Мир через 100 лет: почему нефть не кончится, а Земли хватит на всех
На модерации
Отложенный
Известный биолог и писатель Мэтт Ридли развеивает миф о том, что ресурсы мира исчерпаемы
Известный биолог и писатель Мэтт Ридли в Wall Street Journal утверждает, что исчерпаемость ресурсов Земли — это миф. Мы перевели его яркую колонку.
Сколько раз вы слышали, что человечество скоро подберется к пределу использования мировых ресурсов, что кончится нефть, что скоро атмосфера перестанет справляться с загрязнениями, а земля уже не сможет производить достаточно еды для растущего населения? Авторы этих заявлений исходят из того, что на Земле фиксированное количество всего — металлов, нефти, чистого воздуха, земли — и что мы истощаем эти запасы, потребляя их.
Однако человечество прорывалось сквозь эти пределы раз за разом. Как сказал однажды министр нефти Саудовской Аравии, каменный век закончился не из-за дефицита камня. Люди (и даже некоторые животные) умеют создавать новые возможности, делая свою среду обитания более продуктивной. Отличный пример — сельское хозяйство.
Экономисты не любят экологов: по их мнению, экологи почему-то мыслят статическими пределами, не думают о том, что когда стал иссякать китовый жир, была открыта нефть, когда урожаи перестали расти, появились удобрения, а когда изобрели оптоволокно, упал спрос на медь. Но и экологи считают, что экономисты поклоняются некой сверхъественной силе под названием «рынок», чтобы уклониться от вопроса о пределах роста. Самый простой способ вызвать овацию на конференции экологов — это озвучить грубую шутку про экономистов.
Я был и тем, и другим. Я изучал экологию в академической среде около семи лет, а затем восемь лет работал в журнале Economist. Когда я был экологом, я очень много думал о пределах роста. Сегодня я склоняюсь к мысли, что пределов нет, потому что мы можем изобрести новые способы делать больше с меньшими затратами.
Удивительно, что недавний прогноз межправительственной группы по изменению климата (что к 2100 году температура поднимется на 3,7-4,8 градусов по сравнению с доиндустриальным уровнем) основан на таких предпосылках: отсутствие значительных технологических перемен, прекращение долгосрочного падения темпов роста населения, утроение дохода на душу населения и отсутствие больших изменений по части энергоэффективности экономики. То есть это мир вроде нынешнего, но в котором люди жгут гораздо больше нефти и угля, что приводит к усилению выбросов. Большинство экономистов, однако, ожидают к 2100 году 5-10-кратного роста доходов, огромных технологических перемен и прекращение роста населения: это не так уж много людей, нуждающихся в гораздо меньшем количестве углеводородов.
В 1679 году Антони ван Левенгук, великий голландский натуралист, вычислил, что планета может выдержать население в 13,4 млрд, которого, как считают большинство демографов, никогда и не будет. С тех пор оценки менялись в диапазоне от 1 до 100 млрд, и договориться не получается.
Экономисты говорят, что мы постоянно повышаем производительность каждого гектара земли за счет удобрений, механизации, ирригации и пестицидов. Дальнейшие инновации еще больше поднимут потолок. За последние 50 лет площадь земли, требующейся для выращивания определенного количества пищи, сократилась на 65%.
Экологи возражают, что эти инновации основаны на невозобновляемых ресурсах вроде нефти и газа, а возобновимые используются быстрее, чем их можно восстановить. Так что нынешние показатели не удастся не то что улучшить, но даже и сохранить.
Экономисты парируют, что на огромных территориях (особенно в Африке) еще только предстоит использовать удобрения и современные сельскохозяйственные методики, а значит, нет оснований думать, что в целом по миру производительность земель снизится. Наоборот, даже при достаточно быстром росте населения и доходов (а значит, и росте спроса на мясо и другую роскошь) в 2050 году нам понадобится меньше сельскохозяйственных земель, чем в 2000 (если мы только не будем производить на них биотопливо).
Возьмем воду, которая ограничивает производство пищи во многих странах. В 2000 году мир использовал вдвое меньше воды, чем полагали возможным эксперты в 1960-х. Почему? Благодаря новым ирригационным техникам, которые привели к большой экономии воды. Некоторые страны вроде Израиля сократили использование воды для орошения. А если прибавить к этому методики опреснения морской воды с помощью солнечной энергии, то крайне маловероятно, что уровень запасов свежей воды ограничит рост человечества.
Бестселлер «Пределы роста», опубликованный Римским клубом в 1972 году, предсказывал, что мы упремся во всевозможные потолки, столкнемся с дефицитом разного рода металлов, топлива, минералов и пространства. Почему этого не произошло? Помогли технологии: новые методики разработки сырья, более экономное его использование, замена более дешевыми материалами. Сегодня мы используем на компьютерных платах в 100 раз более тонкий слой позолоты, чем 40 лет назад. Содержание стали в машинах и зданиях продолжает падать.
