Три мостика через Скалбу

Путешествие начинающих краеведов по селу Братовщина

(Пушкинский район Московской области)

 

— Может мы сегодня опять что-нибудь поисследуем? — спросил меня после завтрака старший сын.

   Не успела я сообразить, что же сегодня можно «поисследовать», как младший ребенок уже ехидно ответил брату:

— Так, наверное, нет больше у нас ничего интересного.

   Как это «нет ничего интересного»? Как это «везде были, всё видели и обо всём знаем»? Ну, покажу я вам!

Особняк на Пролетарской 

     Отправной точкой нашего путешествия я определила платформу «Правда», направление на Сергиев Посад. На мой рассказ о том, что сначала эта платформа была низенькая, деревянная и носила название Братовщина, мальчишки открыли рты от удивления. Признаюсь, не было повода рассказать им об этом раньше, хоть и бываем мы на станции почти каждый день. Сейчас эта информация пришлась к месту, ведь именно в древнее село Братовщина я собиралась сводить мальчишек.

     С платформы по узкой тропинке мы прошли на старейшую улицу Правдинского — Пролетарскую. Тут среди елей, сосен и берёз стоит неприметный особняк с интереснейшей историей. Ну как особняк. Сейчас такие дома мы называем деревянными бараками, а больше ста лет назад это был богатый дом с мезонином, белыми колоннами и ухоженным фруктовым садом. Предполагаю, что на лето сюда приезжала из Москвы какая-нибудь шумная купеческая семья. Для меня остаётся загадкой, почему именно в этом доме в апреле 1903 года прошло собрание революционного актива Московской партии, но факт остаётся фактом. При условии строжайшей конспирации коммунисты выбрали своего делегата на второй съезд РСДРП. Заочно избрали Николая Эрнестовича Баумана. Об этом свидетельствует мемориальная доска, которая была установлена в середине 80-х годов. 

 

Мемориальная доска на доме 15 по улице Пролетарской. 

     Мы обошли особняк со всех сторон. Старый дом, уже ничто не указывает на его былую зажиточность. Рассказала мальчишкам, что этот особняк находится под охраной государства, потому что признан объектом культурного наследия регионального значения. Сморщили носы скептически, покосились на дыру в стене. Спросили, от чего и как государство охраняет этот дом. Пока я думала, что ответить, на наши голоса из палисадника вышла приятная пожилая женщина. Мы рассказали, что занимаемся краеведением и обходим местные достопримечательности.

— К сожалению, сейчас тут смотреть не на что, разве только мемориальная доска может вас заинтересовать, — улыбнулась собеседница. — Вот когда-то этот дом был очень красивым, мне родители рассказывали, что были колонны и крыльцо богатое. Кажется, в пятидесятых годах надстроили второй этаж, вид дома изменился. Зато жили мы весело. Была одна кухня на этаж, готовили вместе, жили друг у друга на виду. Это сейчас у каждого своя квартира, отдельная кухня и удобства персональные. Да вы походите, посмотрите. Войдите в подъезд, если интересно.

Этот дом признан объектом культурного наследия регионального значения еще в 1990 году. 

   Конечно, мы воспользовались приглашением и вошли в дом, поднялись по старой скрипучей лестнице с потёртыми ступеньками на второй этаж. Интересно очень! Только охрана государства, увы, совсем не чувствуется. 

В старом доме. 

Исследователи на пути в село Братовщина

 

 Продолжая наше путешествие мы прошли мимо ещё одного памятника регионального значения — Братской могилы воинов Советской армии. Территория благоустроена, у пьедестала трехметровой бронзовой фигуры советского воина лежат цветы. Как хорошо, что люди приходят сюда, чтобы вспомнить добрым словом наших отважных земляков.

   Мы обогнули заправку, прошли мимо разномастных домиков и подошли к узкому мостику через реку Скалба. Эта река, согласно исследованиям краеведа Г.Б.Китайгородского, является самой длинной рекой, протекающей по территории Пушкинского района. Раньше с этого мосточка местные жители ловили рыбу. Говорят, караси тут водились размером с ладонь. Сейчас речка обмелела, она едва заметна среди высокой травы.

 

Мост через Скалбу.

 

   От деревянного мостика мы прошли по протоптанной тропе вдоль высокого забора. Мальчишки почувствовали себя настоящими исследователями.

