Кому молился Сталин в годы войны

На модерации Отложенный

 

 «В чем Я найду вас, в том и буду судить» (Dialogus cum Tryphono iudaeo. XXXVII)
«Я каждое утро встаю и молюсь Богу, чтобы Сталин был жив и здоров. Только Сталин может спасти мир... Что бы не говорили о Сталине, таких история и народ не забывают» (У. Черчилль)


18 декабря 2010 г. на радиостанции «Свобода» к годовщине рождения И.В. Сталина была приурочена передача, одним из участников которой стал заместитель директора Института российской истории РАН доктор исторических наук Владимир Михайлович Лавров, который в начале 1990-х гг. был участником движения «ДемРоссия» и на выборах голосовал за Б.Н. Ельцина. Будучи руководителем Центра истории религии и Церкви ИРИ РАН, В.М. Лавров особо подчеркнул в этой передаче, что имеет «духовное образование». И вот с высот этого, так сказать, «образования» он решил развить на радио линию вл. Илариона (Алфеева), который без конца поносит Сталина «духовным уродом»: http://expertmus.livejournal.com/39415.html Видимо, вспомнив приписываемое Сталину изречение о «Фаусте» Гёте, Владимир Лавров вошел в раж и договорился до того, что обвинил самого Сталина в сделке с нечистым: «Сталина подпитывали темные силы… Он молился дьяволу во время войны… Если хотим жить, надо отказаться от Сталина… Гитлер и Сталин молились дьяволу. Я это точно знаюЭто порождение дьявола…. Мы не являемся никакими продолжателями и правопреемниками СССР. От СССР надо тоже отказаться. На свалку такую историю…»:http://www.svobodanews.ru/audio/broadcastprogram/250701.html

 

 

К сожалению, услышать от профессионального историка какие-либо ссылки в качестве обоснования его «точных» утверждений было нереально:-) Поэтому приходится обратиться к ФАКТАМ и СВИДЕТЕЛЬСТВАМ ОЧЕВИДЦЕВ для верификации «версии В.М. Лаврова». Тем более что Владимир Лавров наверняка знаком с некоторыми из них. Ведь широко известно, например, о том, как Сталин, подбирая библиотеку для ближней дачи накануне войны, приписал для сведения исполнителей: «Прошу, чтобы не было никакой атеистической макулатуры!». Точно также достоверно известно, что Сталиндействительно имевший духовное образование, временами любил цитировать Библию, которую хорошо знал. Более того, в целом ряде докладов бывшего инструктора ЦК КПСС Э. И. Лисавцева, курировавшего в 1960-1980-е гг. религиозные вопросы в СССР, были указаны факты сворачивания с началом войны антирелигиозной пропаганды в СССР, в т.ч. первая краткая встреча Сталина с митрополитом Сергием уже в июле 1941 г., которой, как утверждается, оба остались довольны (Доклад религиоведа Э. И. Лисавцева (Институт научного атеизма) на конференции в Петербурге памяти о. Александра Шмемана в мае 1993 г.;  его же доклад «Исторический путь Православия в России после 1917 г.» на конференции Петербургского отдела общества «Мемориал» в РГИА 2.6.1993 г. // Поспеловский Д. В. Православная Церковь в истории Руси, России и СССР. М., 1996. С. 297-298; История Русской Православной Церкви. От восстановления Патриаршества до наших дней. Т. I. 1917-1970. СПб., 1997. С. 319-320). По устному свидетельству Анатолия Васильевича Ведерникова, секретаря Патриарха Алексия I, в сентябре 1941 г. Сталин распорядился запереть митр. Сергия (Страгородского) вместе с келейником в Успенском соборе Кремля, чтобы он 3 дня молился пред чудотворной Владимирской иконой Божией Матери: http://expertmus.livejournal.com/53393.html 

