О расследовании убийства российских журналистов в ЦАР
«МБХ Медиа» рассказало о первых итогах расследования убийства российских журналистов в ЦАР
Издание «МБХ Медиа» рассказало о первых итогах расследования убийства Орхана Джемаля, Александра Расторгуева и Кирилла Радченко в Центральноафриканской Республике. Местные жители рассказали, что рядом с местом их убийства нашли следы лагеря, в котором около десяти человек в течение нескольких часов ждали машину россиян.
О следах лагеря жители ближайшей деревни сообщили расследователям, которые пришли к выводу, что организаторы нападения знали, что журналисты изменят маршрут и поедут из Сибю не в Бамбари, где их ждал фиксер, а в Декоа. Напавшие ждали именно российских журналистов, утверждают источники расследовательской группы. По какой причине их машина изменила маршрут, расследователи не выяснили.
Их источник в ЦАР утверждает, что в группе, ожидавшей российских журналистов, были люди, связанные с правительственными структурами ЦАР. Российские источники группы утверждают, что люди, близкие к российским частным военным компаниям, просили Джемаля, Расторгуева и Радченко «не лезть в ЦАР» и что российские наемники могли быть причастны к их убийству.
«Пока версия о причастности правительства ЦАР и связанных с ним российских наемников не нашла стопроцентного подтверждения, данные не всех источников проверены. Эта версия является одной из изучаемых», — сообщили расследователи. Они считают, что версия убийства журналистов ради ограбления противоречит фактам. По их словам, из машины не забрали ценные в ЦАР канистры с бензином и некоторые другие вещи, хотя забрали видеоаппаратуру.
Информаторы расследователей на блокпосту также рассказали, что после 18:00 по местному времени в тот же день через КПП проехала машина «с тремя вооруженными белыми людьми, похожими на наемников, и двумя центральноафриканцами», час спустя машина проехала через тот же блокпост обратно.
Ранее сообщалось, что военные на контрольно-пропускном пункте в Сибю уговаривали россиян не выезжать из города поздно вечером 30 июля, так как территорию за пределами города правительственные силы не контролировали. Местное издание Corbeau News утверждало, что после этого журналисты позвонили кому-то из своих соотечественников, спросили его мнение, и потом заявили военным, что на дороге нет реальной опасности и ехать можно. Военные разрешили их джипу проехать около полуночи.
Версию причастности к убийству боевиков группировки Народного фронта возрождения Центральноафриканской Республики (FPRC), ранее входившей в мусульманскую «Селеку», расследователи продолжают изучать. Один из руководителей FPRC Абдулайе Хиссен заявил группе о непричастности его организации к убийству. По его словам, журналисты из Европы не являются целями группировки, и ее боевиков нет в районе Декоа. Однако проправительственное издание Palmares CentreAfrique утверждало, что окрестности Декоа контролируют отряды FPRC.
Об убийстве в ЦАР Орхана Джемаля, Александра Расторгуева и Кирилла Радченко стало известно 31 июля. В страну они поехали для съемок фильма о российской частной военной компании. Их убийство расследует полиция ЦАР, российский Следственный комитет и две группы журналистов. Одну из них собрал Михаил Ходорковский, вторую — РИА Федеральное агентство новостей, издание, которое связывают с «фабрикой медиа» и фабрикой троллей Евгения Пригожина. Корреспондент РИА ФАН Кирилл Романовский, который рекомендовал Расторгуеву фиксера в ЦАР, руководит этой группой расследователей. Они уже публикуют репортажи из ЦАР.
https://tvrain.ru/news/mbh_media-469632/?utm_source=Subscribers&utm_medium=email&utm_campaign=weekly-18-08-18&utm_content=sub&utm_term=2018-08-18
«Новая газета» опубликовала фрагменты показаний водителя убитых в ЦАР журналистов
17 августа, 13:18
«Новая газета» опубликовала фрагменты стенограммы показаний водителя Бенвеню Ндувокемы, выжившего после нападения на российских журналистов Орхана Джемаля, Кирилла Радченко и Александра Расторгуева в Центральноафриканской Республике. Издание подчеркивает, что «ставит под серьезнейшее сомнение аутентичность данных материалов, однако в целях расследования считает важным огласить их».
В стенограмме журналист местного издания Palmares Centrafrique расспрашивает водителя об обстоятельствах нападения на автомобиль с журналистами и их убийства. По словам Ндувокемы, на блокпосту в Сибю его пикап, в котором находились журналисты, оставили бойцы республиканской армии (FACA). В своих первых показаниях он говорил, что это произошло около 18:00, однако позже назвал другое время — 20:45. Водитель рассказал, что военные предостерегли журналистов от поездки в Бамбари в вечернее время, посоветовав переночевать в Сибю.
По утверждению Ндувокемы, журналисты согласились переночевать, но затем ушли на автобусную станцию, где долго говорили с кем-то по телефону на русском. Затем они сказали водителю ехать в поселение Декоа, находящееся в другой стороне от Бамбари. По дороге двое из них надели на головы «военные головные уборы» и достали пистолет, заявил Ндувокема.
