Вердикт вынесен

На модерации Отложенный

Когда наблюдаешь за оглашением приговора Ходорковскому, на ум приходит русское слово "naglost'", пишет обозреватель The Foreign Policy Юлия Иоффе. "В английском языке просто нет слова, которое лаконично выражало бы все оттенки значения "наглости" в русском", - добавляет она.

Так, когда оглашение приговора перенесли, никто не взял на себя труд известить адвокатов Ходорковского, пресс-секретарь суда заявила, что суд своих действий не объясняет. 27 декабря, перед чтением приговора судья не разрешил журналистам войти в зал суда, отключил трансляцию и выгнал жену и дочь Ходорковского.

"Когда же мы думали, будто naglost' достигла пика, суд - и в более широком смысле российское правительство - продемонстрировал, что может зайти намного дальше. В октябре обвинение уменьшило объемы нефти, якобы похищенной Ходорковским, с 350 млн тонн до 218 млн, сославшись на нехватку доказательств и арифметическую ошибку. Но 29 декабря судья Данилкин выявил, что Ходорковский и Лебедев виновны в хищении 350 млн - вы не ошиблись - тонн нефти. Судья взял верх над обвинением, видимо, решив, что оно обвинило подсудимых в недостаточной мере", - пишет автор.

На второй день чтения приговора Данилкин оспорил показания Грефа и Христенко, которые неохотно свидетельствовали в пользу Ходорковского. Судья "напомнил всем о ключевой детали, которая, по его мнению, фатально компрометирует этих двух высокопоставленных чиновников: в суд их вызвала защита. А защита, не будем забывать, не воспринимается российской судебной системой серьезно, даже когда есть попытки имитировать честный суд", - пишет автор.

Сами обвинения совершенно абсурдны, отмечает Иоффе: "Ходорковскому только что вынесли приговор за кражу всей нефти, которую добыла его компания, между тем как в 2005 году ему вынесли приговор за неуплату налогов со всей нефти, которую добыла его компания".

Все вышеописанное касается не только дела Ходорковского: "налицо сильная и нарастающая надменная наглость, олицетворяемая не Кремлем, а истинным "хозяином дома", премьер-министром Путиным", - пишет автор, упоминая об утверждении проекта шоссе через Химкинский лес ("Друг Путина Аркадий Ротенберг просто вложил в этот проект слишком много денег", - утверждает автор), "Транснефти" и кардиологе Хренове. "Самый шокирующий пример этого наплевательского подхода - дело Сергея Магнитского", - полагает автор. По данным автора, Магнитский утверждал, что три сотрудника МВД похитили из казны 230 млн долларов. "В ноябре МВД наградило тех же сотрудников медалями за беспорочную службу", - говорится в статье.

"Вот что находится в центре имиджа Путина как сурового парня из народа, высказывающего свое мнение напрямик: он делает все по-своему, а когда его манеру действий оспаривают, он презрительно, нахально показывает миру и своим подданным гигантский наглый кукиш", - пишет автор. Многим это напоминает поведение уличных хулиганов или заключенных: "любой признак компромисса - слабость, а любое проявление слабости - начало обратного отсчета до твоей кончины".