Глава 
безбожников Губельман-Ярославский с началом войны получил, через А. Н. Поскребышева, рекомендацию Сталина отметить патриотическую позицию Церкви, и к октябрю 1941 г. прекратился выход всех специальных антирелигиозных изданий, а созданный Ем. Ярославским Центральный музей истории и атеизма оказался фактически выброшенным на улицу (Алексеев В.А. «Штурм небес» отменяется. Критические очерки по истории борьбы с религией в СССР. М. 1992. С. 184). Осенью 1941 г. прекратились и аресты священнослужителей. Местоблюстителю Сергию (Страгородскому), митрополитам Алексию (Симанскому) и Николаю (Ярушевичу) не препятствовали распространять их патриотические воззвания к пастве. В чин Божественной Литургии были введены специальные молитвы о даровании победы нашему воинству и избавлении томящихся во вражеской неволе, а также служился особый молебен «В нашествии супостатов, певаемый в Отечественную войну». В октябре 1941 г. Сталин приезжал в Царицыно к св. прав. блж. старице Матроне (Никоновой), которая ему сказала: «Красный петух победит. Победа будет за тобой. Из начальства один ты не выедешь из Москвы» (Сказание о житии блаженной старицы Матроны. Сост. З. В. Жданова. Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь. 1994. С. 26-27). По воспоминаниям монахини Сергии (Клименко), «в 1941 г., когда немцы были уже в Химках, из Москвы хотели вывозить мощи святого благоверного Князя Даниила (Мощи преподобного Сергия Радонежского были уже вывезены историко-археологическим обществом для сохранения). В ночь на 23 ноября по ст.ст. Князь Даниил Московский сам явился Сталину (при Сталине ночью Кремль был освещен и все работали) и сказал: «Я хозяин Москвы, не трогайте меня, а то вам плохо будет». [...] О том, что Сталин видел Князя Даниила, рассказал мне архим. Иеремия (Лебедев, 1885 –1.3.1953), казначей Патриарха Алексия, когда я после войны приехала в Москву» (Монахиня Сергия (Клименко). "Минувшее развертывает свиток...". М. Издательство Московской Патриархии; "Благо", 1998. С. 118-119). Наконец, есть известие, что зимой 1941 г. «изрядно смутившийся Сталин [...] призвал к себе в Кремль духовенство для молебна о даровании победы; тогда же, продолжает легенда, чудотворная Тихвинская икона Богоматери из Тихвинской в Алексеевском церкви была на самолете обнесена кругом Москвы и Москву от врага спасла. А 9 декабря после первого успешного контрнаступления, предшествовавшего московскому, был освобожден г. Тихвин» (Паламарчук П.Г. Сорок сороков. Т. 1. М. 1992. С. 16).


 

Для справки: Фельдмаршал Б.П.Шереметев был спасен от пули образком Тихвинской иконы во время Полтавского боя. Он основал в своем имении Борисовский Тихвинский женский монастырь, а его потомки поколение за поколением дарили иконе в Тихвине богатые подарки. Тихвинскую икону Божией Матери почитали все российские императоры и императрицы. По их повелению, с чудотворного образа снимали списки. В 1812 г. с иконы был сделан великолепный список, который называется «Тихвинская-Ополченная». С этим списком чудотворного образа русские воины шли в битву и одолевали французов. «Тихвинская дружина ополчения в 1812 году, сентября в 14 день исходя на брань против Галлов и сообщников их двадесяти язык, вторгшихся в Отечество наше, в самыя недра России, получила от чудотворныя Тихвинския Пресвятыя Богородицы иконы, по отпении Ей молебна, чрез Тихвинскаго Архимандрита Самуила, в благословение сию Богоматери икону, которую воины сии во всех достохвалъных против неприятеля подвигах имея предшественницею удобно врагов поборали и прогоняли, так что ни один из членов дворянства во многократных битвах не пал: ни от ядер и пуль, ни от смертоносных болезней». В знаменитой битве при реке Березине 16 ноября 1812 г., «промыслом Богоматери, мужественным воинам дружины Тихвинской предоставлено было» спасти серебряную ризу, снятую в Москве с чудотворного образа Тихвинской Богоматери. «Сии воины, окончив компанию, возвратились с предшественницею своею, иконою Богоматери, со славою в град сей, быв встречены вне града с крестами, духовенством и гражданами, в 1814 году июня в 22 день, и с благодарными чувствами пред чудотворною иконою Богоматери; тому же Архимандриту вручили данную им в благословение икону. А вместе с нею благоговейно посвятили и искупленное кровию их серебро и пожертвовали каждый по своей силе денег, всего 1800 рублей, на украшение иконы сей и на создание приличнаго памятника в память бывшаго ополчения». На иконе была сделана надпись: «Возлюбленные братия и соотечественники! Взирая на сие, помяните в молитвах подвизавшуюся дружину воинов за веру и Отечество и сохраните памятник сей до позднейших потомков к подражанию в напутствование самих себя на славу и защиту Отечества». «Тихвинская-Ополченная» икона находилась в Русской Армии и во время Крымской войны в 1855 - 1856 гг. «Доблестные защитники Отечества, подражая примеру дружины ополчения 1812 года, вместе с иконою Богоматери 27 июня 1856 года, чрез начальника дружины ополчения майора Певцова, принесли в дар монастырю 260 рублей серебром». 26 июня (9 июля) 1855 г., в праздник Тихвинской Богородицы, великий полководец Павел Степанович Нахимов за два дня до того, как получил смертельное ранение на Малаховом кургане, исповедовался и причастился перед этим образом и прошел с ним крестным ходом вокруг Владимирского собора в Севастополе. 