Еще 10 лет назад можно было считать, что природный газ кончится через несколько десятилетий, вслед за ним кончится и нефть, а в результате сельскохозяйственное производство рухнет. Тогда перед миром встала бы дилемма: или вырубать оставшиеся леса для сельского хозяйства, или голодать.
Но благодаря технологии гидроразрывов и сланцевой революции конец нефти и газа отсрочен. Когда-нибудь они и вправду кончатся, но лишь в том смысле, в каком кончится Атлантический океан, когда вы решите его пересечь на байдарке. Вы, скорее всего, остановитесь и повернете назад задолго до того, как увидите американские берега. Так и мы, скорее всего, успеем найти для нефти и газа дешевые заменители.
Экономист Тим Ворсталл приводит пример теллура — главного ингредиента некоторых видов солнечных панелей. Это один из редчайших элементов на Земле. Быстро ли он кончится? По оценке Ворсталла, его запасы — 120 млн тонн, этого хватит на миллион лет. Теллур также содержится в отходах переработки медной руды, а когда-нибудь его можно будет добывать и из старых солнечных панелей, отслуживших свое.
Многие экологи до сих пор считают, что чем больше на Земле людей, тем больше они наносят планете ущерба. Но в последние 40 лет все было не так. Более высокие доходы и новые технологии позволили снизить человеческое влияние на планету. Более богатые люди не добывают себе дрова и пищу в лесу — они пользуются электричеством и птицефермами, а и то, и другое требует гораздо меньше земли.
Отчасти проблема в том, что слово «потребление» для экологов и экономистов означает разные вещи. Экологи говорят об «использовании ресурса», экономисты же о «покупке товаров и услуг». Но в каком смысле используются вода или теллур, когда продукты, изготовленные с их помощью, кто-то покупает? Они по-прежнему остаются в этих продуктах или в окружающей среде. Вода возвращается в природу и может быть использована заново. Теллур остается в солнечных панелях, которые можно переработать.
Возьмем расчеты Global Footprint Network— калифорнийского исследовательского института, который поддерживают больше 70 международных экологических организаций. В них предполагается, что ископаемое топливо, которое сжигают в погоне за более высокими урожаями, в будущем должно компенсироваться высадкой новых деревьев в масштабах, достаточных, чтобы изъять из атмосферы излишки углекислого газа. Есть также популярные расчеты, что 54% той сельскохозяйственной земли, в которой мы нуждаемся, следует использовать для поглощения углекислоты.
Но что, если посадка деревьев — не единственный способ борьбы с излишками углекислого газа? Или если деревья будут расти быстрее с помощью современной ирригации и удобрений, так что их понадобится меньше? Или если мы снизим эмиссии, как США недавно, заменяя на электростанциях газ углем? Или если мы смиримся с некоторым увеличением эмиссий при высоком росте урожаев? Любое из этих решений может во многом списать тот долг, который у нас остается перед планетой.
Некоторые экологи доказывают, что мы используем больше половины всей зелени на планете. Хельмут Хаберль, австрийский исследователь, не согласен: во-первых, эта величина значительно меньше (14,2% съедаем мы сами и наши животные, еще 9,6% не дают вырасти наши дома и фермы). Во-вторых, чаще всего экономический рост происходит без резкого увеличения используемой биомассы, и по мере индустриализации человеческое потребление того, что растет само по себе, сокращается. Наконец, человеческая деятельность даже увеличивает производство растительности в природе. Удобрения с полей попадают в леса и реки. В районах вроде дельты Нила дикая природа стала более продуктивна, чем до человеческого вмешательства.
Я мечтаю о том, чтобы два племени, экономисты и экологи, собрались когда-нибудь вместе. Я бы поставил перед ними один простой вопрос и запретил бы выходить из зала, пока они не дадут ответ: «Как инновации могут улучшить окружающую среду?»
Комментарии
опаслива, как бьющиеся яйца;
преследованья сладостная мания
от мании величия питается.
(с)
Кстати, кто из вас знает автора "Пределы роста" ???
А насчёт запасов нефти - тут есть разные мнения, но даже если её запасы закончатся - то и слава Богу. Меньше загрязнения атмосферы, а компактные источники энергии можно найти и другие.
Не будут тормозить научно-технический прогресс - найдутся источники.
"В Красноярске успешно апробировано получение синтетической нефти из смеси 50% угля с водой под высоким давлением с кавитационной механической и электромагнитной обработкой.
При этом вместо чистой воды можно использовать сточные и замазученные воды.
