журналист телеканала «Дождь», внештатный автор интернет-СМИ Republic и Центра управления расследованиями
Анастасия Кулагина — специалист Центра управления расследованиями по мультимедиа
Комментарии