Как известно, в самом начале Великой Отечественной войны началось формирование дивизий народного ополчения по почину ленинградцев. В ночь на 2 июля 1941-го года ЦК ВКП(б) одобрил этот почин и предложил распространить его на другие города. 4 июля ГКО принял постановление «О добровольной мобилизации трудящихся Москвы и Московской области в дивизии народного ополчения». В ноябре 1941 г. прямо с парада 7 ноября на Красной площади многие ополченцы ушли в бой, когда враг стоял под самой Москвой (см. фото «Бронебойщики. С парада в бой» фотокорреспондента А.В. Устинова, на которой бойцы уходят на фронт с пулеметами Льюиса обр. 1915 г. на плече). По всей видимости, именно тогда и произошел облёт Москвы с чудотворной иконой Тихвинской Божией Матери, временно взятой по приказу Сталина из храма в Алексеевском. Так, до ноября 1941 г. на Волховском фронте, несмотря на отчаянное сопротивление советских войск, продвижение фашистов продолжалось, и лишь узкая полоска земли разделяла немецкие армии и финские. Если бы они 
замкнули кольцо на реке Свирь, тогда Ленинград был бы обречен. 10 ноября 1941 г. в ходе Тихвинской операции наша армия смогла продвинуться вперед на 100 - 120 км и отбросить противника за Волхов. Опасность того, что немецкая армия соединится с финской, миновала. 5 декабря 1941 г. состоялась знаменитая битва за Москву, и началось знаменитое наступление Красной Армии, вскоре освободившей Тихвин, - так, что не только непокоренную Гитлером Москву, но и «дорогу жизни» на Ладожском озере верующие связывают с Тихвинской иконой. 


В этой связи история храма Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском, откуда была взята, по преданию, Сталиным чудотворная икона, заслуживает отдельного упоминания. Тихвинская церковь в Алексеевском (см. илл.) была построена в 1673-1680 гг. (по другим данным, 1676-1682) в составе комплекса одного из путевых дворцов царя Алексея Михайловича, расположенных по дороге в Троице-Сергиев монастырь. 31 октября 1680 г., спустя 14 лет после смерти Алексея Михайловича, состоялось освящение церкви.

