ОБ ЭКОНОМИКЕ БУДУЩЕГО ОБЩЕСТВА
На модерации
Отложенный
Дать краткое определение социализма, это сложно, ибо, какое бы определение дано не было, каждый будет понимать под сказанным своё. Энгельс в одном своем письме охарактеризовал будущее общественное устройство одним предложением: уничтожение частной собственности и установление общности имущества. То же самое отражено и в Манифесте. Но тогда история еще не имела опыта построения социализма, и ни Маркс, ни Энгельс не могли анализировать этот опыт. Мы же его имеем и без анализа этого опыта мы не можем говорить, что такое социализм. Поэтому я постараюсь ответить, опираясь на этот опыт.
- И первое, что необходимо констатировать, так это то, что, к сожалению, во всех дискуссиях о социализме имеет место постоянное смешивание социализма как теории, с практическим опытом построения социализма в СССР. Поэтому, когда начинаем говорить о социализме, то возникает больше путаницы, чем ясности. Сегодня слова "советский" и "социалистический" стали фактически синонимами. Чтобы избежать этой путаницы, далее речь будет идти о коммунистическом обществе и в частности о его начальной фазе, которая как раз и именовалась социализмом.
2. Капитализм создает только материальные условия будущего коммунистического общества, заключающиеся в том, что он в погоне за прибылью развивает производительные силы, которые становятся общественными в силу того, что производство любого предмета труда становится общественным процессом труда. Сегодня в производстве маленькой булочки, грош цена которой, задействован труд сотен тысяч, а возможно и миллионов людей. Процесс труда по созданию конечных продуктов труда, предметов потребления, стал общественным, но он разорван частной собственностью на обособленные процессы труда по созданию товаров. Историческая миссия капитализма заключается в превращении индивидуального процесса труда ремесленника в общественный процесс труда, придавая тем самым производительным силам общественный характер; он развивает содержание производства. Коммунизм призван привести общественную форму производства в соответствие с общественным содержанием производительных сил, а для этого необходимо уничтожение частной собственности, которая разрывает единое общественное производство на частные производства.
3. Капитализм возник в недрах феодального общества, ибо в момент своего зарождения капиталистическая частная собственность, возникшая на базе частной собственности ремесленника, никак не противоречила феодальной частной собственности. Коммунизм не может возникнуть в недрах капиталистического общества, ибо всякое движение к коммунизму с неизбежностью будет вступать в противоречие с частной собственностью. Коммунизм может устанавливаться и развиваться вне капитализма, поэтому становление коммунистического способа производства возможно только с установлением политического господства пролетариата и формированием пролетарского государства. Первым шагом этого государства в деле становления коммунистических производственных отношений будет заключаться в уничтожении частной собственности и установлении общественной собственности на средства производства, которая по форме неизбежно будет государственной.
4. Установление общественной собственности на средства производства позволяет приступить к созданию коммунистических производственных отношений; для их формирования требуется определенный временной промежуток, который представляет собой переходный период от капитализма к коммунизму в его первой фазе.
Люди ничего не придумывают из головы, по мере возникновения проблем, требующих решения, выясняется, что в обществе уже имеются и готовые формы для их решения, пускай они еще зародышевые, ограниченные, и в силу этого дремлющие, но они способны ожить при действительном разрешении проблемы. Капитализм, делая еще первые шаги своего становления, внедрил разделение труда в мануфактурном производстве, тем самым придал производительным силам коллективный, общественный характер, что потребовало создание формы организации этих общественных производительных сил, а именно планомерную организацию производства. В основе планомерной организации производства лежит распределение совокупного коллективного труда между различными видами труда на предприятии. Но эта форма носит ограниченный характер, ибо она всегда ограничена рамками частной собственности и не охватывает всего общественного производства. Становление коммунистических производственных отношений заключается в приведении формы организации производительных сил в соответствии с их общественной природой, т.е. в создании и утверждении планомерной организации всего общественного производства.
