КРАСНОЕ И ЗЕЛЕНОЕ

Если люди доброй воли хотят приблизить окончание оккупации, они должны поддержать миротворцев в Израиле.

10-й канал израильского ТВ рассказал на этой неделе об отчете, несомненно, ужаснувшем многих зрителей. Отчет озаглавлен: «Кто организует всемирную ненависть к Израилю?», а речь в нем шла о десятках групп в разных странах, развернувших яростную пропагандистскую кампанию в поддержку палестинцев и против Израиля.

Опрошенные участники таких мероприятий – мужчины и женщины, молодые и старые (многие из них евреи) – устраивают в супермаркетах пикеты против продажи продукции поселений, а то и всех израильских товаров, организуют массовые митинги, выступают с речами, мобилизуют профсоюзы, подают судебные иски на израильских политиков и генералов.

Как следует из отчета, различные группы действуют схожими методами, но руководящего центра у них нет. Упомянута (естественно, без упоминания автора) и одна из моих недавних статей: «Протоколы антисионских мудрецов», где тоже говорится, что нет никакой нужды во всемирной организации, потому что пропалестинские и антиизраильские настроения возникают повсюду спонтанно. А после «Литого свинца» и инцидента с флотилией они обрели еще больший размах.

Во многих местах, говорится в отчете, возникли красно-зеленые коалиции: левые организации правозащитников сотрудничают с местными группами иммигрантов-мусульман.

Вывод из сказанного: Израиль подвергается серьезной опасности, и, пока не поздно, мы должны мобилизовать наши силы, чтобы противостоять им.

ПЕРВЫМ возникшим у меня вопросом было: как воспримет этот отчет средний израильтянин?

Хотелось бы надеяться, что отчет побудит его или ее задуматься о целесообразности оккупации. Как сказал один из активистов: «нужно чтобы израильтяне поняли, что за оккупацию придется платить».

Хотелось бы верить, что такой будет реакция большинства израильтян, но боюсь, что будет она совершенно иной.

В 70-е годы распевали шутливую песенку: «Пусть весь мир восстанет против нас / Нам не страшно – мы победим, / Потому что нам тоже наплевать / На них//… Этой песне нас научили / Наши отцы / И мы тоже споем ее / Нашим сыновьям / И внуки наши внуков будут ее петь / Здесь, на Земле Израильской / И все, кто против нас, пусть катятся ко всем чертям».

Ее автор, Йорам Тахарлев («чистый сердцем»), удачно выразил в ней самую суть еврейской убежденности, выкристаллизовавшейся за века преследований в христианской Европе и достигших крайнего предела в Холокосте. Каждый еврейский ребенок узнаёт в школе, что когда убивали шесть миллионов евреев, весь мир это видел, но пальцем не пошевелил, чтобы их спасти.

Это не совсем так. Десятки тысяч неевреев рисковали своей жизнью и жизнями своих близких, спасая евреев: в Польше, в Дании, во Франции, в Голландии и других странах, даже в самой Германии. Мы все знаем о людях, спасенных ими: бывший председатель Верховного суда Аарон Барак, которого тайком вывел из гетто польский фермер, или министр Йосси Пелед, которого несколько лет укрывала бельгийская католическая семья. Имена лишь немногих из этих невоспетых героев вошли в списки праведников Мемориала Яд-Вашем. (Между нами говоря, многие ли израильтяне в подобной ситуации стали бы рисковать своей жизнью и жизнью своих детей, чтобы спасти иностранца?)

Но убежденность в том, что «весь мир против нас» глубоко укоренилась в нашем сознании. Это позволяет нам пренебрегать реакцией мира на наше поведение. Весьма удобная позиция: если весь мир в любом случае ненавидит нас, то не имеет значения, какие поступки мы совершаем, хорошо или дурно себя ведем. Израиль будут ненавидеть, даже если бы в нем жили одни ангелы, потому что все гои – антисемиты.

Нетрудно доказать, что это тоже неправда. Мир с симпатией относился к нам, когда мы основали Государство Израиль и, проливая кровь, защищали его. На следующий день после Шестидневной войны весь мир нам аплодировал. Нас любили, когда мы были Давидом, но когда мы превратились в Голиафа – нас возненавидели.

Тех, кто решил, что «весь мир против нас», это не убеждает. Почему нет всемирного движения против жестокостей русских в Чечне или китайцев в Тибете? Почему обрушиваются только на нас? Почему палестинцы вызывают к себе большее сочувствие, чем курды в Турции?

Можно ответить, что поскольку Израиль требует к себе особого отношения во всех других сферах, когда возникает вопрос об оккупации и строительстве поселений, к нам тоже прилагают особые стандарты. Но логика не играет здесь никакой роли: важен лишь национальный миф.

Вчера третья по тиражу израильская газета «Маарив» напечатала материал, посвященный нашему послу в ООН под знаменательным заголовком: «Во вражеском стане» (“Behind enemy lines”).

ПРИПОМИНАЮ одно из моих столкновений в Кнессете с Голдой Меир, когда началась затея с поселениями, вызвавшая возмущенную реакцию во всём мире. Как и сейчас, вину тогда возложили на неудачное «объяснение», а Кнессет провел общее обсуждение.

Один выступающий за другим повторяли избитые фразы: у арабов прекрасно поставлена пропаганда, а наши «объяснения» гроша ломаного не стоят. Когда подошла моя очередь, я сказал: «Дело не в неудачном ‘объяснении’. Самое лучшее ‘объяснение’ в мире не сможет ‘объяснить’ оккупацию и строительство поселений. Если мы хотим завоевать симпатии мира, нам нужно изменить не слова, а действия».