Из Кремля к ней отправился крестный ход с Патриархом и царем Феодором Алексеевичем, который подарил храму главную святыню - чудотворную Тихвинскую икону Божией Матери (см. илл.). Об этом имеется запись в журнале повседневных дел царя, в котором отмечались все его «выходы» за пределы дворца: «1680 года октября в 31 день Великий Государь изволил идти с иконою Пресвятые Богородицы Тихвинская ко освящению церкви в село Алексеевское… И Великий Государь был на освящении в церкви, а после освящения из села Алексеевского шел Великий Государь в Преображенское». Одна из отличительных особенностей храма - две небольшие двухэтажные молельни, устроенные в западных углах его интерьера. По преданию, в юго-западной молился царь (здесь сохранилась круглая изразцовая печь XVII в.), а в северо-западной - царица. Широкая двухсветная трапезная первоначально, видимо, была соединена переходом с царским дворцом, разобранным в XIX в. С запада к трапезной примыкает колокольня, построенная в 1824 г. из кирпича разобранной тогда же второй дворцовой церкви Алексия Человека Божия, известной с 1648 г. В память о первой церкви в Тихвинском храме по южной стороне хор спустя почти два столетия в 1890-х гг. был устроен придел во имя св. Алексия, Человека Божия. 4 ноября 1917 г. в Тихвинском храме был освящен придел во имя св. вмч. Трифона. А в 1922 г. в подклете храма была устроена церковь Воскресения Христова. После упразднения этого придела именно там, в подклете Тихвинского храма, до 1980 г. действовал свечной завод Патриархии, ныне находящийся в Софрино. В храме находится барочный иконостас середины XVIII в., в трапезной же иконостасы XIX в. Настенная живопись выполнена в 1836 г. Д. Скотти. 



После Великой Отечественной войны чудотворная Тихвинская икона как главная святыня храма была с почетом помещена в иконостасе справа от образа Спасителя (см. илл.). Раз в году, в престольный праздник, ее извлекают для торжественного богослужения и по обычаю, благоговейно обносят с крестным ходом вокруг храма. В церкви хранятся также святыни: «истинный образ и мера Святого Гроба Господня, что в святом граде Иерусалиме» в Трифоновском приделе, иконы Божьей Матери «Недреманное око» и «Прибавление ума». В церковной ограде расположено Алексеевское кладбище, где находится одна из самых почитаемых православными верующими могил в Москве - иеросхимонаха Иннокентия (Орешкина, 1870-1949). На ограде прикреплена табличка с цитатой из его заповедей пастве: «Умудряйтесь. Не скорбите прежде времени, предавайтесь воле Божьей и просите помощи у Господа». В свое время о. Иннокентия призрел знаменитый старец-затворник смоленской Зосимовой пустыни Алексий (Соловьев), который на Поместном соборе 1917 г. в храме Христа вытянул жребий на патриаршество митрополиту Тихону (Белавину). Рекомендуя как-то Иннокентия его будущим подначальным, старец писал: «Он хороший монах, смиренный, рассудительный и умеет себя держать в вашем круге». После революции о.Иннокентий подвергался всяческим гонениям, суду, аресту, высылке. Слава о. Иннокентия как мудрого, прозорливого пастыря и духовника выходила далеко за пределы Москвы.

Примечательно, что храм Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском чудом уцелел во время великой сталинской стройки в рекордные сроки - за 4 года - ВДНХ, когда II съезд колхозников-ударников в 1935 г. принял решение о строительстве, и под Всесоюзную сельскохозяйственную выставку (ВСХВ) отдали 136 га бывших угодий графа Шереметева. В разработке проекта участвовали лучшие архитекторы страны. Вячеслав Олтаржевский, подготовивший первый проект ВСХВ, спланировал её как космос на земле: в центре - как Солнце - гигантская статуя Ленина (в окончательном варианте её заменят на Сталина), вокруг - как девять планет - девять павильонов. А расходящиеся аллеи, если смотреть с высоты птичьего полёта, образовывали православный крест. Как видим, в этом «земном раю» нашлось место и для православной церкви, на которую ориентирована вершина «креста»... Интересно, что до сих пор никто не удосужился поинтересоваться столь уникальным замыслом Сталина, зато хулителей хоть отбавляй:-)

