Неизвестная история: Афганский капкан
25 декабря 1979 г. по просьбе правительства Демократической Республики Афганистан Советский Союз ввел на территорию этой страны свой ограниченный воинский контингент.
Cуарская (апрельская) революция 1978 г. в небольшом центрально азиатском государстве Афганистан объективно стала со временем событием мирового масштаба.
И Межведомственное разведывательное управление (МРУ) соседнего Пакистана, и бывшая метрополия Великобритания, около ста лет владевшая Афганистаном, и исповедовавшие стратегию "глобальной войны против Советов" Соединенные Штаты Америки, не могли остаться в стороне от событий в этой стране, имевшей массу этнонациональных особенностей и противоречий.
Вынужденно поддерживая раздираемую межфракционными противоречиями Народно-демократическую партию Афганистана (НДПА), советское руководство - о чем было прекрасно известно и в Вашингтоне, и в Исламабаде, - не рекомендовало НДПА форсировать социалистические социальные реформы в традиционном полуфеодальном обществе.
Естественно, антикабульскую исламскую оппозицию президенту Демократической Республики Афганистан (ДРА) Нур Мухаммед Тараки поддерживал Пакистан, по сути, не имевший четко демаркированной и охраняемой границы с ДРА.
После возвращения из Гаваны 13 сентября 1979 г., где он принимал участие в конференции Движения неприсоединения, президент ДРА Нур Мухаммед Тараки был арестован по приказу премьер-министра Х. Амина, а позднее тайно убит в тюрьме по приказу последнего.
Ф. Данинос, автор юбилейного издания "Политической истории ЦРУ", указывал, что, помощник президента США Збигнев Бжезинского, считал, что именно существовавшая с 1978 г.
"помощь" ЦРУ настроенным антикабульски афганцам, "вынудила Советы вмешаться активно в борьбу против моджахедов и даже оккупировать страну.
- В настоящее время, - доверительно говорит Бжезинский Картеру, - у нас появилась возможность позволить СССР познать свой собственный Вьетнам![1].
Бжезинский считал, что с 1972 г. соотношение сил в "холодной войне" стало меняться в пользу США, из чего делался вывод, что следует проводить более жесткую, наступательную политику в отношении СССР и его "экспансионистских устремлений".
Уже 28 декабря 1979 г., на следующий день после свержения режима Х. Амина в Афганистане[2], тогдашний госсекретарь США Александр Хейг заявил, что "СССР должен заплатить высокую цену за свою инициативу".
Причем первые операции по поставкам оружия афганской оппозиции начали проводиться британской МИ-6 уже в конце декабря 1979 г..
Президент США Джимми Картер сделал усиление давления на СССР в связи с вводом войск на территорию ДРА главной доминантой своей внешней политики в последний год пребывания в Белом доме. Одновременно он предоставил ЦРУ карт-бланш (свободу действий) в отношении СССР, на проведение тайных операций, включая создание вооруженных отрядов антиправительственной "оппозиции" и активизацию военных действий против советских военнослужащих Ограниченного контингента в Афганистане (ОКСВА).
Комментарии