Он также рассказал, что в пути от Сибю все время держался позади другого автомобиля, так как не знал, как выехать из города. В 21:50 их пикап остановили пять «вооруженных до зубов» людей, а впереди идущая машина проследовала дальше. После этого люди с оружием приказали всем выйти из машины. Водитель утверждает, что его отвели в сторону, связали руки и ноги, а в рот засунули кляп.
«Троих журналистов отвели в заросли кустов, в 150 метрах от того места, где оставили меня. Все это время на журналистах были военные головные уборы. С того места, где я находился, я слышал разговор между убийцами и журналистами. С определенного момента разговор шел на повышенных тонах, и тогда я услышал первый выстрел. Затем разговор возобновился. Через пять минут я услышал второй выстрел. Я думаю, что третий журналист не был застрелен, потому что рядом с его телом я видел нож. Весь разговор длился почти 25 минут. Потом они подошли ко мне и сильно избили», — утверждает Ндувокема.
12:21
По его словам, нападавшие забрали вещи журналистов — камеру, блокноты, деньги, «но не взяли оружие, которое было в машине». «Новая газета» отмечает, что нападавшие оставили в машине канистры с бензином и не стали сливать топливо из бензобака, хотя горючее в ЦАР являет «особо ликвидной ценностью». Водитель также рассказал, что после этого забрал оружие, якобы принадлежащее убитым россиянам, и отправился пешком за медпомощью в Сибю. Пистолеты он передал прибывшим в госпиталь Сибю сотрудникам миссии ООН.
Официальный представитель миссии ООН в ЦАР (Minusca) Владимир Монтейро не подтвердил и не опровергнул газете информацию об оружии журналистов, добавив, что сведения обо всех находках будут обнародованы после завершения расследования миссии и местной полиции. Другой источник издания в Minusca подтвердил сведения о переданном в миссию оружии, якобы принадлежащем журналистам, но отметил, что в ООН рассматривают версию о том, что оно было подброшено журналистам после убийства.
Газета также рассказала, что стенограмму показаний Ндувокемы распространяет редактор Palmares Centrafrique Сен-Реджис Зоумири. Он предлагает купить ее и другие материалы за сумму от 500 до 1000 евро. Один из собеседников «Новой» рассказал, что Зоумири — высокопоставленный сотрудник республиканской разведки, который координирует информационные потоки в интересах своего правительства.
Сам Зоумири сказала газете, что журналисты «прибыли в ЦАР со шпионской миссией и были убиты другими русскими».
14 августа «МБХ Медиа» сообщало, что в ЦАР распространяется фальшивое аудио с интервью водителя, выжившего после нападения на российских журналистов.
https://tvrain.ru/news/novaja_gazeta-469725/?utm_source=Subscribers&utm_medium=email&utm_campaign=weekly-18-08-18&utm_content=sub&utm_term=2018-08-18
Пригожин, западня и ЧВК: была ли устроена засада для трех журналистов в Африке?
9 августа, 22:03 Павел Лобков
На этой неделе Москва простилась с тремя журналистами, убитыми в Центральноафриканской республике — Орханом Джемалем, Александром Расторгуевым и Кириллом Радченко. Они отправились искать следы российской частной военной компании «Вагнер», предположительно контролируемой бизнесменом Евгением Пригожиным. Издание «Медуза» выяснило, что с проводником — неким голландцем Мартином — их свел сотрудник новостного агентства РИА ФАН, также предположительно контролируемого Пригожиным, Кирилл Романовский. 9 августа пресс-служба Пригожина написала РБК письмо, в котором отрицает наличие каких-либо интересов бизнесмена в Африке, а также его причастность к агентству РИА ФАН, хотя об этом многократно писала пресса и госдепартамент США. Обсудили последние подробности убийства россиян в ЦАР с журналистом Надеждой Кеворковой.
Надежда, здравствуйте! Скажите, пожалуйста, как вы последнее развитие событий можете прокомментировать о том, что действительно есть некая связь между этой поездкой и агентством РИА ФАН, которое так же принадлежит, как и ЧВК «Вагнер», предположительно принадлежит Евгению Пригожину?
Евгений Пригожин сегодня отказался от всего, что ему приписывают, что ожидаемо. Мне кажется, что журналисты, которые ведут расследование, а это довольно большой отряд, мне кажется, что мы не должны концентрироваться, по крайней мере, в наших публичных комментариях на таких, в общем, второстепенных вещах. Потому что получается, что вольно или невольно мы перекладываем вину на коллег.
Вы знаете, даже если вышли на человека, который был связан с каким-то контрагентом, допустим, условного Пригожина, и даже если это была западня, она была устроена в Москве, то виноваты не те, которые участвовали в этой западне, а те, кто заказывал эту западню. И мне кажется, что здесь прозрачность намерений прежде всего видна в том, как государственные или окологосударственные СМИ комментируют данную ситуацию.
