"Как сложно быть красивым". Во Франции сделана новая попытка объяснить феномен Делона
Биографическая фреска Жан-Марка Паризи "Как сложно быть красивым. Делон — глаза в глаза" (Un problème avec la beauté. Delon dans les yeux. Fayard) обещает стать бестселлером французской книжной осени — 2018. Французы всегда стремились понять своего загадочного киногероя, не знающего себе равных. К портрету звезды кинематографа биограф предложил новые штрихи.
Мир, впрочем, мог бы никогда и не узнать, какой замечательный актер Ален Делон. Строптивый норов едва не стоил ему карьеры. Причем в самом ее начале. В 1959 году, рассказывает Паризи, постановщик легендарной ленты "Война на рельсах" (La Bataille du rail, 1946) Рене Клеман подбирал актеров для фильма "На ярком солнце" (Plein soleil). В этой экранизации романа Патриции Хайсмит "Талантливый мистер Рипли" Делон должен был играть жертву — яхтсмена, сына миллиардера, прожигателя жизни Дики Гринлифа.
Удар гиком
Сниматься у Клемана — огромная честь для 23-летнего актера, делающего, по сути, первые шаги в профессии. Но Делон прочел сценарий и отверг роль. Он хотел играть только Тома Рипли — преступника, убийцу, стремящегося занять место под солнцем.
Продюсеры собрались у режиссера, чтобы убедить актера. Делона уговаривали, но он стоял на своем: ему больше подходит образ отрицательного героя картины — ненавистника богачей, врага закона.
© Keystone/Getty Images
Кадр из фильма "На ярком солнце"
В жаркий момент спора, когда казалось, что за строптивость новичок неминуемо будет изгнан, раздался спокойный голос с русским акцентом: "Рене, милый, а малыш-то прав!" Так подвела итог творческого совещания художник по костюмам Белла Клеман, не привыкшая в спорах с мужем повторять дважды. В итоге "малышу" досталась заветная роль.
Испытания, правда, не кончились. Во время съемок на яхте Делон получил мощный удар гиком — креплением мачты — по голове. Это произошло в тот момент, когда по сценарию он должен был сбросить Дики в море. Роль Гринлифа сыграл Морис Роне, картина положила начало их дружбе.
Краеугольный камень
Съемки у Клемана — школа мастерства. Настоящим шедевром стала сцена, где его герой подделывает подпись. "Взгляд — вот самое важное, — учил мэтр. — Все должно отражаться в глазах".
Во взгляде Делона ярость внезапно сменялась деликатностью. "Малыш" усвоил уроки. "Он говорит лучше всего, когда молчит", — отметит позднее в своих дневниках член Французской академии и нобелевский лауреат Франсуа Мориак.
© Fotos International/Getty Images
Кадр из фильма "На ярком солнце"
По мнению Паризи, "На ярком солнце" стал первым камнем в основании монумента Делону и его неповторимому стилю. За плечами Делона не было артистических школ. Детство звезды прошло в тюрьме, точнее — в ее дворе. Родители — владелец провинциального кинотеатра Фабьен и помощница фармацевта Эдит — расстались, когда сыну не было и пяти лет. Они пристроили его в семью, глава которой служил тюремным стражником.
В школе Ален не обременял себя учебой, мечтая о путешествиях. В пятнадцать он был учеником мясника, но в семнадцать стал моряком. Правда, из-за строптивого характера скоро очутился в дисциплинарном батальоне — в Индокитае. После службы в Сайгоне ему захотелось счастья — как в кино.
Как замечает Паризи, Делон-актер родился дважды: в ленте Клемана и в своей следующей работе — картине Лукино Висконти "Рокко и его братья" (Rocco e i suoi fratelli, 1961), где он играл роль боксера.
Аристократ по рождению, Висконти был перфекционистом во всем и на съемках бывал жестким. Делону это скорее нравилось. "Мне нужно, чтобы меня держали в руках", — признавался он. Чтобы вжиться в образ Рокко, он боксировал несколько часов в день, бросил курить и перестал выпивать.
© Sunset Boulevard/Corbis via Getty Images
С Анни Жирардо в фильме "Рокко и его братья"
К тому времени в его жизни появилась Роми Шнайдер, очаровательная фея австрийского кино. Специально для актерского дуэта Висконти поставил в "Театр де Пари" пьесу Джона Форда "Нельзя ее распутницей назвать". Для Делона театр был вызовом. Естественность, спонтанность, инстинкт — все то, что так ценилось в кинематографе, здесь отнюдь не жаловали, требуя дисциплины. Висконти учил его двигаться, ставить голос, постигать "колдовство слов", присущее театру. Постановка выдержала более сотни представлений, и ему пришлось даже отказаться от роли в блокбастере "Лоуренс Аравийский".
В начале знакомства, когда они встретились на съемочной площадке во франко-итальянском фильме "Кристина" (Christine, 1958), звездой, безусловно, являлась Роми. Теперь же они поменялись местами. Но возлюбленная не ревновала к успеху: она считала его великолепным.
Колесо Фортуны
В одной из новелл фильма "Знаменитые любовные истории" (Les Amours célèbres, 1961) его партнершей была Брижит Бардо. Ей показалось, что в сценах любви Делон смотрел не на нее, а куда-то вдаль, чтобы камера лучше фиксировала синеву его собственных глаз.
В двадцать шесть он снова встретился с Лукино Висконти на съемках исторической эпопеи "Леопард" (Le Guépard, 1963). Сниматься у Висконти было огромным счастьем, признавался Делон. Фильм получил высшую награду Каннского фестиваля — "Золотую пальмовую ветвь".