— Мама, смотри, какие столбы! Они конечно же старинные!

   Мы рассмотрели деревянные столбы, прошлись по красивому лугу. Исследовательский интерес у детей не утихал. Их внимание привлекли могучие липы, приветствующие путников из-за забора. По высоте стволов, по размаху мощных ветвей дети определили, что этим деревьям не меньше ста лет.

Могучие липы в Братовщине.

 

   Я рассказала детям, что много лет назад на этом месте находился путевой дворец русских царей. Перед дворцом был разбит трёхуровневый парк с беседками, цветниками и аллеями. Липовые аллеи были частью шикарного дворцового сада. К сожалению, почти все вековые деревья были спилены, когда в конце 30-х годов на этом месте был построен дом отдыха издательства «Правда», который входил в сеть домов отдыха «Зеленый город». Затем дом отдыха перепрофилировали в пионерский лагерь. Здесь на протяжении долгих лет во время летних каникул отдыхали дети со всех уголков Московской области. Старики помнят, что в конце 60-х годов в лагере произошло громкое отравление пионеров. Говорят, с тех пор детей в лагерь больше не заселяли. Какое-то время лагерные корпуса использовались как турбаза. Отдыхающие приезжали сюда на два дня, чтобы восстановить свои силы. В 70-х жизнь на месте бывшего пионерлагеря от издательства «Правда» замерла, а потом и вовсе территорию разделили на участки и распродали под частную застройку. В память о шикарных липовых аллеях эту часть Братовщины ласково назвали Липки.

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы 

   Узкими проулочками прошли мы к улице Центральная. Прямо перед нами предстал памятник архитектуры 18 века — величественный храм Благовещения Пресвятой Богородицы.

Храм Благовещения является памятником архитектуры, находится под охраной государства.

    Храм был построен в 1815 году. Для строительства использовали камень от недостроенного Екатериной II путевого дворца. С тех пор храм не перестраивали. Несколько лет назад заменили купола, а пол и стены сохраняются уже больше 200 лет. В 30-х годах храм был закрыт и разграблен. Советская власть долго и безуспешно старалась приспособить святое место под цеха. Пробовали наладить производство веревок, но продукция получалась отвратительного качества: веревка рвалась, рассыпалась прямо в руках. Устроили тут гончарную мастерскую и снова неудача: горшки и кувшины выходили с браком, а если и получался качественный продукт, то на утро, после просушки, оказывался с трещиной или сколом. После этого попытки использования храма не по назначению прекратились. Несколько лет он был закрыт, а в 1947 году он вновь открылся для верующих. В Братовщине еще живы свидетели этого. Говорят, стены храма были черные изнутри, и стоило больших усилий отмыть копоть и грязь. Икон в храме не было, все они были варварски уничтожены и разворованы еще в 30-х годах. Жители села принесли сюда свои домовые иконы и сводчатые алтари. Первые службы проходили перед ними. В том же 1947 году прошло первое венчание во вновь открывшемся храме. Той невесте сейчас больше 90 лет, но она до сих пор помнит, как много народу пришло посмотреть на таинство, как на чудо. В настоящее время в храм Благовещенья приходят не только жители Братовщины, часто заходят сюда и проезжающие по Староярославскому шоссе путники. В храме прекрасная атмосфера, мир и спокойствие в душе верующих восстанавливаются. 

Старинный сельский храм. 

На старейшей улице Братовщины 

   На Центральной улице много деревянных домиков. Они привлекают внимание пешеходов резными наличниками и нарядными ставнями на окнах. Мы обратили внимание на старый дом, стоящий напротив храма. Когда мы его рассматривали, стараясь определить возраст и историческую значимость, то заметили за забором женщину, которая была занята садовыми работами. Мы окликнули её, спросили, знает ли она историю этого здания. Хозяюшка не без гордости рассказала, что когда только она купила этот дом, к ней вот так же, как и мы, подошёл местный житель преклонных лет. Он рассказал, что здесь когда-то располагалась школа села Братовщина. Потом построили школу за мостом, занятия перенесли туда, а в этот дом поселили учительскую чету.

- Вот у стариков-учителей мы и купили этот дом. Видите, ничего снаружи не переделываем. Вдруг он имеет какую-то историческую ценность для жителей села, - закончила свой рассказ хозяйка старинного дома.