У государства была одна опция ― встретить их как героев, привезти их как героев, включить все свои пропагандистские ресурсы на оплакивание, по меньшей мере, этих героев. Но мы видим совершенно обратное, мы видим, что шельмуется почему-то Ходорковский, шельмуется Центр расследований, который посылал их туда, шельмуются журналисты. Я прочитала совершенно безумную заметку о том, что вообще во всем виноваты Собчак с Навальным, потому что Расторгуев работал наблюдателем на выборах. Понимаете как?
Не он один, Радченко тоже. Надежда, как я понимаю, вы в какой-то момент по касательной общались вот с этим агентством РИА ФАН. Что вы вообще можете сказать об этой довольно закрытой структуре?
Нет, я не общалась с РИА ФАН. У меня там работают знакомые, собственно, это знакомые, журналистский круг узок, поэтому мы все знаем друг друга, и я с интересом обнаружила там, я прошерстила это прекрасное издание, обнаружила там несколько знакомых фамилий. В частности, например, те, кто возлагает цветы к могиле Сталина, или те, кто занимает совершенно определенную позицию в отношении поддержки всех действий в Донецке. Те, кто аплодирует сирийской операции. Это совершенно определенная позиция, там нет никаких расхождений.
Но они едут расследовать нечто в Центральноафриканской республике. Может быть, тогда они просто едут туда, действительно, от Пригожина или не Пригожина? Вообще вот от своих знакомых вы знаете всё-таки, это пригожинское агентство или не пригожинское? Потому что сегодня было вот это опровержение не очень внятное, притом что Госдеп, например, считает, что пригожинское. Даже под санкциями находится бывший директор, госпожа Крылова.
Что вы знаете об этом, об этой структуре?
Это очень слабая информационная структура, она не является носителем информации. Поэтому ею интересуешься только тогда, когда ее связывают с определенными трагическими событиями. Но мне кажется, что даже если этот человек, работающий в ФАН, едет проводить свое собственное расследование, мы априори не можем его обвинить в том, что он, собственно, тот человек, который виноват в этой смерти, потому что всё-таки не он нажимал на курок.
И мне кажется, что гораздо существеннее, что Следственный комитет уже в ЦАР допросил водителя. Мне кажется гораздо более существенным то, что всё, что делает Следственный комитет, скрыто от публики. Мне кажется существенным, что журналисты не допущены до совместной работы со Следственным комитетом, что Следственный комитет не отчитывается постоянными пресс-релизами перед журналистами, что мы не знаем, какие пули достали из тел наших друзей и коллег, мы не знаем, куда делась их одежда, почему ее не выдали родственникам. Мы не знаем, почему нам и семьям не рассказали о том, каковы были ранения. Мы не знаем, почему вообще на телевизионном экране устраиваются, когда тела еще только едут, ток-шоу о том, что это враги народа и семьи сами должны их доставлять в Россию.
Всё очень прозрачно, понимаете? Допустим, мы знаем много случаев, когда были ранены, убиты, взяты в заложники наши коллеги иностранные в разных других опасных точках. И мы знаем, как на это реагировали их правительства. Поэтому наше правительство реагирует странно, и Следственный комитет ведет всё это в закрытом режиме, и у нас невольно возникает ощущение, что от нас хотят скрыть что-то. Независимого судмедэксперта не допустили до вскрытия тел.
https://tvrain.ru/teleshow/vechernee_shou/tsar-469313/?from=incut_wide
«Нам сообщили, что фейки вбрасывают в интересах Москвы»: что не так с «допросом водителя» погибших в ЦАР журналистов
17 августа, 19:37
«Новая газета» опубликовала стенограмму показаний выжившего водителя группы журналистов, погибших в ЦАР. В материале рассказывается хронология последних дней экспедиции и детали нападения. Специальный корреспондент «Новой Газеты» Павел Каныгин рассказывает подробности.
Александр Расторгуев, Орхан Джемаль и Кирилл Радченко были убиты в ЦАР 30 июля. Местные власти утверждают, что журналисты погибли при ограблении местными бандитами.
«Практически сразу мы заметили, что в этой стенограмме удивительным образом намешаны факты, которые в принципе подтверждаются из других источников, с откровенной ложью», — рассказывает Каныгин. По его словам, люди, распространяющие этот материал, являются «агентами центральноафриканской спецслужбы». Ссылаясь на французских коллег-журналистов, Каныгин также сообщил, что спецслужбы ЦАР на данный момент работают в интересах Москвы.
Исходя из слов «водителя», который рассказывал о «полувоенной, шпионской миссии» журналистов, по словам Каныгина, создается впечатление, что «власти ЦАР пытаются сбросить с себя какую-либо ответственность за происходящий в стране бардак».
https://tvrain.ru/teleshow/here_and_now/tsar-469755/?utm_source=Subscribers&utm_medium=email&utm_campaign=weekly-18-08-18&utm_content=sub&utm_term=2018-08-18
Комментарии