При этом необходимо учесть горький опыт советского планирования, основанного на сохранившейся товарной форме продукта труда. Результатом этого планирования был товарный план, содержанием которого было отношение между тем, кто разрабатывает планы и контролирует их выполнение и теми, кто выполняет данные планы, причем это отношение было прикрыто вещной оболочкой, ибо оно представляло собой вещное отношение. Предприятию устанавливали плановое задание в стоимостном показателе, выражающемся в определенном количестве денег, и выполнение планов оценивали по этому плановому стоимостному показатели. Такая оценка планомерной организации толкала предприятия стремится не к созданию продуктов труда, предназначенных для удовлетворения потребностей, а производить товарную массу, которая в своей совокупности обладала совокупной стоимостью равной установленной совокупной стоимости, выраженной в деньгах. Данная форма планирования в силу сохранения товарной формы продуктов труда сформировалась еще в 20-е годы прошлого века и просуществовала до момента гибели советского строя. Таким образом, отношения товарности всецело пронизали советское планирование, стирая в советском товарном плане всякий след производства полезных вещей.
Действительная планомерная организация общественного производства предполагает распределение совокупного общественного рабочего времени по различным конкретным видам производственной деятельности. Это имеет место в капиталистическом производстве в пределах частной собственности, это должно делаться и при планировании всего общественного производства, но для этого общество должно знать среднее количество рабочего времени, необходимого для производства того или иного продукта труда, будь он полуфабрикатом, предназначенным для дальнейшей переработки, или конечным продуктом, предметом потребления. Это количество рабочего времени, необходимого для создания того или иного продукта труда, характеризует производительную силу общественного труда на данный момент времени, и наряду с массой средств труда определяет возможности производства в данный исторический момент.
5. Однако капитализм нам дает форму организации общественных производительных сил, но не дает организацию учета и контроля общественного производства по рабочему времени. От капитализма достается только учет производства, осуществляемого на частном предприятии, и таковым учетом является стоимостной учет производства.
Если внимательно рассмотреть общественный процесс труда по созданию какого-либо продукта труда, то выясняется, что в данном процессе труда нет ничего кроме веществ природы и человеческого труда, посредством которого осуществляется последовательная переработка природных веществ, чтобы, в конечном счете, получить предмет труда, удовлетворяющий ту или иную потребность человека.
Следовательно, основа этого учета есть учет по рабочему времени, при котором затраты рабочего времени, начиная с добычи веществ природы, аккумулируя затраты труда дальнейшей переработки этих веществ и окончательные затраты труда по созданию на последних стадиях самого продукта труда, предмета потребления, в своей совокупности дают совокупные затраты общественного труда на создания данного продукта труда. При таком учете мы будет знать сколько нам необходимо общественного труда на создание того или иного продукта труда без того, чтобы данное время выражать в столь недостоверной мере, каковыми являются деньги, ибо цены товаров не совпадают со стоимостью.
Стоимостной учет, бытующий в настоящее время уже стал анахронизмом и должен быть заменен учетом по рабочему времени. Познав то, сколько времени необходимо на производство какого-либо продукта труда в часах и минутах, переводить это время в столь недостоверную единицу измерения деньги есть абсурд.
Чтобы уничтожить стоимостной учет, необходимо уничтожить само товарное производство, а для этого уничтожается товарный обмен между предприятиями. На смену обмена результатами труда приходит обмен деятельностью, при котором предприятие передает свой промежуточный продукт для последующей переработки другому предприятию без какого-либо эквивалента, подобно тому, как рабочий внутри предприятия передает другому рабочему деталь для последующей обработке. Тем самым создаются условия для организации учета продукции по рабочему времени.