 

Дом с интересной историей. 

   Мы поблагодарили собеседницу за интересный рассказ и распрощались. Я вспомнила, что другая жительница села мне уже рассказывала, что напротив храма Благовещения стоит одно из первых зданий Братовщинской школы (всего учебное заведение меняло свой адрес четыре раза). Была ли «четырехлетка» именно в этом доме, нам, любителям истории родного края, ещё предстоит узнать.

   Следующий интересный объект - здание ямской (почтовой) станции. Когда-то здесь останавливались на ночлег проезжавшие через Братовщину путники, меняли лошадей, ужинали или обедали. В советское время в этом здании находилась почта. Сейчас дом стоит пустой и заброшенный, двери заколочены. Мы добрались через заросли кустарника до полуразрушенных ступенек, заглянули в разбитое окно. Увы, ничего интересного мы не увидели, обычный заброшенный дом. 

Почтовая станция. 

   Мы продолжили свой путь мимо старых домов, самодельных деревянных ступенек и не заметили, как подошли ко второму мосту через Скалбу.

 

Большой мост через Скалбу. 

   На самом деле в этом месте два моста. Один - большой, бетонный мост, по которому за день проезжают сотни автомобилей. Второй мост располагается чуть ниже. Это брат-близнец мостика, по которому мы проходили в самом начале своего путешествия.

   Больше ста лет назад на берегу реки были конюшни, а в речке купали лошадей. Если сейчас воды в этом месте по грудь нашей коротколапой собаке, то в начале 20 века лошадь входила в речные воды по шею. Об этом говорят документальные свидетельства, это подтверждают и жители села Братовщина, которые детьми бегали на Скалбу купаться. Под большим бетонным мостом мы нашли полусгнившие остатки опор старого деревянного моста. Тут мы ненадолго задержались, обсуждая, каким был мост, и помнят ли эти пеньки тяжесть царских карет. 

На полусгнивших опорах старого деревянного моста. 

 

На пути к третьему мосту через Скалбу

   От мостов мы поднялись вверх, дошли до поворота и пересекли улицу Центральная. Прошли мимо памятника землякам, павшим во время Великой Отечественной войны. Дети смотрели на меня с недоумением, когда я рассказывала им, что этот мемориал был создан по инициативе пионеров, учеников Братовщинской средней школы. Они задумали увековечить память героев, обратились к односельчанам с просьбой помочь, кто сколько может. Люди охотно откликнулись, но и сами ребята не сидели, сложа руки. Они собирали металлолом и макулатуру, сдавали их, а вырученные средства вкладывали в фонд памятника. В мае 1965 года мемориал в Братовщине был торжественно открыт. Современным детям сложно понять, что двигало пионерами в далеких для них 60-х годах, почему для них так важно было увековечить память о героях Братовщины, зачем было предпринято ими столько усилий. 

На открытии обелиска в память о погибших героях в годы Великой Отечественной войны 9 мая 1965 года.

Фото из архива Братовщинской средней школы. 

   Мы прошли мимо здания бывшей земской школы, где сейчас располагаются амбулатория, почта и библиотека. В начале 20-го века братовщинские богачи Дмитриевы выстроили это строгое двухэтажное здание. В школе-четырехлетке с радостью учились дети из Братовщины, Костино и окрестных деревень. Позднее здесь стали учиться дети из рабочего поселка Правдинский. Невозможно представить, но после Великой Отечественной войны дети в школе учились в 3,5 смены! Места в школе катастрофически не хватало. Наверное, это тоже послужило толчком к строительству большой современной школы на улице Огородная. 

 

Земская школа, построенная братьями Дмитриевыми в начале 20-го века. 

   От бывшей земской школы мы спустились вниз, прошли дворами многоквартирных домов, миновали новые детские площадки и оказались в тихом, уютном уголке. Здесь, на третьем мостике через Скалбу, закончилось наше очередное путешествие по родным местам. Мы смотрели на семейство уток, медленно проплывающее вдоль берега, и вспоминали, как много интересных рассказов услышали по пути от платформы Правда до этого моста через самую длинную реку Пушкинского района. 

Вид с третьего мостика через Скалбу.

 

Ольга Шустрова, Правдинское общество краеведов «Наследие»