Во время всего обсуждения Голда Меир стояла, по своему обыкновению, в дверях зала заседаний и курила сигарету за сигаретой.

Подводя итоги, она ответила по очереди каждому депутату, проигнорировав мое выступление. Я подумал, что она решила меня бойкотировать, но – после выразительной паузы – она повернулась ко мне. «Депутат Авнери, – сказала она, – думает, что они ненавидят нас за то, что мы делаем. Но он не знает гоев. Гои любят евреев, только когда они забиты и несчастны. Победоносных и успешных евреев они ненавидят». Если бы в Кнессете были бы разрешены аплодисменты, весь зал взорвался бы громовой овацией.

Опасаюсь, что и в наши дни реакция на всемирный протест будет такой же: израильское общество вместо того, чтобы объединиться против поселенцев, солидаризируется против зловредных гоев.

НЕКОТОРЫМ группам протеста суть его в высшей степени безразлична. Их действия адресованы не Израилю, а мировому общественному мнению.

Я не имею в виду антисемитов, которые не прочь бесплатно прокатиться на этой волне: их ничтожно мало. Не считаю я и тех, кто полагает, что создание государства Израиль было ошибкой с самого начала, и что его следовало бы демонтировать.

Я говорю об идеалистах, которые хотели бы прекратить страдания палестинцев и присвоение их земель поселенцами и помочь им в создании палестинского государства.

Эти цели могут быть достигнуты лишь заключением мира между Палестиной и Израилем. А такой мир может быть заключен лишь при поддержке большинством палестинцев и большинством израильтян – одного лишь давления извне недостаточно.

Те, кто понимает это, должны быть заинтересованы в том, чтобы всемирный протест не толкал израильское население в объятия поселенцев, а, напротив, изолировал бы поселенцев и обращал общество против них.

Как это может быть достигнуто?

ПРЕЖДЕ ВСЕГО, нужно провести четкое различие между бойкотом поселенцев и общим бойкотом Израиля. Из представленного на ТВ отчета можно заключить, что многие из протестующих не видят между двумя видами бойкота разницы. Нам показали средних лет англичанку в супермаркете, размахивавшую каким-то плодом в руке с криком: «Это привезли сюда из поселений!». Затем мы увидели демонстрацию против косметических средств «Ахава», которые изготовляют из грязи, добываемой в палестинской части Мертвого моря. Но тут же последовал призыв бойкотировать все израильские товары. Возможно, многие из протестующих – или создателей фильма – не уяснили для себя разницу.

Израильские «правые» также пытаются затушевать это различие. Например, недавно внесенный в Кнессете законопроект требует наказывать тех, кто поддерживает бойкот израильских продуктов, включая – и это подчеркнуто в законопроекте – продукцию, произведенную в поселениях.

Если всемирный протест будет сосредоточен исключительно на поселениях, это заставит многих израильтян осознать существование четкой границы, отделяющей законный Израиль от незаконно оккупированных территорий.

Верно это и в других случаях. Например, инициатива бойкотировать компанию «Катерпиллар», чудовищные бульдозеры которой – одно из главных орудий оккупации. Когда под одной из таких махин погибла героиня борьбы за мир Рейчел Корри, компании следовало бы прекратить все дальнейшие поставки в Израиль, если она не получит заверений, что ее изделия не будут использоваться для репрессий.

До тех пор, пока подозреваемых в совершении военных преступлений не будут привлекать к ответственности в самом Израиле, нельзя возражать против инициатив по их преследованию за рубежом.

После принятого на этой неделе решения ведущих израильских театров давать спектакли в поселениях, вполне логично было бы бойкотировать их гастроли за рубежом. Если им так охота подзаработать в Ариэле, пусть не обижаются, потеряв заработки в Париже и Лондоне.

ДРУГОЙ ВАЖНЫЙ момент – налаживание связей между группами протеста и израильской общественностью.

Сегодня большинство израильтян говорят, что они хотят мира и готовы заплатить за него необходимую цену, но, к сожалению, мира не хотят арабы. Лагерь мира, который в прошлом мог вывести на улицы сотни тысяч человек, сейчас находится в состоянии подавленности. Он ощущает себя изолированным. Некогда прочные связи с палестинцами, установленные во время Ясира Арафата после соглашений в Осло, сейчас ослабели. Как и связи с силами протеста за рубежом.

Если люди доброй воли хотят приблизить окончание оккупации, они должны поддержать миротворцев в Израиле. Им следует установить с ними тесные связи, прекратить замалчивание их деятельности СМИ во всем мире, предавать гласности их отважные действия, проводить всё больше и больше международных мероприятий, в которых примут совместное участие палестинские и израильские борцы за мир. Было бы неплохо, если бы на каждые десять миллиардеров, финансирующих крайне «правых» в Израиле, нашелся бы хоть один миллионер, поддерживающий акции сторонников мира.

Но это будет невозможно в случае призыва бойкотировать всех израильтян, независимо от их взглядов и действий, и если Израиль будут представлять как монолитное чудовище. Такая картина не только ошибочна, но и чрезвычайно вредна.

Многие из активистов, о которых говорится в отчете, вызывают уважение и восхищение. Столько доброй воли! Столько отваги! Сосредоточив свои усилия на верном направлении, они смогут сделать много нужного и полезного – и для палестинцев, и в не меньшей степени – для израильтян.