6. Планомерное распределение общественного труда по различным видам производственной деятельности осуществляется на основании выявления потребностей членов общества, с одной стороны, и определения производственных возможностей, с другой стороны. При такой организации общественного производства удовлетворение потребностей членов общества становится непосредственной целью производства в отличие от эксплуататорских обществ, в которых непосредственная цель производства подчинялась выкачиванию прибавочного труда из трудящихся, будь то раб, крестьянин или пролетарий, и только в конечном счете подчинялась целям удовлетворения потребностей индивидуумов. Коммунизм конечную цель всякого производства делает своей непосредственной целью. Для реализации данной цели в общественном производстве создается совокупный общественный продукт, представляющих совокупность продуктов труда, предназначенных для удовлетворения потребностей. В силу уничтожения товарной формы продуктов труда становится невозможным раздвоения целей, что имело место в советской экономике, а именно производство совокупности потребительных стоимостей, с одной стороны, и производство валовой стоимости, с другой, - что и привело к обособлению интересов государства от общественных интересов.
7. При такой организации общественного производства оно становится непосредственно общественным. Общественная собственность на средства производства, учет производства по рабочему времени, планомерная организация общественного производства, подчиненного целям удовлетворения потребностей, - все это присуще обеим фазам коммунистического общества, как первой, которая наступает после переходного периода, в течение которого происходит становление этих отношений, так и высшей фазе. Различия же между этими фазами заключается в распределении.
Тот факт, что производство стало непосредственно общественным не может не изменить и систему распределения. Произведенные средства производства изначально становятся достоянием всех членов общества, распределению в непосредственно-общественном производстве подлежат только предметы потребления. Но тот способ распределения, который будет иметь место в обществе зависит от уровня развития производительных сил общества, с одной стороны, и уровня развития членов общества, с другой стороны. Первая фаза коммунистического общества возникает вскоре после того, как общество вышло из недр капиталистического подземелья. Капитализм создает материальные условия для коммунистического общества тем, что придает производительным силам общественный характер, но структура этих производительных сил не будет соответствовать структуре потребностей в обществе, особенно в настоящее время, когда процесс труда превращается из общественного, как национального процесса труда, в интернациональный процесс. Все это потребует реструктуризации производительных сил, подобно индустриализации, проведенной в СССР.
Следовательно, на начальном этапе первой фазы мы не будем иметь производительных сил, которые обеспечивали бы нам изобилие продуктов. Кроме того, люди, которым суждено строить коммунистическое общество на начальном этапе только вышли из капитализма и их сознание будет еще всецело поражено буржуазностью, которая будет проявляться в их поступках. В таких обстоятельствах распределение предметов возможно только по труду. В основе же распределения по труду лежит тот же принцип, что имеет место в капиталистическом товарном обмене при обмене эквивалентов. Но это принцип закладываемый в распределение, а не сам обмен. При таком принципе каждый получает от общества такое количество продуктов труда, в которых овеществлено такое же количество рабочего времени, какое человек затратил в общественном производстве за вычетом в общественные фонды (образование, здравоохранение и т.п.). При условии абстрагирования от накопления совокупное общественное рабочее время бытует двояко. Во-1-х, оно существует как затрата человеком своего труда в течение определенного времени и это время есть его доля в совокупного рабочем периоде. И во-2-х, это же количество времени существует в овеществленной форме созданных трудом продуктов труда.
Таким образом, распределение по труду предполагает:
- качественное единство измерения, как самого труда, так и продуктов труда, мерой измерения является рабочее время, выраженное в часах и минутах. Для учета труда человека, как отработанное время в часах и минутах, а учета продукта труда, как овеществленное время в тех же часах и минутах. Качественная однородность измерения порождает равенство, ибо никто ничего больше дать не может, кроме труда.
- в основе распределения по труду лежит принцип обмена эквивалентов, какое количество труда человек дал обществу в одной форме за вычетом в общественные фонды, такое же количество труда он получает от общества в другой форме.
- распределение по труду порождает такое положение, при котором улучшить свое благополучие, т.е. получить возможность получить большее количество продуктов труда, можно только осуществляя экономию труда и тем самым уменьшая количество труда, овеществленного в продуктах. Тем самым каждый работая на себя, работает на всех, а все работают на каждого.
И только тогда, когда будут развиты производительные силы настолько, что будет обеспечено изобилие производимых продуктов труда, когда будет уничтожено различие между умственным и физическим, управленческим и производительным трудом, когда сам труд станет первой потребностью человека, станет возможным переход к распределению по потребностям и общество шагнет в высшую фазу коммунистического общества.