Когда в сентябре 2001 г., Святейший Патриарх Алексий II освятил на ВВЦ новую часовню Василия Великого, сооруженную по инициативе самих работников выставки - к 60-летию со дня ее основания, то она была приписана к Тихвинскому храму. Известно, что Патриарх Алексий с теплом относился к храму в честь Тихвинской иконы Божией Матери и регулярно совершал здесь, начиная с 1962 г., Божественные Литургии во время храмовых престольных праздников (см. илл.).  Как признался однажды наш Предстоятель, «меня всегда особенно привлекала намоленность стен Тихвинского храма. Замечательна была любовь к нему царя Алексия Михайловича, который совершал сюда паломничество и оставался даже ночевать в своей келье – так сильно чтил он своего Небесного покровителя». Да и страдальческая кончина Святейшего Патриарха Алексия пришлась на 5 декабря 2008 г., словно в напоминание паки и паки о чуде Тихвинской иконы при Сталине…


Днем 22 августа/4 сентября 1943 г. на ближней даче в Кунцево Сталин собрал совещание, в котором участвовали Г.М. Маленков и Л.П. Берия (Одинцов М.И.  Русские патриархи ХХ века. Судьбы Отечества и Церкви на страницах архивных документов. М., 1999. С. 283–291). На совещании, где было решено провести встречу Сталина со священноначалием Церкви, присутствовал полковник НКГБ Г.Г. Карпов, незадолго до этого откомандированный из штаба партизанских отрядов на Украине и назначенный начальником отдела по контролю за деятельностью религиозных организаций. Тут же из кабинета Сталина полковник Г.Г. Карпов позвонил митрополиту Сергию пригласить на встречу. Поздним вечером того же дня в Троицкие ворота Кремля въехал черный правительственный лимузин, в котором находились Местоблюститель Патриаршего Престола митр. Сергий (Страгородский), митр. Алексий (Симанский) и митр. Николай (Ярушевич). «В конце беседы митрополит [Сергий] был страшно утомлен [...] Сталин, взяв митрополита под руку, осторожно, как настоящий иподиакон, свел его по лестнице вниз и сказал на прощание следующую фразу: "Владыко! Это все, что я в настоящее время могу для Вас сделать”» (Левитин-Краснов А.Э. "Рук Твоих жар" (1941-1956). Тель-Авив, 1979. С. 107). В победном 1945-м вл. Вениамин (Федченков) от келейника к тому времени уже покойного Патриарха Сергия архим. Иоанна (Разумова) записал подробности той достопамятной встречи в Кремле: «митрополит Сергий, воротившись от И. В. Сталина, ходит в доме по комнате и - по обычаю - что-то про себя думает...Вдруг митрополит Сергий, полуголосом, говорит:
– Какой он добрый!.. Какой он добрый!..- Это он так думал и говорил о Сталине.
Я говорю о. Иоанну: “А вы не догадались спросить у Владыки: ‘Ведь он же неверующий’?”
– Спросил!
– И что же вам ответил митрополит Сергий?
– А знаешь, Иоанн, что я думаю: кто добрый, у того в душе живет Бог!
…Передаю точные слова митрополита Сергия. А он был умнейший человек. И слов напрасно не бросал. И не думаю также, что так мог бы выдумать о. Иоанн: этого не выдумаешь… Тогда стоит и нам задуматься… После я прочитал в третьем послании ап. Иоанна, “апостола любви”, следующие слова его: ”Кто делает добро, тот – от Бога; а делающий зло, не видел Бога!” Удивительно! Ведь это буквально совпадает со словами митрополита Сергия!..» (Митрополит Вениамин (Федченков). Записки-архиерея. Сост. С. В. Фомин. М. 2002. С. 346).

