ВСЁ НОВОЕ – ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ

Результаты второго тура губернаторских выборов в Приморье стали главной темой в российских СМИ и соцсетях. На заявления коммуниста Андрея Ищенко и его сторонников о фальсификациях уже отреагировали в ЦИК и Кремле. По сообщениям властей, ситуация находится под контролем.

Центральная избирательная комиссия направила экспертов в Приморский край для сбора дополнительных фактов о возможных нарушениях, которые были допущены в ходе второго тура.

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков сообщил журналистам, что в Кремле тоже следят за ситуацией вокруг выборов в Приморье и призвал ориентироваться в этом вопросе на заявления ЦИК.

«В ЦИК пока не поступало ни одной официальной жалобы на ход голосования. Заявления Памфиловой мы все слышали, вот на них давайте ориентироваться», – добавил он.

Я же, со своей стороны, добавлю следующее.

Любая власть должна уметь проигрывать. Если население отказало в доверии чиновнику, он должен иметь в себе мужество уйти. А если он этого не делает, то тем самым подкладывает «мину замедленного действия» не под себя. А под устои государства. Как бы это высокопарно не звучало.

Очень похоже, что этой истины не понимает нынешнее руководство Приморского края, которое «нарисовало» себе победу. То, что это действительно так – очевидно. Не может быть, чтобы 95% избирателей проголосовали примерно 50/50, а оставшиеся 5% – дружно за одного из кандидатов.

Практически весь день, согласно данным ЦИК, лидировал кандидат от КПРФ Андрей Ищенко. Когда было обработано 95% протоколов, он имел результат 51,6%, а кандидат от «Единой России» Андрей Тарасенко набрал только 45,8% голосов.

В тот момент в СМИ и соцсетях уже обсуждалась новая региональная сенсация, а политологи комментировали причины и последствия победы Ищенко, однако через несколько часов результаты были изменены странным образом.

В промежуток с 98,77% до 99,03% обработанных протоколов количество голосов за Ищенко уменьшилось на 5, а за Тарасенко – увеличилось на 13,5 тысяч, что в принципе невозможно.

Это и позволило единороссу выиграть выборы.

Сейчас, очевидно, будет собираться доказательная база для подтверждения фактов фальсификаций. Если на выборах были настоящие наблюдатели, и они взяли копии протоколов в УИК, то факт переписывания протоколов будет легко раскрыт.

Судя по тому, как менялись результаты, махинации проводились на этапе внесения данных в базу ГАС Выборы. Это делается в ТИКах, именно поэтому изменения были столь масштабными.

Переписывание протоколов на отдельных УИКах не смогли бы так повлиять на ситуацию. Переписывание же протоколов – это давно уже главный метод фальсификаций – и самое приятное для фальсификаторов заключалось в том, что он был практически недоказуемым. Но они не учитывают: бывают факты настолько очевидные, что коронный аргумент российских властей «а где же доказательства?» становится не бесполезным даже, а просто каким-то смешным.

Но, как говорится, всё новое – это хорошо забытое старое.

Иркутские выборы 2001 года, в которых тоже «сражались» единоросс Говорин и коммунист Левченко. Тогда тоже вёл коммунист, а затем с небольшим отрывом победил его оппонент из «партии власти». Там тоже обнародование информации приостанавливалось, а после паузы Говорин решительно спуртовал к победному финишу.

Рунет тогда только начинал своё существование, социальных сетей не было и в помине. Коммунисты воспринимались модернистской частью общества как партия красного реванша. Поэтому попытки Зюганова и Левченко раскрутить скандал ни к чему не привели.

Можно здесь вспомнить и приморскую политику 1990-х, когда в жёсткой борьбе схлестнулись Наздратенко и Черепков.

В общем, так было, так есть, и, видимо, ещё долго будет. И было бы странно, если бы сейчас, в виде исключения, борьба велась с изящной элегантностью и церемониальными поклонами.