9. Вся описанная совокупность производственных отношений, как видите, имеет взаимосвязь между собой, каждое производственное отношение вытекает из самого хода устранения противоречия между производительными силами и производственными отношениями, существующее в капиталистическом обществе. Реализация данной совокупности производственных отношений производства, обмена и распределения с одной стороны, порождает необходимость организации управления производством непосредственно самими рабочими, а с другой стороны, создает возможность, чтобы рабочие могли управлять общественным производством. А, как известно, кто управляет в материальном производстве, тот управляет и в государстве, ибо само государство есть аппарат господствующего класса.
10. Чтобы осуществить социальную революцию, заключающуюся в ломке всей совокупности производственных отношений на весь период переходного периода необходимо пролетарское государство, чтобы 1) уничтожить эксплуататорские классы; 2) бороться с проявлениями мелкобуржуазных, частнособственнических привычек людей, которые только что вышли из условия капиталистического ада. Поэтому в вопросе о государстве не может стоять требование уничтожения государства, подобно тому, как уничтожается товарное производство. Государство не уничтожается, оно отмирает в процесс развития производительных сил и становления новых общественных форм самоуправления по мере развития, создание коммунистических производственных отношений есть в то же время и созидание условий для постепенного отмирания государства. По мере того, как будет уничтожаться подчинение человека разделению труда, как будет развиваться самоуправление производственным процессом и общественными делами, как в людях будет воспитываться привычка трудиться для всех, а труд будет становиться естественной потребностью человека, будут постепенно отмирать те или иные функции государства. Поэтому, окончательное решение вопроса об исчезновении государства с исторической арены будет решен в ходе развития общества на базе коммунистических производственных отношений.
11. И последнее, порой выдвигают вопрос относительно возможности и невозможности возврата назад, в капитализм, что и произошло с советским обществом. Вопрос действительно интересный. История развития человечества показывает, что только изменения в самом процессе труда создают такие условия, при которых возврат назад становится невозможным, а эти изменения, как нам уже известно, определяются уровнем развития производительных сил и соответственно производительной силой труда.
а) Если посмотреть на крестьянскую войну в Германии начала 16-го века, то мы увидим, что она проходила под осознанием несправедливости и неравенства существующих общественных порядков того времени. Борьба за справедливость и равенство проходит красной нитью крестьянских восстаний, все свои идеи о равенстве и справедливости черпались из прошлого, памятуя родовые отношения. Но существующий уровень развития производительных сил и производительности труда, с одной стороны, были слишком высоки, чтобы возродить родовые отношения, основанные на коллективном производстве в силу примитивности орудий труда, а с другой стороны, слишком недоразвиты, чтобы породить единую общность, основанную на общем совместном производстве, производство могло быть только индивидуальным. Сегодня нам оглядываться назад незачем, наши взоры должны быть устремлены в будущее.
б) Капитализм вырос из ремесленного производства, но он революционизировал процесс труда, превратил индивидуальный процесс труда ремесленника в коллективный, общественный мануфактурный процесс. Ремесленник последовательно выполнял все операции по превращению веществ природы в предмет потребления. В мануфактуре весь этот процесс был раздроблен между различными рабочими, каждый из которых выполнял только одну определенную операцию, само создание предмета потребления стало продуктом коллективного труда. Частичный рабочий был не способен осуществлять все операции, который выполнял ремесленник, он мог только участвовать в производственном процессе в качестве члена единого производственного коллектива, возврат к ремесленному производству стал невозможен. И именно невозможность возврата к ремесленному производству порождает несовместимость капиталистического производства, основанного на найме свободного гражданина, и феодального производства, покоящегося на личной зависимости крестьянина от феодала.
