"Союз нерушимый"

 Государственный Гимн СССР«Союз нерушимый» был впервые исполнен в ночь на 1 января 1944 г. по всесоюзному радио и в этом же месяце официально утвержден в качестве гимна СССР. 

С приходом к власти большевиков в октябре 1917 г. первым Советским гимном был партийный гимн «Интернационал». Для многих людей старшего поколения этот гимн был идеалом... Но если с нынешней временной дистанции непредвзято проанализировать это произведение французских авторов, ставшее российским гимном, прежде всего бросается в глаза агрессивный характер текста и отсутствие в нем позитивной программы. 

Мрачный манифест Э. Потье был полон угроз, призывов к насилию, захвату и присвоению чужого достояния. Формально это прикрывалось ссылками на существующую несправедливость, на «мир насилья», «паразитов» и т. д. Теперь мы знаем, к чему привела практика приклеивания негативных ярлыков к отдельным людям и целым сословиям в Советский период, когда миллионы людей погибли из-за неоправданного шельмования.

Но особенно опасно было декларируемое в тексте намерение Э. Потье бороться со «злом» с помощью зла. «Весь мир насилья мы разрушим до основанья», «Чтоб свергнуть гнет рукой умелой, Отвоевать свое добро», «Мы... владеть землей имеем право, Но паразиты — никогда!». Эти слова не случайно напоминали жаргон погромщиков

Текст Э. Потье был отмечен прежде всего богоборческой направленностью. «Никто не даст нам избавленья — ни Бог, ни царь и ни герой». И это в сочетании со знаменитой преамбулой, имевшей характер скрытого призыва к сатанизму: «Вставай, проклятьем заклейменный».

Гимн большевиков содержал ряд туманных, бездоказательных утверждений, типа: «С Интернационалом воспрянет род людской» или: «Кто был ничем, тот станет всем» и др. (Как может ничто стать всем?).

Но это было мнимое противоречие. Несоответствие между характером текста и музыкой «Интернационала» отразило двойственность и лукавство самой эпохи революции и социализма, когда декларации и реальность отличались друг от друга. И прежде всего тем, что декларируемой гуманистической направленности устремлений («Все во имя человека, мы построим рай на земле!») противоречили постоянные поиски все новых «классовых врагов», выливавшиеся в планомерное истребление мыслящих людей.

Кстати, скрытый призыв к избиению несогласных запечатлелся в «Интернационале».

Напомним текст в конце последнего куплета: «И если гром великий грянет  Над сворой псов и палачей, Для нас все так же солнце станет  Сиять огнем своих лучей».

 В 1943 г. во время Великой Отечественной войны советское руководство в лице И. Сталина решило создать новый гимн СССР. Так появился «Союз нерушимый», написанный композитором А.В. Александровым на слова С. Михалкова и Г. Эль-Регистана. Его мелодия была взята из «Гимна партии большевиков», сочиненного А. Александровым в 1939 г.

По сравнению с разрушительным характером слов «Интернационала» в тексте гимна появилась более или менее позитивная концепция. Если сравнить текст гимна от первоначального варианта к последующим, видна тенденция к замене славословий в адрес Ленина — Сталина более взвешенным осмыслением концепции Советского Союза как Социалистической Империи с перспективой развития — победой коммунизма под руководством партии большевиков.

Но и в одном из последних вариантов (1976 г.), несмотря на хорошие стихи, бросается в глаза недоказательность утверждений, положенных в основу текста: «Союз нерушимый республик свободных» или: «В победе бессмертных идей коммунизма мы видим грядущее нашей страны». История показала, что эти тезисы представляли собой голословные утверждения. «Союз нерушимый» разрушился. А победа коммунизма оказалась просто красивой сказкой, мифом.

Тем не менее в 1944 г. Советская Россия обрела свой государственный гимн. «Союз нерушимый» исполнялся в этом качестве на всех официальных церемониях почти 50 лет. По радио его звуками начинался и заканчивался каждый день. С ним под бой курантов встречали Новый год. Он звучал на официальных церемониях встреч и проводов иностранных гостей. Под торжественную музыку А. Александрова советские спортсмены получали свои награды. Гимн исполняли на праздничных парадах в сопровождении орудийных залпов. 

Его популярность оказалась настолько велика, что случилось небывалое в истории России. После развала СССР на рубеже 80-90-х гг. и радикального политического переустройства страны гимн А. Александрова, перешагнув через целую эпоху, вновь стал официальным гимном возрожденной России. 

Духовная составляющая в сочетании с русским национальным характером гимна, по-видимому, и явилась той скрытой причиной, по которой он получил «второе дыхание» после развала СССР и десятилетнего перерыва.