Понятие «иностранный агент» власть заимствовала, пока еще робко, из привычного ей прошлого

spy
Понятие «иностранный агент» власть заимствовала, пока еще робко, из привычного ей прошлого

История оператора Владимира Нильсена, который снимал "Веселых ребят", "Цирк", и которого забрали со съемок "Волги-Волги".

Нильсен был не просто гениальным оператором, он был настоящим революционером и реформатором в кино. Его знали и почитали во всем кинематографическом мире. Нильсен был фанатом своей профессии. И был готов делать свое кино уже как режиссер.

Его взяли в гостинице в Москве, прямо в разгар съемок Волги-Волги.

Пришли в "Метрополь" , где жил Нильсен с женой. «Мне показалось странным,—рассказывала жена,—что администратор гостиницы дважды справлялся по телефону после шести часов вечера, дома ли Владимир Семенович, скоро ли придет. Как только мы сели за стол, в коридоре раздались чьи-то торопливые шаги, и вдруг в наш номер 276 на втором этаже без стука вошли два человека в штатском. Один из них молча стал у двери, другой направил на Нильсена револьвер и с непонятной мне злобой крикнул: “Руки вверх! Вот ордер на арест!” Сохраняя полное самообладание, муж положил на стол нож и вилку, встал и тихо произнес: “Зачем руки вверх? У меня нет оружия”. Он надел шляпу, плащ и сказал мне на прощанье: “Не волнуйся... Через несколько дней вернусь, как раньше... Меня в НКВД помнят”.

Больше никаких сведений о его судьбе ни мать, ни жена, ни сестры не получали целых двенадцать лет.

От репрессированного оператора почти все друзья поспешили отказаться. «Э.Тиссэ ответил мне по телефону - вспоминала жена Нильсена, - что просит не считать его моим знакомым, а Г.Александров, узнав от меня об аресте мужа, был настолько перепуган, что сразу же потерял дар речи».

Нильсен осужден Военной коллегией Верховного суда СССР по статье «шпионаж» и 20 января 1938 расстрелян на Бутовском полигоне.( Бутово-Коммунарка). Ему было 32 года.

ИЗ ОБВИНИТЕЛЬНОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

«В середине 30-х годов Нильсен связался с немецким разведчиком, представителем фирмы Дека-Талем, которому на протяжении с 33-го по 36-й год передавал шпионские сведения о состоянии кинофотопромышленности.

В феврале 1936 года Нильсен принял задание совершить террористический акт против членов правительства СССР, для чего должен был перейти работать кинохроникером. Попасть первого мая на съемку парада на Красной Площади и совершить террористический акт...»

В июне 2017 имя Нильсена увековечено в проекте Последний адрес, табличка в его память установлена на доме в Палашевском переулке.

"Ожившая память"