Здравый голос из прошлого о нашем настоящем

 

            Полвека назад СССР переживал период энтузиазма и подъема. В космос был запущен первый спутник, молодежь с энтузиазмом уезжала на освоение целины, разрабатывалась новая программа КПСС, которая констатировала, что социализм в стране построен и пора приступать к строительству коммунизма. И вот в это время, в 1960 г. в Мюнхене вышла брошюра А.Д. Билимовича «Экономический строй освобожденной России», в которой доказывалось, что рано или поздно советская система рухнет в основном из-за экономических причин, и что поэтому необходимо задуматься об общих чертах хозяйственного устройства будущей России. Автор работы – известный русский экономист, до революции работавший профессором Киевского университета. Сейчас мы видим, что его, казалось бы, весьма несвоевременный прогноз оказался верным. Поэтому интересно, как же видел ученый хозяйственную жизнь нашей страны, когда она освободится от тоталитаризма и плановой экономической системы.

            Любопытно, что А.Д. Билимович начинает свои рассуждения с вопроса: мессианство или нормальная жизнь? Он отмечает, что «вопрос о будущих судьбах России и русского народа всегда выдвигает ту или иную мировую миссию, назначенную им Богом или исторической судьбой» (Билимович А.Д. Экономический строй освобожденной России. М., 2006. С. 106).

            Сначала это была миссия России стоять в качестве «третьего Рима» на страже православной веры. Последующие виды мессианства были не столь возвышенны и безобидны, они требовали от населения различных, часто очень тя­желых жертв. Таковы, например, призывы славянофилов сохранять «особую стать» России, обособ­ляющую ее от «буржуазного» Запада, живущего в «мещанст­ве» материального достатка. Эти призывы подрывали цен­ность успешной хозяйственной деятельности, внедряя мысль о ненужности за­бот даже о самом скромном достатке. С другой стороны, революционное народничество несло мессианскую идею перехода Рос­сии непосредственно к социализму, минуя капитализм. К разрушению нормальной хозяйственной жизни во имя мессианских идей звали и анархисты М. Бакунин, П. Кропоткин и др. «Мессианская идея панславизма дважды наложи­ла на Россию военные тяготы освобождения славян, причем во второй раз Россия потеряла все на том, на чем выиграли славяне… Но самым дорогим оказалось для русского народа мессианст­во навязанное ему коммунистической идеей и все откровеннее выступающим из-за нее стремлением коммунистов к мировому господству… Но пора перестать навязывать несчастному русскому народу какие бы то ни было мессианские задачи. Почти всякое актив­ное мессианство связано с жертвами, материальными и немате­риальными. Русский же народ принес уже больше жертв, чем ка­кой-либо другой народ в истории человечества. Он имеет право жить не для мировых задач, а для самого себя. Вновь жить по-че­ловечески… Наконец, кто дал кому-либо право навязывать русскому на­роду без его ведома новые мессианские жертвы? Народу нужна нормальная жизнь без надрывов и ненужных жертв» (Там же. С. 106-107).

            К этим словам, полным здравого смысла, стоило бы прислушаться тем, кто и в наши дни полагает, что Россия должна вновь напрячься и реализовать некий мессианский проект – стать «великой евразийской державой», воплотить идею «новой Империи», вновь объединить вокруг себя всю славянскую ойкумену, найти свой особый «третий путь» и т.п. Едва страна преодолела полосу тяжелых и еще далеко не законченных трансформаций на пути к свободному обществу и накопила небольшой экономический «жирок», любители глобальных проектов снова вытаскивают допотопный арсенал «национальных идей».

            Между тем население страны очень вяло реагирует на такого рода идеологические призывы, оно, видимо, действительно устало от мессианских свершений и хочет нормальной жизни. И российский народ, над которым десятилетиями ставили эксперименты, заслужил, чтобы жить более-менее хорошо – свободно, мирно и хотя бы относительно богато. В этом, собственно, и могла бы заключаться национальная идея, если без таковой нельзя обойтись. Есть, конечно, известная фраза: «никогда не жили хорошо, нечего и стараться». Но в современном мире, в котором многие страны, в том числе и те, что прежде отставали от России по уровню экономического развития, превратились в богатые общества, уже просто стыдно жить бедно.

            Ясны и препятствия, которые стоят на пути к достойной материальной жизни. Вот как их для коммунистической России оценивал А.Д. Билимович - это: «отсут­ствие свободы хозяйственной деятельности; отсутствие возмож­ности проявить частную инициативу и личное творчество; экс­плуатация трудящихся - рабочих, крестьян и трудовой интелли­генции - вследствие неограниченной диктатуры правящего клас­са, по отношению к которому эксплуатируемые бесправны и без­защитны; произвольное крайне бюрократическое регулирование всего народного хозяйства, игнорирующее желания самих хозяй­ствующих людей и оставляющее без удовлетворения многие эле­ментарные потребности трудящихся народных масс; наконец, крайняя совершенно бессмысленная растрата природных бо­гатств страны и трудовой энергии людей при использовании про­изводительных сил».

            Можно ли сказать, что эти препятствия исчезли? Действительно, нет уже неограниченной диктатуры правящей партии, однако остальные препоны, хоть и ослабли, но вполне ощущаются, особенно на провинциальных просторах нашей страны. Даже до того весьма живого уровня торговой, промышленной, ремесленной и сельской хозяйственной жизни, которая была характерна для русской провинции век назад, современной России еще далеко. Не случайно ее ландшафт до сих пор покрыт «избами доиндустриального периода», которые уже давно исчезли в более развитых странах.