Как живёте, Чуваки?

На модерации Отложенный

Пользователи «ВКонтакте» назвали деревню Чуваки, расположенную в Пермском крае, селом с «самым смешным названием в России». Откуда такое название, а также как живут, работают и отдыхают местные жители, выяснял спецкор Лайфа Артур Матвеев.

Любопытствующему путешественнику никогда не найти самое смешное место в России. Самые смешные места нашей страны, как зачарованные двери, — открываются или людям специально подготовленным, или совершенно случайным. Возможно, поэтому никакой таблички на въезде в деревню Чуваки нет.

Вместо таблички стоит кривой металлический столб, густо покрытый белой краской. Да и дорога к этому столбу, прямо скажем, кривая и разбитая. Выложенные в три ряда бетонные плиты утрамбовали в землю в конце 60-х годов. Тогда через деревню Чуваки шла дорога к ракетной части, куда эшелонами гоняла военная техника.

Фото © L!FE/Виталий Костеников

Фото © L!FE/Виталий Костеников

Но в 90-х всё закончилось. А к двухтысячным от бетонной дороги остались каменные объедки. В 2013-м жители писали открытое письмо губернатору — просили построить дорогу. Но тогда деревня не была самым смешным местом, поэтому в просьбе отказали.

Проезжать здесь удобнее на танке, так как подвеска гражданских машин быстро гибнет в неравном бою с ухабами. И, хоть деревня стоит в десяти минутах от Пермского аэропорта и в получасе езды от центра города — это скорее затерянный мир, куда даже никакие рейсовые автобусы не ходят. Поэтому жители — все 207 человек — здесь веселятся сами по себе.

«Надоело ныть и ждать»

Фото © L!FE/Виталий Костеников

На дороге мы и встречаемся с Ольгой Мищихиной. Она два года назад поселилась в деревне. Перевезла из Перми двоих детей и занялась общественной деятельностью. Бабушка оставила в наследство дом. Она приехала посмотреть, и как-то понравилось. Здесь хорошая природа, пруд на пересечении всего четырёх деревенских улиц: Верховой, Забегаевской, Тихой и Голубиной.

— Раньше, — говорит Ольга, — все относились к деревне ну так: живём и живём, всё равно где. Жаловались на бардак и безразличие властей. Но внезапно, знаете, надоело ныть и ждать.

Фото © L!FE/Виталий Костеников

Фото © L!FE/Виталий Костеников

Жители поняли, что помощи со стороны не будет и организовались в ТОС — территориальное общественное самоуправление. Построили сельскую демократию в миниатюре. Учредили общие собрания, субботники и организовали вседеревенские праздники: Масленицу и Новый год. Начали бороться за гранты и социальные программы. И за пару лет не только сдружились, но стали относиться к Чувакам как к дому.

Хотя дороги так и не появилось. Как и таблички. Но настроение значительно улучшилось. Особенно после того как название деревни прогремело на всю страну — впервые за почти 350-летнюю историю.

Деревня Чуваки — стала населённым пунктом с самым смешным названием благодаря голосованию в Интернете

Его провели владельцы одного из сайтов по продаже путёвок и билетов. В голосовании поучаствовало 13 тысяч человек.

— Особенно забавно, что туристический портал назвал самым смешным то место, куда не проехать, да и выбраться из Чуваков без личного транспорта невозможно, — говорит Ольга. Впрочем, выехать из деревни на виртуальной скорости интернета тоже сложновато: мобильный интернет в Чуваках отрубается, и, если бы не усилители, которые местные жители ставят в домах, сидеть деревне в прошлом веке. Но благодаря им Ольга активно продвигала голосование за деревню в группах социальных сетей.

Деревня Чуваки на повороте обошла деревню Мошонки из Калужской области и заткнула за пояс село Варварина Гайка из Саратовской области. Они получили второе и третье места. Триумфом над Мошонками в Чуваках особенно гордятся, сочинив победную поговорку, готовую уже сейчас стать литературной классикой. Говорят, что одно дело — когда Чуваки с Мошонками, совсем другое — когда Мошонки Чуваков.

«Чуваковский поворот»

Фото © L!FE/Виталий Костеников

«Вот чуваковский поворот» — мог бы спеть Макаревич, но не спел, конечно. Хотя двухэтажный магазинчик «Чуваковский поворот» стоит на въезде в деревню. Название удивляет панибратским отношением к клиенту, только если не знать, что ты приехал в деревню Чуваки. Магазин — центр культурной и общественной жизни, и обсудить последние новости сюда приходят местные жители.

Фото © L!FE/Виталий Костеников

Фото © L!FE/Виталий Костеников

Главную тему угадать нетрудно — победа в конкурсе. А заодно и происхождение названия. Странно, но в деревне почти нет старожилов — кто передавал бы знания из поколения в поколение. Почти все люди — приезжие, даже если приехали полвека назад. Как, например, Ольга Скрякова. Здесь её зовут тётя Оля. Она живёт в деревне уже 44 года.

