А судьи кто?
Как известно, Россию ангажированные западные СМИ любят обвинять в коррупции. Дескать, воруют все и везде, где только можно. И только на прогрессивном Западе, в авангарде которого стоят США – этакий образчик демократии, – такого постыдного явления нет и быть не может. А почему? А потому, что Россия – загнивающая держава, и только демократия, которую принесет ей американский солдат, может спасти ее от таких извечных русских бед, как коррупция, дураки и дороги.
Конечно, картинка вырисовывается красивая и заманчивая. Да вот только красиво все лишь в мечтах желающих подмять под себя Россию. На самом деле все абсолютно не так. Плавали, знаем. Вон, Украина со своей демократией, но без штанов носится, да и куча других маленьких, но гордых государств пытаются за лишний чемодан долларов продать все и вся на своей малой родине.
А что до отсутствия коррупции в США, так это – очередной миф. Причем, воруют там в особо крупных масштабах. Вот, например, в Интернете открыто называют бюджет Пентагона «черной дырой», да к тому же малоизвестной. Так что же американский налогоплательщик не знает об этой черной дыре?
Как правило, наблюдатели могут, по крайней мере, определить незначительные траты агентства и выведать, кто является основными выгодополучателями. Но есть еще и нечто, что называют «другими транзацкиями». В их рамках Пентагон может перевести деньги без обычного раскрытия цели и получателей, что, как правило, требуется от федеральных контрактов. И, вуаля! Черная дыра. Получите и распишитесь!
Чиновники утверждают, что такие «транзакции» помогают Министерству обороны общаться с нетрадиционными подрядчиками в таких местах, как Силиконовая долина, избегая бремени ограничительного процесса конкурсных торгов. Но вольно написанные правила и отсутствие необходимой отчетности позволяют делать списывать огромные суммы на неподотчетные расходы.
Согласно опубликованным недавно документам, Пентагон потратил 21 миллиард долларов на 148 таких вот «транзакций» в период между 2015 и 2017 годами, никому ничего не сказав о том, какие услуги были оказаны ему на эту сумму, и какие компании выиграли конкурс на оказание этих самых услуг.
Данная сумма, полученная журналистами от источника в Пентагоне, идет в разрез с 4,2 миллиардами долларов, зарегистрированных в Федеральной контрактной системе. Так почему же министерство обороны дает такие разные цифры? Потому что такие вот «транзакции» не являются предметом регулирования и правил, необходимых для большинства контрактов, что дает Пентагону возможность не сообщать о них.
Рост расходов федерального правительства привел к созданию длинного и скучного списка законов, призванных обуздать отход от закупок и злоупотребление ими. Благо, что лазеек в законах существует предостаточно. И даже если такие вот расходы и появляются в публичных отчетах, то только затем, чтобы продемонстрировать запутанный процесс, в котором доминируют крупные игроки.
Например, в феврале Пентагон объявил, что ищет подрядчика по контракту на 950 миллионов долларов, что бы перенести в облачные хранилища унаследованные системы. Размещение необычайно крупного контракта при слабом надзоре и практически полном отсутствии конкуренции привело к серьезной критике Пентагона, а законодатели потребовали объяснений от Минобороны. В ответ на скандал Пентагон объявил в начале марта о том, что максимальная стоимость контракта будет снижена с 950 до 65 миллионов долларов.
Конгресс, наконец, начал требовать большей отчетности от военных. Закон о средствах на национальную оборону в 2019 году требует предоставлять больше данных о потраченных деньгах налогоплательщиков. Но гораздо больше законодателям еще предстоит сделать в этой области. Они должны установить более строгие ограничения на отказ от конкурсных торгов и снизить порог сумм для уведомления конгресса (в настоящее время он составляет 500 миллионов долларов США).
В связи со всем вышесказанным, слыша из-за океана очередное обвинение России в процветании коррупционных схем, хочется воскликнуть: «А судьи кто?»
Комментарии