Чтобы встретиться с великим Жаном Габеном, он постарался попасть на съемки фильма "Мелодия из подвала" (Mélodie en sous-sol, 1963). Американские прокатчики отвергли названные им финансовые условия. У них был Габен, а без Делона они могли обойтись. Тогда он предложил обменять свой гонорар на права на распространение картины в Японии, Бразилии и Советском Союзе.
© Sunset Boulevard/Corbis via Getty Images
С Роми Шнайдер в фильме "Бассейн"
По словам Роми, на протяжении их романа Делон писал ей только короткие записки. Самым длинным было прощальное письмо — в полтора десятка страниц. Вернувшись в Париж со съемок в 1963 году, она нашла в пустой квартире огромный букет роз. Делон уехал в Мексику вместе с новой спутницей — Натали Бартелеми.
Шнайдер не станет в 1982 году. Но прежде судьба подарит им новую встречу — на съемочной площадке. Делон настоял, чтобы его партнершей в драме "Бассейн" (La Piscine, 1969) была Роми. Сыграл в картине и Морис Роне.
Герой на все времена
Съемки на Лазурном Берегу шли летом и осенью 1968 года. Портрет Делона, который сделал в те дни фотограф Жан-Мари Перье, парфюмерная компания "Кристиан Диор" и поныне использует в своей рекламе. Фильм, вошедший в четверку лучших французских кинолент 1969 года, дал новый старт карьере Шнайдер.
Единственной, кому Делон никогда не изменял, была Десятая муза. В кино он был готов заниматься всем и попробовал свои силы в качестве продюсера. При этом с людьми кино он сохранял дистанцию — точно так же, как писатели не жалуют коллег. "Лишь любовь к кинокамере примиряла его с ними", — считает Паризи.
Ставя свободу превыше всего, Делон не принадлежал ни к одной профессиональной ассоциации. Он входит в тройку самых кассовых актеров Франции — вместе с Жан-Полем Бельмондо. Спор за лидерство на актерском олимпе "родины кино" кумиры французов не прекращали на протяжении полувека. Это не мешало им сниматься вместе в картинах.
© Archive Photos/Getty Images
Кадр из фильма "Рожденный вором"
В 60-х Делон отправился покорять Америку. "Американцы нуждаются во мне, ведь у них под контролем 47% мирового кинорынка, а я могу принести им остальные 53", — считал он. Но его тандем с восходящей американской звездой Энн Маргрет в картине "Рожденный вором" (Once a Thief, 1965) не был особенно успешным в прокате. К тому же в Америке он тосковал по парижским улицам, кафе, багетам. Джазовый органист Джимми Смит понял его чувства и посвятил ему свой Delon's Blues.
Возвращение
Он вернулся на родину, чтобы участвовать во франко-американском фильме "Горит ли Париж?" (Paris brûle-t-il? 1966) об освобождении города в августе 1944 года. Делон играл героя Сопротивления генерала Жака Шабан-Дельмаса.
На приеме по случаю выхода картины он познакомился с премьер-министром Жоржем Помпиду. Через какое-то время оба окажутся задетыми скандалом. В 1968 году в Париже найдут убитым Стефана Марковича, называвшего себя секретарем Делона. Вслед за его гибелью станут появляться слухи, что Маркович шантажировал многих известных людей фотографиями, якобы сделанными на либертинских вечеринках. Распространялись и смонтированные снимки Клод Помпиду, супруги премьера. Это было попыткой подорвать шансы Жоржа Помпиду на избрание президентом Франции после ухода генерала де Голля.
И снова "Мотор!"
Мирей Дарк встретится с Делоном в конце 60-х, они окажутся попутчиками в самолете, летевшем из Франции в Испанию. Для нее все в Делоне было "слишком": его взгляд — слишком интенсивным, глаза — слишком голубыми. Для нее он был "слишком известным, слишком красивым, слишком талантливым, слишком счастливым, слишком испорченным жизнью".
В Париже он пригласил ее на премьеру спектакля Жана Ко "Выколотые глаза". Его щедрость на сцене разрушила барьеры. Она стала его спутницей на многие годы.
© ullstein bild/ullstein bild via Getty Images
С Мирей Дарк
Делон говорил, что отказался от роли Майкла Корлеоне в "Крестном отце" (The Godfather, 1972). После завершения в 1975 году съемок фильма "Полицейская история" (Flic Story), в котором он сыграл вместе с Жан-Луи Трентиньяном, он объявил, что прекращает работу в кино.
В тот год ему исполнилось сорок. К счастью, он передумал и продолжил сниматься в трех картинах ежегодно. Правда, больше прежние работы не смотрел: тяжело вспоминать ушедших друзей, стоявших по обе стороны кинокамеры.
Рано ушли из жизни Роми и Морис, а прошлой осенью парижане проводили в последний путь Мирей Дарк. По словам Брижит Бардо, "уходит целое поколение неповторимых звезд, которые озарили XX век".
Его картины собрали только во Франции 135 миллионов зрителей, а личное состояние оценивается в четверть миллиарда евро. Ему принадлежат сеть ресторанов, футбольный клуб, среди его брендов — эксклюзивная марка одежды и дорогой парфюм. В последние годы он расстался с частью своей коллекции живописи, дорогих вин. Редко бывает в Париже, чаще — в замке на Луаре, где, согласно легенде, останавливалась Жанна д'Арк. На территории замка он построил часовню, чтобы однажды упокоиться в своих владениях.
Режиссер Патрис Леконт давно объявил, что планирует новый фильм с Делоном. Его партнершей станет Жюльет Бинош. "Это будет сумеречная картина и светлая, — говорит Леконт. — Но я не загадываю, пока не прозвучит слово "Мотор!".
Делону всегда было достаточно одного-двух дублей. Мгновения между словами "Мотор!" и "Снято!" возмещали ему все издержки профессии.
Комментарии
Комментарий удален модератором