— Вот звонила вчера в Карелию, у нас там тоже из деревни родственники. Говорит: «Знаешь, так приятно, аж до слёз». И позвонила дочка, на Кавказ она уехала отдыхать. Говорит: «Буквально только заходим домой, стоит такой хохот». И как раз показывают по новостям по карачаево-черкесским, что Чуваки — такое смешное название. Так они такими гордыми были.

Фото © L!FE/Виталий Костеников

Фото © L!FE/Виталий Костеников

Чувак чувака видит издалека — можно было бы пошутить, но взрослые люди в деревне так не шутят. И друг друга чуваками и чувихами не называют

Всё-таки деревня появилась за несколько столетий до того, как такое обращение к девушкам и парням прижилось сперва в блатной среде, а после — среди слушателей советского рока. Впрочем, история названия деревни тоже не лишена иронии.

Деревня была основана в 1671 году. На этом мнения расходятся. Кто-то готов отстаивать версию, что её основал башкир по имени Чувак. Другие считают, что имя своё деревня берёт от реки Чуваковка, что бежит в тридцати километрах.

Кто-то уверен, что раньше здесь держали большое скотоводческое хозяйство или отару овец. А слово «чувак» у башкирских скотоводов значит — выхолощенный, а проще говоря, кастрированный баран. Позже бараны исчезли, а название прижилось, чтобы в 2018 году пережить свой звёздный час.

— Да кто знает, из-за чего так называемся, но хорошо, что выиграли, хоть людям интересны стали, — добавляет Валентина, владелица магазина, а по совместительству мать троих детей. Несколько лет назад, впрочем, тут никакого магазина не было. Но она взяла помещение в аренду — так и появился «Чуваковский поворот». И уже несколько лет он кормит продуктами половину деревни. Потому что от кого ещё помощи-то ждать.

Дункан Маклауд

Фото © L!FE/Виталий Костеников

Фото © L!FE/Виталий Костеников

— А вообще название Чуваки — это потому что здесь раньше только мужчины жили, только чуваки. Я точно знаю. Потом женщины пришли.

— Я не знаю такого. Я здесь недавно живу. 30 лет всего.

— Недавно. 30 лет — это не десять минут. Зато я знаю.

— Почему?

— Да потому. Да потому что я — Дункан Маклауд.

Фото © L!FE/Виталий Костеников

Фото © L!FE/Виталий Костеников

Усатый дядя Серёжа и пронзительно голубоглазый дядя Лёня выглядят так, словно болеют с похмелья, но не сознаются, — они сидят на лавочке у продуктового павильона и настойчиво созерцают природу.

Павильон стоит на центральной площади деревни. Здесь построены два многоквартирных дома — единственные на все Чуваки.

В принципе, больше никаких достопримечательностей в деревне нет. Тоже своеобразный рекорд. Тут нет ни одного памятника — даже памятника ветеранам ВОВ. Потому что в Великую Отечественную войну никто из жителей Чуваков не погиб. Раньше в деревне стояла часовня, поставленная, согласно легенде, в год рождения цесаревича Алексея. Осталась лишь её фотография, потому что саму часовню снесли месяц назад.

Фото © L!FE/Виталий Костеников

Так что из центровых достопримечательностей — два многоквартирных дома. Когда-то квартиры выдавали заслуженным работникам колхоза. Дядя Серёжа и дядя Лёня живут в частных домах. Но права тусоваться в центре у них не отнимет никто.

Если когда-то в России появится памятник мужикам у пивного ларька, он будет таким. И будет называться непременно «Чуваки»

Мужчины — ровесники, но выглядят скорее как отец и сын. Виной тому — разность занятий. Просто дядя Серёжа работает в котельной, а дядя Лёня пьёт. Но оба относятся к своим занятиям ответственно и с чувством юмора.

— На работу скоро, — вздыхает дядя Серёжа и улыбается.

— На бутылку не займёте? — спрашивает дядя Лёня. Получив отказ, не расстраивается и кричит вслед: «Здоровья вам, приезжайте ещё, у нас тут здорово!»

Четыре сыночка и лапочка дочка

Фото © L!FE/Виталий Костеников

Фото © L!FE/Виталий Костеников

За происходящим наблюдают Анатолий Николаевич и Валентина Петровна — муж и жена. Они как раз и живут в этих центровых многоквартирных домах. Квартиру получили ещё при Советском Союзе.

— Это сколько же мы в браке? — задумчиво поправляет очки Анатолий Николаевич, который, кажется, родился в рабочем комбинезоне.

— Да 34 года, — спокойно говорит Валентина Петровна и ставит на размокшую землю канистру подсолнечного масла.

— С ума сошла что ль? 34? С 1979 года — 39 лет уже живём!

— А, ну точно, — и оба смеются.

Фото © L!FE/Виталий Костеников

Фото © L!FE/Виталий Костеников

— Четыре сыночка и лапочка дочка, — добавляет Анатолий Петрович и акцентирует на этом внимание. У них, как в стихотворении, — пятеро детей, и все остались жить в деревне. Но вот работать ездят в основном в Пермь. Так как из предприятий в деревне только котельная. Была ферма от крупного предприятия, но 3 года назад там рухнула крыша и её решили не чинить. Лишь старший сын в Москву подался.