Технология позволяет производить полную переработку угля (как бурого, так и каменного)
включающую в себя получение водно-угольной суспензии с дальнейшей ее переработкой в
синтетическую нефть."... "В комплексе «Potram-уголь», разработанном в конструкторским бюро Шаха ... выход дизельного топлива от объема сырья 50%, рентабельность 400%."
А уж угля в России, ну просто завались )))
Так что в энергетическом плане Россия не только самодостаточна, но и как донор на тысячи лет.
Нет, конечно Россия занимается и "альтернативной" энергетикой. Например в России изобретены т.н. "лунные" батареи, ну это как бы "солнечные" батареи, только с КПД гораздо выше (достаточно "ночного" света), чем у бата...
Но меня по-прежнему смущает идея сжигания органики - прямое, либо после каких-либо манипуляций с топливом. И экономическая "рентабельность" здесь играет, в общем-то, негативную роль.
...Памятуя замечание Д.И. Менделеева о нефти и ассигнациях, это можно сравнить с позицией "топить будем деньгами, поскольку их много". Или напомнить, пардон, выпендрёж каких-нибудь нуворишей, прикуривающих сигару от банкноты.
И ещё. Да, прямое преобразование энергии солнечного света в наиболее удобную форму - в электрическую - заманчиво. Но следует помнить и об "экологической цене" любой технологии.
В данном случае - стоит напомнить об объёмах технологических отходов при производстве сверхчистых материалов, из которых производятся фотоэлектрические преобразователи. И тогда все экологические "выгоды" от такого преобразования могут сильно уменьшиться, если даже не превратятся в издержки.
Ну, так мы свалимся в конспирологию такого высокого градуса, что и "менделеевка" покажется лёгкой "шипучкой"...
Короче - не верю...
А вот про возобновляемость углеводородов говорят всё больше и больше, хотя теорию неорганического происхождения нефти приписывают ещё самому Менделееву. Есть примеры, когда выработанные и обводнённые месторождения оказывались вновь заполнены чистой нефтью, теоретический пик добычи нефти пройден и объёмы добычи должны были снижаться, а они только растут, нефть обнаружена в таких пластах и глубинах земной коры, куда отмирающая органика даже теоретически не могла попасть.
Но это не меняет сути проблемы. Впереди - действительно, "интересные" времена...
Но и возобновляемость углеводородов мало, чем может помочь, потому что темпы этих процессов несравнимы.
А вот вклад углеводородной энергетики в изменение состава атмосферы - это серьёзно. И пускай этот вклад пока ещё пренебрежим, по сравнению с природными факторами, - тенденцию нельзя игнорировать.
И, повторяю, тепловое загрязнение экосферы не менее грозная проблема. Пусть пока о ней и не задумываются.
Так что это не проблема.
2. Нефть как энергоноситель уже почти не актуальна.
Так что и этот вопрос снят.
И всё съедаем?
2. Это КНДР... рассказать ОТЧЕГО там голод?
2. 11% в мире голодают, все северные корейцы?
абясняю НА ПАЛЬЦАХ - ты ешь капусту, Абрамович ест мясо...
УСРЕДНЕНО вы оба едите голубцы.
ты, малец, дальше Задрыщинска бывал то?
Постарайся понять прочитанное..))
другой давно бы уже без штанов бегал с таким бизнесом, а тебе смотрю и на интернет хватает.
пы. сы. я слышал треть жратвы в мире выбрасывается на свалку, не там ли зарыты корни твоего успеха?
да, меня троллить - сперва к Гудвину, за мозгами.
А сжигать нефть и нефтепродукты ради получения дополнительной энергии - это даже хуже, чем топить печи ассигнациями, как заметил Д.И. Менделеев. Это именно экологическое преступление. Намного более масштабное, чем перекрытие какого-нибудь ирригационного канала.
Энергии на Земле - избыток. Проблема лишь в её разумном использовании.
постоянно деньги кончаются..
Это конечно очень оригинально, про сельское хозяйство, но видимо такие мечты у саудов, в отличие от запада. Для саудов хорошо было бы развить сельское хозяйство на песке, причём мирового уровня. Для запада этот вопрос висит в воздухе.
Я уже говорил раньше, углеводороды - это не просто природный ресурс, это движитель эволюции. Не забывая ещё и про ядерные технологии. Никакая электризация технолог. процессов, как альтернатива, углеводороды не заменит. Никакие ветряки, солнечные батареи в пустыне, электромобили, кукурузное топливо, и прочая чухня на пустую голову, даже метан не заменит углеводороды и то, что с ним связано. По-моему это должно быть понятным.
Нефть - это "масло" Земли. Это не ветряки, не солнечные батареи, это масло Земли. Вы любите бутерброд с маслом? Попробуйте намазать электроэнергию на хлеб. Министр нефти прав :)))