в) Почему так легко произошла реставрация капитализма в СССР и иных социалистических странах? Да, потому, что советское производство оказалось пропитанным буржуазностью. Во-первых, сохранялась товарная форма продуктов труда. Во-вторых, человек в производстве сводится к стоимости его рабочей силы. В-третьих, сам процесс организации труда ничем не отличался от того, что мы видим на любом капиталистическом предприятии. В-четвертых, сохранилось подчинение работников существующему разделению труда, что выражалось в отделении управленческого труда от производительного труда. Ничего менять в производстве не надо, необходимо только одно: поменять вывеску «государственное предприятие» на «частное предприятие», и это мастерски было осуществлено в результате приватизации. Только создав указанную выше совокупность действительно коммунистических производственных отношений и преобразуя на этой основе сам процесс труда, как процесс организации общественного производства, будет создана точка невозврата.
© Товарищ Евдокимов.
Комментарии
ЗА СОЦИАЛИЗМОМ !
Долой капитализм, рабское ярмо на теле человечества
https://www.youtube.com/watch?v=lmkSAKofC-k
Еще бы неплохо фрагментик из "Старика Хотабыча" дать. Только не из фильма, а из книги: там Хотабыч и Волька приперлись в Италию освобождать ее от местных капиталистов и американских оккупантов.
Комментарий удален модератором
Ностальгия по музейным рукописям?
что награбил, то и моё;
при капитализме: что награбил, - по закону, то и моё;
при социализме: что дали, то и твоё;
при коммунизме: что сделал, то и твоё (это безналоговая система).
Нетрудно заметить, что будущей экономической системой для человечества должна стать коммунистическая. Это самая справедливая система.
Что касается социализма. В сущности, капитализм и социализм, это одно и то же. Ибо эти две формации могут существовать только при проводимой политике бесхозяйственности и институте посредника (это трёх- и более элементная система). К тому же эти две формации являются вариантами одного, рабовладельческого общества.
При коммунизме бесхозяйственность невозможна. В нем нет института посредника (производитель и потребитель "завязаны" напрямую), поэтому при коммунизме невозможны: преступность, бандитизм, терроризм, инфляция, наркомания, бюрократизм, безработица.
Тот, кто сегодня ратует за возрождение социализма (для цивилизации он уже является вчерашним днём) на самом деле отстаивает интересы рабовладельцев и олигархата.
Комментарий удален модератором
--------------------
При Батьке Махно такое было, а он ни разу не коммунист
Комментарий удален модератором
конкурирующими сердцами и с печенками-селезенками,
стремящимися к прибыли..
Этого монстра придумали человекообразные адамы смиты
с дарвинами, а их последыши обозвали весь этот бардак
"экономикой"..
откуда у них мысли..
когда в теме про социализм появляется понятие "к сожалению", можно уже и не вникать...
вникла , и что же?
=И именно невозможность возврата к ремесленному производству порождает несовместимость капиталистического производства, основанного на найме свободного гражданина, и феодального производства, покоящегося на личной зависимости крестьянина от феодала.=
волосы в дыбу встали
:-))))
это дебил-писака выцепил пару фраз из такого горе - экономиста как Катасонов и присовокупил свои типа мысли, что люди ничего не придумывают из головы...
и действительно, вот такое месиво люди выковыривают из мест на метр ниже
и я вам сейчас её покажу:
вот она, изюминка-"как известно, кто управляет в материальном производстве, тот управляет и в государстве, ибо само государство есть аппарат господствующего класса."
естественно, понятие "материальное производство" тоже как бы не совсем из головы, но мысль правильная
наш типа Путин не является руководителем государства, если только он не является руководителем "МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА"
:-))))
так ржу, что не могу
опачки
=
Люди ничего не придумывают из головы=
опачки-опачки...
=
Становление коммунистических производственных отношений заключается в приведении формы организации производительных сил в соответствии с их общественной природой, т.е. в создании и утверждении планомерной организации всего общественного производства.=
опачки-опачки-опачки... вот это ТОЧНО НЕ ИЗ ГОЛОВЫ
Ещё бы понять как по времени определять количество труда, в смысле какой эквивалент. и как строится
А так всё весьма внушительно.
вот только об эксплуатации человека человеком почему то ничего...
а это основной показатель отличия социализма (коммунизма) от капитализма, ведь именно по этой причине средства производства и обобществляют.