Говоря это, Анатолий Петрович прищуривается, словно не одобряет решения сына. Он сам недавно отпраздновал 60-летие и за все годы деревни не покидал. Работал механизатором в колхозе. Но и после развала предприятия не потерялся. Хочет, чтобы после внезапной славы в деревню Чуваки поехали молодые люди.

Фото © L!FE/Виталий Костеников

В деревне средний возраст жителей — чуть за 40. И много семей с тремя-четырьмя детьми. Поэтому пока молодые люди в Чуваках чаще рождаются, чем приезжают туда. За забором детской площадки, которую жители выбили из бюджета год назад, — четверо подростков починяют мотор у газонокосилки.

15-летний веснушчатый Данил — главный. Стасу, Денису и Тимофею — 13, 12 и 11 лет, поэтому старшинство и важность в их коллективе уменьшается согласно возрасту. Однако все вместе они отстаивают честь Чуваков. В социальных сетях они самостоятельно забивают стрелку соседним деревням.

Но вызывают не на кулачные бои, а на игры в футбол и волейбол. Недавно обыграли Болдино. А ещё впереди матч с Дикой Гарью. Соперничество становится чемпионатом, потому что школа одна на несколько деревень — а это значит, статус победителя неимоверно высок.

— А чё, — говорит Данил, заводя наконец-то газонокосилку, — сейчас после конкурса ещё больше прославимся. Меня в классе так и зовут — чувак из Чуваков. Круто!

Здание чуваковской школы — самое старое в деревне, ему 120 лет. Но детей оттуда выгнали 15 лет назад — дом признали аварийным. По брёвнам ползёт огромная трещина. Власти решили, что выгоднее возить детей на маршрутке в школьный райцентр. Но, что опасно для школьников, сгодится для голосующих, поэтому в избе продолжает работать избирательная комиссия, о чём сообщает свежая лаковая табличка.

Фото © L!FE/Виталий Костеников

Фото © L!FE/Виталий Костеников

А бывший директор Светлана Громова живёт сразу напротив школы — за забором с бумажной табличкой «Молоко». Она приехала в деревню Чуваки в 1993-м и осталась тут — десять лет была и учителем, и директором. И для многих учеников стала матерью. У Светланы 8 детей — двое своих и шестеро приёмных деревенских.

Она брала на воспитание тех, от кого отказывались родители, или детей тех, кого лишали родительских прав. Сейчас выросшие воспитанники приезжают к Светлане помочь по хозяйству. У неё несколько бычков. И одна — на всю деревню — корова Манька. Наверное, поэтому, почуяв свою эксклюзивность, она невероятно громко орёт на всю округу.

— Домой просится, — говорит Светлана. И будто бы случайно оглядывается на школу.

Вот это Чуваки!

Тут можно было бы сказать про злую поселковую администрацию, но нет. В районной Култаевской администрации, к которой и относится деревня, — работают адекватные люди. Хотя, возможно, у них кончились искромётные ответы на вопрос «Что вы думаете о такой победе в конкурсе на самое смешное место в России?» За последние три дня им позвонили десятки журналистов со всей страны.

Фото © L!FE/Виталий Костеников

Фото © L!FE/Виталий Костеников

Ещё сложнее вопрос «Что теперь делать с этой победой и можно ли её капитализировать?» Заместитель главы сельской администрации Олег Мансуров отвечает слегка устало, хотя не без чувства юмора.

— Так мы и о победе, и об участии в конкурсе впервые узнали от журналистов. Нас же никто не предупреждал. Но, знаете, если благодаря вашей поддержке им ещё и дорогу построят в асфальтовом наполнении, мы все будем очень рады. Ведь надо же как-то победу капитализировать. Ну просто так в поле же никто не приедет. Это же надо чем-то привлечь, сделать инфраструктуру. Мы-то не можем смеяться над одними Чуваками. У нас тут 33 населённых пункта: есть Денисята, Москвята, Лошки те же или Мураши, поэтому для нас — ну как для администрации — это название нормальное.

Скоро главе поселения подарят кубок за победу в конкурсе на самое смешное название населённого пункта России. А деревня Чуваки тоже не осталась без подарка. Чиновники уверяют, что так совпало и к конкурсу это отношения не имеет. Но через пару дней на въезде в самое смешное место страны наконец-то появится табличка.

Фото © L!FE/Виталий Костеников

Фото © L!FE/Виталий Костеников

Мы специально проехали на склад, где она хранится, — действительно, такая есть. Что ж, будем надеяться, что лёд тронулся и юмор пробудит не только интерес к деревне Чуваки, но и заинтересованность тех людей в высоких администрациях, которые годами обещали провести туда дорогу и всё не решались.

Если не было настроения, то сейчас самое время, ведь строить асфальтированную трассу в самое смешное место России — деревню Чуваки — можно только в прекрасном расположении духа, с шутками и прибаутками.

Артур Матвеев