В нашем музейном блоге уже была информация о любви Сталина к церковному пению. Как вспоминал Молотов, «Мы все трое были певчими в церкви. И Сталин, и Ворошилов, и я. […] Сталин неплохо пел. […] Вот мы трое пели. “Да исправится молитва твоя…” - и так далее. Очень хорошая музыка, пение церковное… Церковные песни мы иногда пели. После обеда. Бывало, и белогвардейские пели. У Сталина был приятный голос…» (Чуев Ф. Сто сорок бесед с Молотовым: Из дневника Ф. Чуева; Послесловие С. Кулешова. М. 1991. С. 123, 270, 321). При Сталине даже на главной улице Москвы постоянно звучала из динамиков музыка Скрябина в исполнении Софроницкого, поэтому нет ничего удивительного, когда Сталин в 1943 г. был так потрясен услышанным по радио 23-м концертом Моцарта для фортепиано в исполнении Марии Юдиной, что тут же попросил запись этого произведения (см. видео). Согласно Дмитрию Шостаковичу, «такой пластинки еще не было, и поэтому запись сделали за одну ночь, а на следующий день отправили ее Сталину. Позже он послал Юдиной 20 000 рублей, на что та ответила: “Отныне я буду денно и нощно молиться за Вас и просить Господа простить Ваши тяжкие грехи перед народом и нацией. Господь милосерд, Он простит Вас. Что же касается денег, то я пожертвовала их приходу на реставрационные работы в храме”». Этим письмом, полагал Шостакович, Юдина подписала себе смертный приговор. Однако с ней ничего не произошло. Когда Сталин был убит сионистами, на его проигрывателе, подаренном Черчиллем, нашли именно эту пластинку. Шостакович как человек неверующий, видно, подумал, что Сталин расценил поступок Юдиной как юродство Христа ради, а юродивым на Руси разрешалось говорить Царям правду (Венгер А. Рим и Москва 1900-1950. С. 230-231. Со ссылкой на кн.: Chostakovich D. Temoignage. Paris, 1980. Р. 236-237). 

Это 
убийство Сталина предсказала в том же 1943 г. св. прав. блж. старица Матрона: «показывала в лицах, что происходит, и что произойдет. Как-то сказала: “Кто знает, может Господь и простит Сталина! Он сам пленник”. Я спросила: “У кого?” Она - “У Кагановича и всех тех!” Показывала, как Сталин перед смертью будет кричать: “Что вы, что вы!” А по одной стороне будет стоять Каганович, а по другой стороне сестра его. “Что хотите делать со мной?” А они наложат подушку на него» (Сказание о житии блаженной старицы Матроны. С. 113-114). В библиотеке архиеп. Сергия (Ларина, ум. 1967) хранился изданный в Белграде в 1941 г. 2-й том книги И.К. Сурского «Отец Иоанн Кронштадтский» с характерной надписью, сделанной на его полях рядом с напечатанным там известным пророчеством о. Алексея Мечева: «…Ныне …исполнилось пророчество прозорливого старца о. Алексия Мечева …что, когда придет время, – Бог пошлет нужных людей, которые спасут Россию.- Бог послал Иосифа Виссарионовича Сталина и его сподвижников, который закрыл …Союз безбожников и казнил его председателя… приказал открыть Православные храмы, учредил Комиссариат Православной Церкви… установил для всех днем отдыха Воскресенье; восстановил Патриаршество в полном блеске и сказал Патриарху… что он желает укрепления Православия…» (Патриарх Тихон и история Русской Церковной смуты. Сост. М. Е. Губонин. Кн. I. СПб., 1994. С. 426-427). По словам казначея Патриарха Алексия архим. Иеремии, на упреки за «служение панихиды по Сталину-безбожнику» Святейший, будучи за границей, ответил: «Я служил не за безбожника» (Монахиня Сергия (Клименко). «Минувшее развертывает свиток...» С. 119-120)…

Как подтверждает Артём Сергеев, воспитывавшийся в доме Сталина, Сталин оставался верующим человеком. Более того, по свидетельству внука Сталина А. Бурдонского, Сталин исповедывался. По воспоминаниям телохранителя Сталина Юрия Соловьёва, Сталин молился в церкви в Кремле, которая находилась по пути в кинозал. Сам Ю. Соловьев оставался вне церкви, но мог видеть Сталина через окно (Der Kreml, Im Herzen Russlands // NDR. Erik Friedler, Natalia Kasperovich, Alexej Pimanov). Как видим, по рассказам домочадцев, Сталин не демонстрировал публично свою религиозность в отличие от нынешних деятелей, которых в народе не случайно прозвали "подсвечниками":-)

Так кто же на самом деле отдал душу дьяволу – Сталин или его клеветники? И кого Господь застанет с Моцартом, а кого с неправедно нажитым богатством?