и конечно хорошо бы упомянуть о чрезмерной личной собственности как стимулятора буржуазной психологии.
другими словами, не достаточно широко развёрнуто понимание что такое социализм, а что капитализм, (ведь на сравнительном анализе мы формируем понимание)
Комментарий удален модератором
--
А сильно ли влияет совесть если идёт гонка за прибылью, вы наверно знаете что сделает такой человек если прибыль будет большой.
тем более если эксплуатация узаконена
всё дело в стимулах, социализм строится на принципах общественного осознания, т.е. через важность общения (общества), коллективизма, который и является основным фактором совести.
Насчёт эксплуатации государством...
Тут всё зависит от того кто у руля государства, если говорить о России сейчас, то конечно правители по сути являются эксплуататорами, ведь они не на службе народа, а управляют народом.
При социализме государство было разным, при Сталине оно руководствовалось психологией борьбы, оно старалось выжить в условиях влияния врагов. но всё же не тянуло из народа ресурс на личное обогащение, хотя пользовалось своим приоритетом, а вот после Хрущёва когда власть полностью перешла КПСС коммунисты начали паразитировать.
Т.е. проблема власти есть при социализме, но коммунизм должен решить эту проблему, самоорганизацией, народовластием, и гос управление исчезнет
Комментарий удален модератором
--
Вы имеете ввиду выборы... так они давно уже выборы в которых уже сделан выбор и отнюдь не народом, а теми кто этот выбор курирует. (организовывает)
Социалка в развитых странах растёт не потому что они идеальны, а потому что они имеют возможность грубо говоря грабить другие страны.
Если взять и изолировать например ту же Швецию (как КНДР) то через пару лет она просто обанкротится, покрайней мере социальный уровень очень сильно упадёт, ведь 70% благосостояния Швеция получает от своих монополий, т.е. из за границы.
Это же касается и США и Великобритании, Германии(весь восток ЕС занят Германскими предприятиями(монополии), Это касается Почти всех развитых(процветающих) стран.
Капитализм растёт на эксплуатации, на стимулировании потребления, на воспитании потребителя, ну и обмане.
Либерализм это такой же обман.
Максимальная Свобода каждого возможна только при равенстве, некой пропорции не нарушающей жизненный потенциал каждого, либерализм вроде за свободу, но против равенства, .. Как ЭТО?
Комментарий удален модератором
--
Это права миллиардера такие же как права его слуги... и где это можно увидеть в нынешней системе.?
В том то и обман что права вроде есть но по сути НЕТ. Все механизмы системы настроены на то что есть эксплуататор и есть эксплуатируемый, и а тут никакого равенства просто быть не может. (ведь эксплуататор получает добавочный комфорт за счёт эксплуатируемого).
То что капитализм меняется, становится другим, не значит что это ещё капитализм, ведь царство капитала, где капитал основа стимула накопления, по сути уходит, снижается конкуренция, уровень эксплуатации (ч-ч), растёт влияние коллективного ( общества) т.е. это уже не капитализм, а скорее социализм. И должен меняться(снижаться) исходя из принципов либерализма, вот только капитал путает человека, считая что можно иметь равные права при неравных возможностях реализации этих прав, в смысле совершил преступление, нищий получит на полную, когда как богатый за счёт нанятого юриста сможет как минимум избежать большого наказания, а то и вообще получить условный строк.
А вот при социализме либерализм вообще не нужен, так как социализм по сути реализовывает многие принципы либерализма, в смысле либерализм придумали для замены социалистической идеи, с примесью капитализма(индивидуализма) что противоречит социальности, так как стимулирует неравенство, хоть и смягчает противоречия).
Индивидуализм усиленный большой собственностью или владением средствами производства, создаёт противоречие, классовое неравенство(нищих и богатых, успешных и падших - наркоманов, преступников), откуда тут единство общества, и равенство прав.
Комментарий удален модератором
т.е. желание есть, возможности ограничены, - отсюда обман,
Ещё раз если нет равенства в возможностях, невозможно обеспечить равенство в правах, капитализм отрицает равенство, значит обман.